Понятие профессии учителя с эмоционально-волевой позиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:21, реферат

Краткое описание

В нашей стране мало говорится о защите прав учителя, так как приоритетными в деятельности является защита прав, свобод и достоинства несовершеннолетних участников образовательного процесса. У школьного омбудсмена много работы. С различными проблемами, учебными и житейскими конфликтами к нему обращаются ученики, учителя, родители. Многие даже не задаются вопросом: «Что испытывает учитель, переступая порог школы?» Ощущает ли он состояние душевного, физического и социального благополучия? Почему одному человеку удается легко справляться со своими обязанностями, а другому их выполнение дается с трудом? Один специалист любим всем коллективом, и люди готовы идти за ним, а другой каждый раз выходит с работы как с поля битвы. Много вопросов ставит жизнь.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.89 Кб (Скачать)

В-третьих, активная позиция  в профессиональной жизни, реализация своего личностного потенциала, субъектная позиция в освоении личностно ориентированного подхода характеризуют  здоровую, «полноценно функционирующую» личность. Развитие субъектной позиции ученика, как известно, является основным предназначением личностно ориентированного подхода в образовании.

В-четвертых, в нашем исследовании была выявлена зависимость степени готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода от характера и направленности мотивов профессиональной деятельности [3]. Выбор учителем способов своего профессионального бытия и постоянное самоопределение в полипарадигмальном пространстве педагогической реальности характеризуются «борьбой мотивов» и выработкой дополнительного мотива поведения. Л.П.Гримак указывает на связь этого сложного процесса с проблемой психологического самочувствия: «Собственный убедительный и конкретный мотив становится лучшим стимулом для деятельности, ведущей к психологическому равновесию» [2,c.170].

Цели программы сохранения и укрепления психологического здоровья учителя  состоят в следующем: 

  • формирование способности и  сохранение психо-физиологических возможнос-тей к собственному развитию в профессионально-личностной сфере,  к созданию  мотивов и интереса "быть здоровым"; 
  • формирование установки на здоровье как на основу своего профессионального долголетия и благополучия, как на условиеуспешной реализации личностно ориентированного подхода;
  • сохранение  и  укрепление  своей "профессиональной и личностной целостности" (А.К.Маркова), развитие именно тех ее качеств,  которые востребованы  в современном обществе и обеспечивают реальную самоактуализацию педагога [4,c.242].

 Одним из важных вопросов программы является вопрос о взаимосвязи стрессовых состояний с активностью педагога как личности, о понимании активности как эффективного способа преодоления стресса, кризисной ситуации (в том числе и в профессиональной сфере). Организация личностно ориентированного взаимодействия связана с непосредственным реагированием педагога по принципу "здесь и теперь" в постоянно происходящем диалоге учителя и ученика. Соответственно, актуальным является вопрос о возникновении в процессе личностно ориентированного взаимодействия той психологической напряженности, которая провоцируется потребностью личности занять  свою позицию, выработать самоотношение и направленность своего действия в решении возникающих в обсуждении проблем.

Сущность и специфику  психологического здоровья педагога следует рассматривать как явление ценностного самоопределения педагога в профессиональной деятельности, характеризующееся заменой ситуативного поведения педагога на концептуальное. Выявление психолого-педагогических детерминант эффективного формирования психологического здоровья педагога в процессе педагогической деятельности, психологическое и научно-методическое обеспечение этого процесса должны удовлетворять следующим условиям:

1) основываться на методологии целостного подхода  (в единстве его деятельностной, личностной, аксиологической и акмеологической составляющих);

2) обеспечивать поэтапное  формирование у педагога психологического здоровья  на послевузовском этапе и вовлеченность в этот процесс самих педагогов как активных субъектов своего профессионально-личностного развития;

3) способствовать усилению  гуманитарного качества профессиональной среды в образовательном учреждении и ее личностно-развивающей направленности.

Сохранение и эффективное  формирование у педагогов психологического здоровья будет оптимально осуществляться в  условиях локальной профессиональной среды,  если:

- психологическое здоровье  педагога понимается как  качественная  характеристика и результат его профессионально-личностного самоопределения в пространстве педагогической реальности, как фактор и условие успешного освоения учителем личностно ориентированного взаимодействия,  сущностной основой которого выступает психолого-педагогическая компетентность учителя;

- специфика формирования  на послевузовском этапе у  педагога психологического здоровья детерминируется необходимостью создания гуманитарной (личностно-развивающей) профессиональной среды;  

- приоритетными направлениями  сохранения и формирования психо логического здоровья рассматриваются актуализация ценностно-смысловых аспектов личности, проектирование и освоение личностно ориентированной педагогической деятельности, актуализация субъектных возможностей педагога, активизация его полисубъектной позиции в педагогической деятельности, развитие профессионально значимых личностных качеств, организация процесса самопознания и самоанализа своего профессионального поведения.

