Понятие профессии учителя с эмоционально-волевой позиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:21, реферат

Краткое описание

В нашей стране мало говорится о защите прав учителя, так как приоритетными в деятельности является защита прав, свобод и достоинства несовершеннолетних участников образовательного процесса. У школьного омбудсмена много работы. С различными проблемами, учебными и житейскими конфликтами к нему обращаются ученики, учителя, родители. Многие даже не задаются вопросом: «Что испытывает учитель, переступая порог школы?» Ощущает ли он состояние душевного, физического и социального благополучия? Почему одному человеку удается легко справляться со своими обязанностями, а другому их выполнение дается с трудом? Один специалист любим всем коллективом, и люди готовы идти за ним, а другой каждый раз выходит с работы как с поля битвы. Много вопросов ставит жизнь.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.89 Кб (Скачать)

Введение.

В нашей стране мало говорится  о защите прав учителя, так как  приоритетными в деятельности является защита прав, свобод и достоинства  несовершеннолетних участников образовательного процесса. У школьного омбудсмена много работы. С различными проблемами, учебными и житейскими конфликтами  к нему обращаются ученики, учителя, родители. Многие даже не задаются вопросом: «Что испытывает учитель, переступая порог школы?» Ощущает ли он состояние душевного, физического и социального благополучия? Почему одному человеку удается легко справляться со своими обязанностями, а другому их выполнение дается с трудом? Один специалист любим всем коллективом, и люди готовы идти за ним, а другой каждый раз выходит с работы как с поля битвы. Много вопросов ставит жизнь. Немало сил и времени уходит на то, чтобы выполнить возросшие требования к учительскому сословию, тем более что высота требований подчас плохо увязана с материальными возможностями. Отсюда – усталость, нервное напряжение.

Это определяет актуальность нашей работы.

 

 

 

  1. Понятие профессии учителя с эмоционально-волевой позиции.

Профессия учителя относится  к разряду стрессогенных, требующая от него больших резервов самообладания и саморегуляции. По данным социально-демографических исследований, труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда. В педагогической среде широко распространено психологическое явление – эмоциональное выгорание. Предвестником возникновения эмоционального выгорания служит отсутствие положительных эмоций, связанных с удовлетворением от труда, от осознания своей ненужности. Учитель понимает  бесполезность собственных усилий и затрат, он не в силах соответствовать ожиданиям окружающих (коллег, учеников, их родителей).     

Все мы – живые люди, и  почти ни от чего не защищены. Могут  сказаться обстоятельства, возраст, состояние здоровья, могут возникнуть неразрешимые проблемы, просто навалиться усталость. Страх, опасения, подведут коллектив, себя – просто деморализуют учителей. Психологическая незащищенность учительства  – серьезная проблема. Мы не можем, не умеем, не научены переживать личностное горе, эмоциональные поражения.  

Добившись успеха, удовлетворив потребности профессионального  роста, однако не обученные профилактическим навыкам, предупреждающим нервное  напряжение, учитель осознает, что  не может соответствовать уровню своих притязаний и начинает постепенно сдавать позиции. «Выгоревший» учитель  страдает сам, разрушает всех тех, кто  находится рядом с ним: свою семью, учащихся, коллег.

Труд учителя очень  специфичен, для него необходимо такое  качество как эмоциональная стабильность, эмоциональная устойчивость, обладание  психологической устойчивостью  педагогической деятельности.

В качестве показателей психологической  устойчивости педагогической деятельности выделяют:

  • уверенность в себе как учителе;
  • отсутствие страха перед детьми;
  • умение владеть собой (саморегуляция, самоконтроль);
  • отсутствие эмоциональной напряженности, ведущей к раздражительности, невыдержанности, неуравновешенности;
  • наличие волевых качеств (целеустремленность, выдержанность, организованность, терпимость);
  • удовлетворенность деятельностью;
  • нормальная утомляемость.

Педагог должен следить за своим психическим состоянием, так  как от него, во-первых, зависит успех  учебно-воспитательной работы, а во-вторых, оно отражается на детях, которые  склонны к подражанию.

Несомненно, одна из важнейших  функций учителя – мотивировать ребят к учению, побуждать их брать  на себя исполнение задач, которые требуют  способностей поднимать моральный  дух, формировать смелость и решительность. Но учитель-пессимист не способен на это. Вот и формируется образовательная  среда, которую великий педагог  Януш Корчак назвал средой «безмятежного потребления».

 

  1. Пути самосохранения учителя в рамках профессионального взаимодействия

Большое значение придается  фактору здоровья в успешной деятельности представителей различных профессий, психическое и физическое нездоровье которых могут послужить причиной развития профессионального стресса. Особую актуальность данная проблема приобретает для специалистов социальной сферы деятельности, работа которых  связана с непосредственным взаимодействием с людьми.

К числу так называемых «помогающих профессий», в которых  деятельность специалиста реализуется  через построение особых отношений  с другими людьми, относится профессия  педагога. Данную профессию относят  к категории «риска», как наиболее, по сравнению с другими социономическими профессиями, подверженной профессиональной деформации и психическому выгоранию.

Исследование педагогической деятельности показали, что она обладает рядом особенностей, позволяющих  характеризовать ее как потенциально эмоциогенную. Это «работа сердца и нервов», где требуется, как справедливо заметил В.А.Сухомлинский, буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил.

Высокая эмоциональная напряженность  педагогического труда вызывается наличием большого числа факторов стресса: высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих  педагогических ситуаций, социальная оценка, необходимость осуществления  частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д.

