Приемы обучения детей пересказу художественного текста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:08, контрольная работа

Краткое описание

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.[1,243]

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………........ 3
1.Теоретическая часть.
1.1.Значение пересказа в развитии ребенка………………………………………………. …..4

1.2. Задачи и содержание работы на разных возрастных этапах……………………………..5
1.3. Приёмы и методы обучения пересказу…………………………………………………….4
1.4. Требования, предъявляемые к тексту художественного произведения для пересказа…5
2. Практическая часть.
2.1 Конспект занятия по обучению пересказу во второй младшей группе………………….7
2.2.Конспект занятия по обучению пересказу в старшей группе……………………….........8
Заключение……………………………………………………………………………………...10
Используемая литература……………………………………………………………………...11
Приложение…………………………………

Файлы: 1 файл

к.р. по мрр.docx

— 207.89 Кб (Скачать)

Нижегородский государственный  педагогический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по

«Теории и методике развития речи детей дошкольного  возраста»

 

 

 

 

На тему: «Приемы обучения детей пересказу художественного текста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

                     Сатурова Т. Я. 

Студентка заочного отд.

2го курса ППФ (4года  обуч.)

                                                            

 Преподаватель: 

Красильникова Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород 2012

Содержание

Стр.

 

 

Введение……………………………………………………………………………………........ 3

1.Теоретическая часть.

1.1.Значение пересказа в развитии ребенка………………………………………………. …..4

 

1.2. Задачи и содержание  работы на разных возрастных  этапах……………………………..5

1.3. Приёмы и методы  обучения пересказу…………………………………………………….4

1.4. Требования, предъявляемые  к тексту художественного произведения  для пересказа…5

2. Практическая часть.

2.1 Конспект занятия по  обучению пересказу во второй  младшей группе………………….7

2.2.Конспект занятия по  обучению пересказу в старшей  группе……………………….........8

Заключение……………………………………………………………………………………...10

Используемая литература……………………………………………………………………...11

Приложение………………………………………………………………………………..........12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

         Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.[1,243] 

      В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость.  Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.).  К сожалению, родители, в наше время, из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки, а позднее и произведения детских писателей) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - семи лет.[3,74]   

  Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к внутреннему миру героя.[5,177]  

       Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями. 

      Пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью подготовки к школе.[2,255]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретическая часть.

 

    1. Значение пересказа в развитии ребенка.

 

         Пересказ — осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память и воображение. Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты Е.И.Тихеевой, А.М.Леушиной, Л.А.Пеньевской, Р.И.Габовой, А. М. Бородич и др. Авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи, способствует развитию навыков выразительной речи у детей. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи.

В ходе таких занятий  у детей развивается читательская активность и любознательность, желание  самостоятельной читательской деятельности.      Формируется полноценное эстетическое восприятие произведения, расширяются и углубляются  знания детей, активизируется мыслительная деятельность, развивается словарный запас, возникают возможности для развития монологической речи - одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности детей.[7,25] 

       Поскольку такая деятельность чрезвычайно важна для полноценной и планомерной подготовки детей к школе, ее особенности были предметом неоднократного обсуждения в психолого-педагогической литературе (А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, А. М. Бородин, Н. Н. Светловская, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина и др.). [4,159] 

         Обоснование важности этой деятельности привело к тому, что в программу детского сада введены занятия по обучению детей пересказу произведений художественной литературы. 

       “Программа воспитания в детском саду” ставит перед педагогом такие задачи: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекавшись от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь: помогать или находить нужные слова, выраженные, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств: развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.   Благодаря связной  люди в состоянии грамотно, правильно и последовательно излагать свои мысли, формулировать предложения. Этому должны научить детей педагоги.  

       Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.

Большое значение на связность детской речи оказывает  пересказ  именно, литературных произведений, т.е. связное, осмысленное, выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения в устной форме. А.М. Леушина отмечала, что развитие связной речи должно начинаться с пересказа литературного произведения и переходить к самостоятельному рассказыванию. 

         Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упускать главного то, есть развивать их речевые умения. Пересказ - это также творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов речи, не свойственных данному жанру. Например, в народной сказке будут фальшиво звучать книжные или современные слова и статистические обороты. Подготовка пересказа включает идейно-художественный анализ произведения, как при подготовке к художественному чтению (идея, система художественных образов, сюжет, композиция, язык).  

    Занятия по пересказу занимают знаменательное место в системе работы по формированию связной речи. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи,  воздействие художественных произведений на его личность, на его речевые развития усиливаются.

Художественная  литература является действенным средством  умственного, нравственного и эстетического  воспитания, оказывает большое влияние  на общее развитие ребенка, непосредственно  способствует формированию готовности к учению.  

         В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.  

          Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями. В соответствии с программными требованиями  ребенок должен уметь  вспоминать и воспроизводить, не искажая смысла, хорошо знакомые сказки, рассказы.[6,87]

 

 

 

 

    1. Задачи и содержание работы на разных возрастных этапах.

 

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности  и свой репертуар в соответствии с программными требованиями.

 

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

        С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения. Перед взрослым стоят две задачи: научить детей сначала воспринимать текст, читаемый ему, а затем рассказ самого ребенка.

        Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок», «Теремок», «Репка»).

Наиболее эффективным  приемом обучения пересказу является, прием  когда дети включаются в  повторный рассказ взрослого, повторяя одно, два слова или целое предложение.

         Если ребенок запомнит начало сказки, то он сможет пересказать ее самостоятельно. На этой ступени пересказывания вопросы детям лучше не задавать, а напоминать сам текст, тогда ребенок лучше воспроизводит содержание сказки. После пересказа сказки можно переходить к пересказу коротких рассказов. Образцом таких рассказов являются лаконичные рассказы Л.Н. Толстого. Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа, которая проводится в утренние или в вечерние часы. Во 2-ой младшей группе воспитатель учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводить их к воспроизведению текста.

 

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

          В этот возрастной период решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствия тексту. Произведения для пересказа отличаются большим разнообразием по тематике, содержанию и форме. Мораль в произведении может быть уже скрытой. Широко используется совместный пересказ взрослого и ребенка. Помощь взрослого заключается в напоминании фразы, подсказке забытого слова.

Важным методическим приемом  является оценка детского пересказа.

Занятия по пересказу включаются со средней группы детского сада.

          В средней группе дети должны овладевать правильным произношением всех звуков родной речи, совершенствуется их логическая речь, формируются навыки пересказывания и составных рассказов. Со средней группы включаются занятия по пересказу. Обучение пересказыванию вводиться с декабря- января, но если у всех детей грамотная речь развита хорошо, занятия можно начинать хорошо.

 

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

          В этом возрасте выдвигаются новые задачи: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание рассказа или сказки без помощи взрослого, близко к тексту,Ю используя авторские слова и выражения. Предлагаются более сложные, длинные произведения, подводят к пересказу описательных текстов (рассказы Толстого, Ушинского, Пришвина, Бианки, Скребицкого - описательные тексты. В старшей группе совершенствуется развитие связной речи.

          В подготовительной группе воспитатель развивает отношение к устной речи как языковой действительности: он подводит их к звуковому анализу слов.

Большое значение для развития речи детей всех возрастных групп  имеет ознакомление с художественной литературой. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию прочитанных  текстов, пересказывать прочитанное  воспитателем, выразительно читать стихотворения.  К 7 годам ребёнок должен овладеть диалогической и монологической речью.

          Задачи обучения пересказыванию в старшей группе: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя: передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствующих с переживанием действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, использовать авторские слова и выражения.

           В подготовительной группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, неизученные детали в старшей группе.

Информация о работе Приемы обучения детей пересказу художественного текста