 

Заключение

Основной проблемой педагога в работе является повышенное стрессовое и эмоциональное состояние. Как  ни страшно это звучит, но современные  дети стали довольно жестокими и  беспринципными.  Они знают свои права, но не интересуются обязанностями, а повышенная их защищенность позволяет  в любой спорной и конфликтной  ситуации остаться безнаказанными, а  порой всю ответственность за возникшие проблемы перекладывают  на плечи учителя. Современные педагоги на сегодняшний день живут в постоянном напряжении, так как любое их действие в сторону того или иного ребенка  может расцениваться как нарушение  личного пространства ребенка или  ущемление его гражданских прав.

Как справиться с такой  ситуацией? Необходимо создать систему  социально-психологического сопровождения  деятельности учителя, как в отдельности, так и для всего коллектива. Такое сопровождение складывается из нескольких этапов.

Первый – грамотная и своевременная диагностика с целью определить потенциальные возможности каждого педагога, выявить сильные стороны его личности, проблемные «точки».

Второй этап – помощь учителям в разработке персонального маршрута, то есть реализации профессиональных функций посредством повышения квалификации, профессиональных знаний, умений и навыков как в реальном времени, так и в перспективе развития. Учителю нужно создать ситуацию успеха, чтобы ему интересно было работать над собой, своими самообразованием.

Третий этап – совместное с учителем проектирование этапов его профессионального развития. Создание и самосоздание образа эффективного педагога. Выявление возможных препятствий на пути достижения искомой цели. Учитель ищет ответ на вопрос: «К чему буду стремиться?»

Есть еще один принципиально  важный момент – учиться технологиям  профессионального самосохранения. Это способность педагога противостоять негативным воздействиям профессиональной среды и максимально актуализировать свой потенциал. Предполагается повышение его социально-психолого-педагогической компетентности, самоизучение своей личности, профессионального роста, повышение уровня педагогической толерантности.

Как профилактическое средство от возникновения синдрома эмоционального выгорания можно рассматривать  и творческую деятельность: участие  в коллективах художественной самодеятельности, клубах-студиях. Эффективно влияет на самосохранение педагогов включение  их в исследовательскую, опытно-экспериментальную  работу. Любой вид творчества целителен. Кто-то пишет стихи, рисует картины, делает коллажи, вяжет, мастерит из дерева и не замечает, что сам для себя становится надежным терапевтом.

Хорошо, когда с педагогами работают квалифицированные психологи, организуют тренинги эффективного реагирования, приобретения коммуникативных навыков, педагогической компетенции.

 

Список литературы

  1. Боно, Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении: Пер. с англ. / Э. Боно; /Под общ. ред. О.К. Тихомирова. – М.: Прогресс, 1976. – 144с. 
  2. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности /Л.П.Гримак. - М.: Политиздат, 1989. - 319 с.
  3. Глуханюк Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: Дис. ... докт. психол. наук /Н.С.Глуханюк. - Екатеринбург, 2001. - 313 с.
  4. Габдреева, Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием: Учеб. пособие / Г.Ш. Габдреева. – Казань: Изд-во КГУ, 1981. – 63 с. 
  5. Гаджиева, Н.М. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания / Н.М. Гаджиева, Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – Екатеринбург, 1998. – 144с. 
  6. Водопьянова, Н.Е.Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова.– СПб.: Питер, 2008. –336 с. 
  7. Лукьянова М.И. Готовность учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности: концепция формирования в условиях профессиональной среды: монография
  8. М.И.Лукьянова. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. - 440 с. 
  9. Маркова  А.К.  Психология профессионализма /А.К.Маркова. - М., 1996. - 308 с.
  10. Психофизический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов / С.М. Косенок, В. М. Карлышев, А.П. Исаев, С.А. Кабанов // Педагогика. – 1998. – №4. – С. 118 – 119. 
  11. Семенова Е.М. Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.М. Семенова, Е.П. Чеснокова; под ред. проф. Е.А. Панько. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – 174с. 

 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Понятие профессии учителя с эмоционально-волевой позиции