Приемы обучения детей пересказу художественного текста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:08, контрольная работа

Краткое описание

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.[1,243]

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………........ 3
1.Теоретическая часть.
1.1.Значение пересказа в развитии ребенка………………………………………………. …..4

1.2. Задачи и содержание работы на разных возрастных этапах……………………………..5
1.3. Приёмы и методы обучения пересказу…………………………………………………….4
1.4. Требования, предъявляемые к тексту художественного произведения для пересказа…5
2. Практическая часть.
2.1 Конспект занятия по обучению пересказу во второй младшей группе………………….7
2.2.Конспект занятия по обучению пересказу в старшей группе……………………….........8
Заключение……………………………………………………………………………………...10
Используемая литература……………………………………………………………………...11
Приложение…………………………………

Файлы: 1 файл

к.р. по мрр.docx

— 207.89 Кб (Скачать)

        5. Мимическая гимнастика. Воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать, какая была мама-коза. (Добрая.) А какой был волк? (Злой.) Дает каждому ребенку картинку «Добрая коза и злой волк» (рис. 3). Просит найти злого волка и добрую козу. Вместе расматриваем каждое изображение. Называем компоненты мимики (нахмуренные брови, злые глаза, улыбка). Правила игры: «Вот два ободка. На первом — серые ушки, они волчьи. Когда я говорю: „Волк!", надо взять ободок волка, надеть его и изобразить страшного и сердитого волка. Когда я скажу: „Коза!", надо взять и надеть ободок козы с белыми ушками и изобразить добрую козу».

Эта часть занятия проводиться перед большим зеркалом, чтобы дети контролировали свои движения и мимику

6. Развитие мелкой  моторики и зрительного внимания. Вспоминаем вместе с детьми, куда пошли мама-коза и волк (в лес). Смотрим картинку «Чьи это следы?» (рис.4) и воспитатель рассказывает, что козленок тоже пошел за ними. Предлагаю детям рассмотреть дорогу, по которой они шли. Дети определяют, где следы козы, а где — козленка. спрашиваю детей, как они определили, где чьи следы (у мамы копыта большие, а у козленка маленькие).

Воспитатель предлагает детям выложить следы копыт из счетных палочек и следы копытцев из спичек. Показывает образец выкладывания следов козы из счетных палочек и спичек (рис.5)

7. Подведение итогов занятия. Воспитатель хвалит детей.

 

 

2.2.Конспект занятия  по обучению пересказу в старшей  группе.

 

Пересказ  сказки «Лиса и кувшин»

Задачи. Связная речь: учить детей рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином;

               словарь: объяснить детям значение слова жать; учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу;

               ознакомление с предложением: учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова;

               звуковая культура речи: упражнять в употреблении разных интонаций (сердитая, просительная, ласковая).

Ход занятия:

Воспитатель объясняет детям  значение слова жать (жать — убирать хлеб). Рассказывает сказку «Лиса и кувшин». Задает вопросы:

— О чем рассказывается в этой сказке?

— Как лиса попала в кувшин?

— Как она сначала разговаривала  с кувшином? (Ласково, она его просила.) Какие слова она говорила? Произнесите  эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит ласково.

— А как лиса стала  потом разговаривать? (Сердито, она  угрожала кувшину.) Какие слова она  говорила? Произнесите эти слова  так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито.

— Чем заканчивается сказка?

— Какою показана лиса в  этой сказке и откуда это видно? (Хитрой, потому что она подобралась к  кувшину и вылакала молоко; она  хотела уговорить кувшин и притворилась ласковой. Сердитой — она потом  стала сердито разговаривать  с кувшином.)

Воспитатель говорит: «Внимательно послушайте сказку снова. Вы будете ее рассказывать. Запомните, как разговаривала  лиса с кувшином вначале и как  после».

Воспитатель вызывает для  пересказа двух детей: «Один из вас  должен рассказывать сказку, другой —  говорить за лису. Договаривайтесь  сами».

После двух пересказов воспитатель  спрашивает всю группу, в чьем исполнении сказка понравилась детям больше («Чем вам понравилась сказка в  исполнении Тани и Светы? Как Таня говорила за лису сначала? А потом?»).

— В сказке есть такое  предложение: «Побежала лиса к реке». А как сказать по—другому? Вместо слова побежала придумайте другое слово. Что сделала лиса, как сказать по-другому? (Помчалась, понеслась, полетела.)

— Молодцы, много интересных слов назвали. А теперь придумайте, составьте такое предложение, чтобы  в нем было слово лиса.

Физкультминутка

Занятие продолжается. Воспитатель  напоминает детям, как они играли в «живые слова». Говорит, что сейчас они должны будут угадывать одно слово, чтобы получилось предложение. Приглашает к столу троих детей.