Занимаясь изучением профессиональной дезадаптации учителей, Л.С. Шафранова сформулировала характеристики учительского труда:

· постоянно присущее рабочим ситуациям состояние новизны;

· специфика трудового  процесса определяется не столько характером «предмета» труда, сколько особенностями  и свойствами самого «производителя»;

· необходимость постоянного  саморазвития, так как иначе «возникает ощущение насилия над психикой, приводящее к подавленности и раздражительности»;

· эмоциональная насыщенность межличностных контактов;

· ответственность за подопечных;

· постоянное включение в  деятельность волевых процессов [6].

Педагог постоянно включен  в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно и конструктивно реагировать. При встрече с непредвиденными  ситуациями, он должен думать, прежде всего, о том, как разрешить проблему с наименьшими последствиями  для детей, которые находятся  под его ответственностью. Особенно это значимо в условиях дошкольного  образования, где ответственность  за жизнь и здоровье детей крайне высока.

Большая часть рабочего дня  педагога протекает в эмоционально напряженной обстановке: эмоциональная  насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность  за детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное  и физическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. В отдельных случаях эмоциональное  напряжение достигает критического момента, когда педагог теряет самообладание  и проявляет себя в агрессивной  форме (окрики, проявление гнева, раздражительности). Но профессиональный долг обязывает  принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния.

Внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. А между тем, требуемая от педагога дошкольного образования выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств, во многом обусловлены его здоровьем.

Последние годы характеризуются  повышением внимания общества к проблемам  здоровья, проводится целый ряд мероприятий, нацеленных на его укрепление. При  этом традиционно основное внимание уделяется вопросам сохранения физического  здоровья: закаливанию, физической активности, рациональному питанию, режиму и  т.п. Между тем, современные представления  о здоровье выходят далеко за рамки  медицины и предполагают немалые  усилия и в другом направлении. Так, всё более широкое признание  получают взгляды на здоровье как  на источник повседневной жизни, заключающий  в себе как социальные и личные ресурсы, так и физические возможности (ВОЗ); здоровье рассматривается как  структурообразующий конструкт  духовной сферы человека и условие  его творчества (А.А. Бодалев, В.Т. Ганжин, А.А. Деркач). Есть и другие подходы к определению здоровья. Однако обращают на себя внимание не столько различия, как общность в современных определениях здоровья – значимой его характеристикой выступают психологические аспекты.

Психологическое здоровье (эмоциональное  благополучие, внутренний душевный комфорт, чувство защищенности) – основной критерий успешности школьной и дошкольной психологической службы. Всё чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, изменилось и отношение самих педагогов к своему здоровью. Его ценность осознают не только учителя, воспитатели-пенсионеры, педагоги среднего возраста, но и молодые, для которых «быть здоровым» становится престижным. Здоровые педагоги производительно работают, предрасположены к творчеству, обладают способностью самоизвлечения новых резервов эффективности своей жизнедеятельности.

 

В связи с вышеизложенными  фактами стоит вопрос об охране здоровья педагога, его профессиональном долголетии. Но как достичь этого? Как обеспечить профессиональное долголетие, укрепить здоровье педагогов?

Сохранению и восстановлению психологического здоровья педагога в  значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения.

Позитивное восприятие педагогом  самого себя является одним из важнейших  факторов эффективности его деятельности. Однако, многие исследователи констатируют, что подавляющая часть педагогов обладает неадекватной Я-концепцией, низкой самооценкой, неуверенностью в себе [4,7,8]. Внутренние источники данных негативных явлений – необъективное восприятие ситуации, низкая самооценка, недостаточная степень самоуважения.

Высокий уровень самопринятия (принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинствами, но и слабостями, недостатками) обусловливает положительное отношение к другим. Педагог, принимающий себя как личность, индивидуальность, стремится к самореализации. Она предполагает определение своих положительных качеств и перспектив, осознание себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей профессионального самосовершенствования. Осознанная потребность в самоанализе, саморазвитии и самосовершенствовании своей личности является одним из условий развития сохранения психологического здоровья педагога дошкольного образования.

Обладая адекватной самооценкой  и позитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности, содействует развитию у них таких личностных качеств как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе.

 

Значительное число напряженных  ситуаций в процессе педагогического  взаимодействия порождает консерватизм, шаблонность поведения педагога, которые постепенно переходят в  черты характера, отражаются на мыслительных процессах.

Ригидность мышления и  поведения – это то, что мешает педагогу работать творчески, изменять стратегию своего поведения в  зависимости от ситуации, находить нестандартные решения сложных педагогических ситуаций.

Слово ригидность означает затрудненность в изменении субъективной программы деятельности человека в  условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность мышления, его  чрезмерная логичность – это то, что мешает педагогу изменять стратегию  своего поведения в зависимости  от ситуации, находить нестандартные, нестереотипные решения сложных  педагогических ситуаций. В ситуации решения мыслительных задач ригидность проявляется в привязанности  к привычному (отработанному) способу  действия, в неспособности изменить установку.

Гибкость (пластичность) в  отличие от ригидности предполагает легкость перестройки поведения, оперативное  реагирование на изменение ситуации. В исследованиях многих авторов (Н.С.Ефимова, Л.М.Митина, Г.С.Никифоров), употребляющих понятие «гибкость», она определяется как свойство противоположное ригидности.

Многие авторы для обозначения  интеллектуальной гибкости используют разные термины: одни называют ее «переключаемостью», другие «подвижностью», третьи «нешаблонностью, нестереотипностью, нестандартностью мышления».

Э.Боно употребляет термин «нешаблонное мышление». По его мнению, шаблонно мыслящие люди избирают для решения проблемы с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему [1]. Нешаблонное мышление позволяет по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того, чтобы придерживаться раз избранной позиции.

Информация о работе Понятие профессии учителя с эмоционально-волевой позиции