Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:08, контрольная работа
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.[1,243]
Введение……………………………………………………………………………………........ 3
1.Теоретическая часть.
1.1.Значение пересказа в развитии ребенка………………………………………………. …..4
1.2. Задачи и содержание работы на разных возрастных этапах……………………………..5
1.3. Приёмы и методы обучения пересказу…………………………………………………….4
1.4. Требования, предъявляемые к тексту художественного произведения для пересказа…5
2. Практическая часть.
2.1 Конспект занятия по обучению пересказу во второй младшей группе………………….7
2.2.Конспект занятия по обучению пересказу в старшей группе……………………….........8
Заключение……………………………………………………………………………………...10
Используемая литература……………………………………………………………………...11
Приложение…………………………………
5. Мимическая гимнастика. Воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать, какая была мама-коза. (Добрая.) А какой был волк? (Злой.) Дает каждому ребенку картинку «Добрая коза и злой волк» (рис. 3). Просит найти злого волка и добрую козу. Вместе расматриваем каждое изображение. Называем компоненты мимики (нахмуренные брови, злые глаза, улыбка). Правила игры: «Вот два ободка. На первом — серые ушки, они волчьи. Когда я говорю: „Волк!", надо взять ободок волка, надеть его и изобразить страшного и сердитого волка. Когда я скажу: „Коза!", надо взять и надеть ободок козы с белыми ушками и изобразить добрую козу».
Эта часть занятия проводиться перед большим зеркалом, чтобы дети контролировали свои движения и мимику
6. Развитие мелкой
моторики и зрительного
Воспитатель предлагает детям выложить следы копыт из счетных палочек и следы копытцев из спичек. Показывает образец выкладывания следов козы из счетных палочек и спичек (рис.5)
7. Подведение итогов занятия. Воспитатель хвалит детей.
2.2.Конспект занятия
по обучению пересказу в
Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Задачи. Связная речь: учить детей рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином;
словарь: объяснить детям значение слова жать; учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу;
ознакомление с предложением: учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова;
звуковая культура речи: упражнять в употреблении разных интонаций (сердитая, просительная, ласковая).
Ход занятия:
Воспитатель объясняет детям значение слова жать (жать — убирать хлеб). Рассказывает сказку «Лиса и кувшин». Задает вопросы:
— О чем рассказывается в этой сказке?
— Как лиса попала в кувшин?
— Как она сначала разговаривала с кувшином? (Ласково, она его просила.) Какие слова она говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит ласково.
— А как лиса стала потом разговаривать? (Сердито, она угрожала кувшину.) Какие слова она говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито.
— Чем заканчивается сказка?
— Какою показана лиса в этой сказке и откуда это видно? (Хитрой, потому что она подобралась к кувшину и вылакала молоко; она хотела уговорить кувшин и притворилась ласковой. Сердитой — она потом стала сердито разговаривать с кувшином.)
Воспитатель говорит: «Внимательно послушайте сказку снова. Вы будете ее рассказывать. Запомните, как разговаривала лиса с кувшином вначале и как после».
Воспитатель вызывает для пересказа двух детей: «Один из вас должен рассказывать сказку, другой — говорить за лису. Договаривайтесь сами».
После двух пересказов воспитатель спрашивает всю группу, в чьем исполнении сказка понравилась детям больше («Чем вам понравилась сказка в исполнении Тани и Светы? Как Таня говорила за лису сначала? А потом?»).
— В сказке есть такое предложение: «Побежала лиса к реке». А как сказать по—другому? Вместо слова побежала придумайте другое слово. Что сделала лиса, как сказать по-другому? (Помчалась, понеслась, полетела.)
— Молодцы, много интересных слов назвали. А теперь придумайте, составьте такое предложение, чтобы в нем было слово лиса.
Физкультминутка
Занятие продолжается. Воспитатель напоминает детям, как они играли в «живые слова». Говорит, что сейчас они должны будут угадывать одно слово, чтобы получилось предложение. Приглашает к столу троих детей.
