Причины и типы нарушений поведения у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель:
на основе научной литературы изучить причины и типы нарушений поведения у младших школьников.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нарушений поведения детей младшего школьного возраста;
2) определить возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
3) выявить причины нарушений поведения детей младшего школьного возраста
4)определить основные типы нарушений поведения детей младшего школьного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
ГЛАВА 3. ТИПЫ НАРУШЕНИЙ 12
3.1. Гиперактивное поведение 12
3.2. Демонстративное поведение 13
3.3. Протестное поведение 15
3.4. Агрессивное поведение 18
3.5. Инфантильное поведение 21
3.6. Конформное поведение 22
3.7. Симптоматическое поведение 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

причины и типы нарушений поведения у младших школьников.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

       Психологической основой конформности являются высокая внушаемость, непроизвольное подражание, «заражение». Однако будет ошибкой определять как конформное естественное подражание дошкольника взрослым при усвоении правил поведения, оценки значимых событий, при овладении практическими навыками. Типичное и естественное стремление младшего школьника «быть как все» в условиях учебной деятельности также не является конформным.

       Причин  для такого поведения и стремления несколько. Во-первых, дети овладевают обязательными для учебной деятельности умениями и знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу. Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях (особенно незнакомых) ребенок не может самостоятельно выбрать поведение и в этом случае ориентируется на поведение других детей. 

       3.7 Симптоматическое поведение

       Любое нарушение в поведении может  быть своеобразной коммуникативной метафорой, с помощью которой ребенок сообщает взрослым о своей душевной боли, о своем психологическом дискомфорте (например, агрессивное поведение, драки со сверстниками — своеобразное замещение недостающей близости с родителями). Подобное поведение ребенка квалифицируется как симптоматическое. Симптом — это признак болезни, какого-либо болезненного (разрушающего, негативного, тревожащего) явления. Как правило, симптоматическое поведение ребенка — признак неблагополучий в его семье, в школе. Симптоматическое поведение превращается в закодированное сообщение, когда открытое обсуждение проблем со взрослыми невозможно. Например, семилетняя девочка, возвращаясь из школы в особенно трудный для нее период привыкания, адаптации, разбрасывает книжки и тетрадки по комнате, изживая таким образом аффект. Через некоторое время она их собирает и садится за уроки.

       Если  взрослые ошибаются в интерпретации  детского поведения, остаются равнодушными к переживаниям ребенка, игнорируют его психологический дискомфорт, то конфликты ребенка загоняются вглубь, с психологического на физиологический уровень. И тогда взрослые сталкиваются уже не с проблемой плохого поведения, а с болезнью ребенка.

       Другими словами, симптоматическое поведение  или болезнь как разновидность  поведения — своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что сложившаяся ситуация далее невыносима для ребенка (например, рвота как отторжение неприятной, болезненной ситуации в школе).

       Нередко симптоматическое поведение следует  рассматривать как способ, которым  пользуется ребенок, чтобы извлечь выгоду из неблагоприятной ситуации: не пойти в школу, привлечь к себе внимание матери. Например, у первоклассника закономерно поднимается температура именно в тот день, когда должна состояться контрольная работа (диктант). Мать вынуждена не пустить ребенка в школу, остаться с ним, не пойти на работу. В те дни, когда контрольных работ нет, «беспричинного» повышения температуры не происходит.

       Ребенок, который демонстрирует недомогание, слабость, беспомощность и ожидает, чтобы о нем заботились, по сути контролирует того, кто проявляет о нем заботу. О подобной позиции Л. С. Выготский писал: «Представьте себе, что ребенок испытывает известную слабость. Эта слабость может стать в известных условиях силой. Ребенок может прикрываться своей слабостью. Он слаб, плохо слышит — это понижает его ответственность по сравнению с другими людьми и привлекает большую заботливость со стороны других людей. И ребенок бессознательно начинает культивировать в себе болезнь, так как она дает ему право требовать повышенного к себе внимания»". Совершая подобное «бегство в болезнь», ребенок, как правило, «выбирает» именно ту болезнь, то поведение (иногда одновременно и то и другое), которые вызовут крайнюю, наиболее острую реакцию взрослых.

       Таким образом, симптоматическое поведение характеризуется несколькими признаками: нарушения поведения непроизвольны и не поддаются контролю со стороны ребенка; нарушения поведения оказывают сильное влияние на других людей, и, наконец, такое поведение часто «закрепляется» окружающими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Изученный материал позволяет сделать следующие выводы.

       За  последние годы было выполнено психологами и педагогами достаточно много исследований по изучению, диагностике и коррекции нарушений поведения. Этому посвящены работы Беличевой С.А., Коломинского Я.Л., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е. и др.

       В возрасте 7-11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается воздействиям со стороны семьи, школы, друзей.  Он понимает, что отличается от других, и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. В этот период довольно часто встречаются нарушения в поведении детей.

       Психологи и педагоги в основном выделяют две причины подобных нарушений:

       1) Внутренние, вызванные особенностями индивидных свойств ребенка: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью или, наоборот, психомоторной расторможенностью.

       2) Внешние, являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

       Типичными нарушениями поведения в этом возрасте являются гиперактивное поведение (обусловленное, как уже было сказано, преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка),  демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и симптоматическое поведение (в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания). 

Список  литературы:

  1. Зайцева И.А., Кукушина В.С., Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика. - Ростов-на-Дону: «Март», 2002.
 
  1. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М: Сфера, 2001.
 
  1. Ковалева  А.И. Социализация личности: норма и  отклонение./А.И. Ковалева - М.: 2002.
 
  1.  Коломинский  Я.Л. Психология детей в норме и патологии.- М.: «Питер», 2004.
 
  1. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб.  пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред Г.Ф. Кумариной. – М.: «Академия», 2003.
 
  1. Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения. - М.: Юрид. лит., 2002.
 
  1. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение./П.Ф. Лесгафт - М.: Педагогика, 1991.
 
  1. Мишина  Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагогика. - М.: « Форум-Инфра-М», 2007.
 
  1. Немов Р.С. Психология. – М.: «Владос», 1998
 
  1.  Психологический словарь/ Под ред. В.В.Давыдова и др.- М.: Педагогика, 2003.
 
  1.  Специальная психология/ Под ред. В.И.Лубовского.- М.: «Академия,2005.

Информация о работе Причины и типы нарушений поведения у младших школьников