Двум детям он говорит  слова рыжая и лиса. Третье слово добавляют дети (крадется, мчится, несется, приближается...). Воспитатель выбирает одно из названных детьми слов и предлагает третьему ребенку встать рядом с двумя первыми (рыжая, лиса). Подводит итог: «У нас получилось предложение». Дети читают предложение: Рыжая лиса приближается.

Воспитатель меняет слова  местами: «А сейчас какое предложение? (Приближается рыжая лиса.)

— Поиграем по-другому, игра называется «Угадай, какое слово заблудилось». Почему так называется игра, вы сейчас сами догадаетесь». Воспитатель приглашает к столу четырех детей и распределяет между ними слова: кувыркается, шустрый, весело, лисенок. Предлагает каждому повторить свое слово.

— Догадались, почему так  называется игра? Игра называется «Угадай, какое слово заблудилось», потому что слова заблудились — стоят  не по порядку, и не очень понятно, что же они говорят о лисенке. Догадайтесь, что нужно сделать, чтобы предложение стало понятным. (Надо переставить слова.)

Дети предлагают варианты перестановки, называя по одному слову. После каждой перестановки говорят, что получилось. Когда получится  предложение, воспитатель производит еще 1-2 перестановки, образуя новые  предложения (Шустрый лисенок весело кувыркается; Шустрый лисенок кувыркается весело; Весело кувыркается шустрый лисенок).

Воспитатель говорит, что  придумал загадку про лисицу. Приглашает четырех детей. Распределяет между  ними слова лежит, норы, лиса, около. Предлагает запомнить их и повторить. Спрашивает, что же нужно сделать, чтобы отгадать «загадку». (Переставить слова, поставить слова по порядку.)

Как и в предыдущем упражнении, перестановка слов производится несколько  раз. (Возможные варианты предложений: Лиса лежит около норы; Лежит лиса около норы; Около норы лиса лежит; Около норы лежит лиса.)

Воспитатель предлагает детям-словам разойтись по разным местам. Обращается к остальным детям: «Подзывайте  по одному слову, но так, чтобы сразу  получилось это предложение (последнее  из составленных ранее). Помните, как  надо обращаться к словам? (Подойди, пожалуйста, слово около и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 

 

        Роль художественной литературы в развития ребенка огромна. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.[1,23] Мы знаем, что обучение пересказу  дошкольников,  играет большую роль, не только в обучении, но и воспитании и в развитии ребенка. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинает замечать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.  «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот не понял и не узнал его» - писал В.Г. Белинский.  

    Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Путешествие в мир сказки развивает воображение фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.  Таким образом, помогая детям овладевать языком художественного текста, педагог выполняет задачи не только обучения, но и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –23с., 243с.

 

 

  1. Бородич A.M. Методика развития речи детей. - М., Просвещение, 1981. – 209с., 255с

 

  1. Гурович Л.М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии // Дошкольное воспитание 1973. №4.- 74с.

 

 

  1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.

 

  1. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.- 177с.

 

 

  1. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982. – 87с.

 

  1. Леушина А.М. значение пересказа в развитии связной речи дошкольника – М., 1949. – 25с., 59с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Сказка  «Волк и козлята»

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву  шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку  и сами никуда не выходят.

Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла.

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка  — по копытечку,

Из копытечка — во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь  и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк подслушал, как поет коза. Вот  раз коза ушла, волк побежал к  избушке и закричал толстым голосом:

Вы, детушки! Вы, козлятушки!

Отопритеся,

Отворитеся.

Ваша мать пришла — молока принесла.

Полны копытцы водицы!

Козлята ему отвечают:

— Слышим, слышим, да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитывает.

Волку делать нечего. Пошел  он в кузницу и велел себе горло  перековать, чтобы петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал.

Волк опять побежал  к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза и стучится:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла.

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка  — по копытечку,

Из копытечка — во сыру землю!

Козлята впустили мать и  давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила  козлят и строго-настрого наказала:

— Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не перебе 
рет всего, что я вам причитываю, дверь не отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза — волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла.

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка  — по копытечку,

Из копытечка — во сыру землю!

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в  печке.

Приходит коза. Сколько  ни звала, ни причитывала, никто ей не отвечает.

Видит — дверь отворена. Вбежала в избушку — там  нет никого. Заглянула в печь и  нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей  беде, так села она на лавку —  начала горевать, горько плакать:

Ох вы, детушки мои, козлятушки!

На что отпиралися-отворялися,

Злому волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:

— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, 
пойдем лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в  лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:

— Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму.

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул да и ввалился в  горячую яму.

Информация о работе Приемы обучения детей пересказу художественного текста