Двум детям он говорит слова рыжая и лиса. Третье слово добавляют дети (крадется, мчится, несется, приближается...). Воспитатель выбирает одно из названных детьми слов и предлагает третьему ребенку встать рядом с двумя первыми (рыжая, лиса). Подводит итог: «У нас получилось предложение». Дети читают предложение: Рыжая лиса приближается.
Воспитатель меняет слова местами: «А сейчас какое предложение? (Приближается рыжая лиса.)
— Поиграем по-другому, игра называется «Угадай, какое слово заблудилось». Почему так называется игра, вы сейчас сами догадаетесь». Воспитатель приглашает к столу четырех детей и распределяет между ними слова: кувыркается, шустрый, весело, лисенок. Предлагает каждому повторить свое слово.
— Догадались, почему так
называется игра? Игра называется «Угадай,
какое слово заблудилось», потому
что слова заблудились — стоят
не по порядку, и не очень понятно,
что же они говорят о лисенке.
Догадайтесь, что нужно сделать,
чтобы предложение стало
Дети предлагают варианты перестановки, называя по одному слову. После каждой перестановки говорят, что получилось. Когда получится предложение, воспитатель производит еще 1-2 перестановки, образуя новые предложения (Шустрый лисенок весело кувыркается; Шустрый лисенок кувыркается весело; Весело кувыркается шустрый лисенок).
Воспитатель говорит, что придумал загадку про лисицу. Приглашает четырех детей. Распределяет между ними слова лежит, норы, лиса, около. Предлагает запомнить их и повторить. Спрашивает, что же нужно сделать, чтобы отгадать «загадку». (Переставить слова, поставить слова по порядку.)
Как и в предыдущем упражнении, перестановка слов производится несколько раз. (Возможные варианты предложений: Лиса лежит около норы; Лежит лиса около норы; Около норы лиса лежит; Около норы лежит лиса.)
Воспитатель предлагает детям-словам разойтись по разным местам. Обращается к остальным детям: «Подзывайте по одному слову, но так, чтобы сразу получилось это предложение (последнее из составленных ранее). Помните, как надо обращаться к словам? (Подойди, пожалуйста, слово около и т.п.).
Заключение.
Роль художественной литературы в развития ребенка огромна. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.[1,23] Мы знаем, что обучение пересказу дошкольников, играет большую роль, не только в обучении, но и воспитании и в развитии ребенка. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинает замечать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот не понял и не узнал его» - писал В.Г. Белинский.
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Путешествие в мир сказки развивает воображение фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. Таким образом, помогая детям овладевать языком художественного текста, педагог выполняет задачи не только обучения, но и воспитания.
Литература.
Приложение.
Сказка «Волк и козлята»
Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.
Воротится коза, постучится в дверь и запоет:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка — по копытечку,
Из копытечка — во сыру землю!
Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:
Вы, детушки! Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся.
Ваша мать пришла — молока принесла.
Полны копытцы водицы!
Козлята ему отвечают:
— Слышим, слышим, да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитывает.
Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтобы петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал.
Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза и стучится:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка — по копытечку,
Из копытечка — во сыру землю!
Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.
Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:
— Кто придет к избушечке, станет
проситься толстым голосом да не перебе
рет всего, что я вам причитываю, дверь
не отворяйте, никого не впускайте.
Только ушла коза — волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка — по копытечку,
Из копытечка — во сыру землю!
Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.
Приходит коза. Сколько ни звала, ни причитывала, никто ей не отвечает.
Видит — дверь отворена. Вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.
Как узнала коза о своей беде, так села она на лавку — начала горевать, горько плакать:
Ох вы, детушки мои, козлятушки!
На что отпиралися-отворялися,
Злому волку доставалися?
Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:
— Что ты на меня грешишь, кума?
Не я твоих козлят съел. Полно горевать,
пойдем лучше в лес, погуляем.
Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:
— Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму.
Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул да и ввалился в горячую яму.
Информация о работе Приемы обучения детей пересказу художественного текста