Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:21, реферат
В нашей стране мало говорится о защите прав учителя, так как приоритетными в деятельности является защита прав, свобод и достоинства несовершеннолетних участников образовательного процесса. У школьного омбудсмена много работы. С различными проблемами, учебными и житейскими конфликтами к нему обращаются ученики, учителя, родители. Многие даже не задаются вопросом: «Что испытывает учитель, переступая порог школы?» Ощущает ли он состояние душевного, физического и социального благополучия? Почему одному человеку удается легко справляться со своими обязанностями, а другому их выполнение дается с трудом? Один специалист любим всем коллективом, и люди готовы идти за ним, а другой каждый раз выходит с работы как с поля битвы. Много вопросов ставит жизнь.
Нешаблонное мышление доступно каждому, кто заинтересован в получении новых идей и является привычкой и делом практики, - пишет Э.Боно. При желании любой человек может развить в себе определенные навыки к мышлению такого рода. Однако, для его развития необходимо обладать достаточно развитым чувством юмора: «Всякий, кто обладает … развитым чувством юмора, гораздо лучше поймет природу нешаблонного мышления, нежели тот, кого природа не одарила этим чувством».
Проявлениями педагогической гибкости считаются: способность создавать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, менять освоенные способы (стратегии) выполнения задания, способность видеть объект под новым углом зрения, умение свободно переносить и трансформировать приобретенный опыт в новые ситуации. Гибкость ума проявляется в использовании предлагаемых идей, даже если они противоположны собственным, в нахождении выхода даже из безвыходных ситуаций.
Изучение рассматриваемого феномена востребовано практикой, констатирующей, что педагог зачастую не готов к большим интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, с трудом меняет свое поведение в сложных, непредсказуемых ситуациях. С увеличением стажа работы у него возрастает стереотипность, шаблонность мышления, закрепляются защитные психологические механизмы, ведущие, к повышению авторитарности, неспособности принять другую точку зрения, ригидности поведения. Все это препятствует взаимопониманию педагога и ребенка, сказывается на их психологическом здоровье.
Развитию гибкости педагога способствует использование следующих методов и приемов:
· при обсуждении педагогических проблем в дискуссиях с коллегами применять приемы мозгового штурма: при обмене мнениями отказаться от критики высказываний других, постараться высказать в короткий срок как можно большее число идей, затем оценить реальность предложений и переходить к их реализации;
· самоанализ педагогических
ситуаций - подобрать несколько решений
к определенной ситуации (развитие
вариативности поведенческих
· развитие креативности (решение
психологических загадок и
· самоанализ поведения в сложных жизненных ситуациях, осознание нерациональности импульсивных поведенческих реакций, переоценка значимости событий, интеллектуальный анализ эмоций.
· упражнения на развитие мыслительной гибкости. Например:
Педагогическая гибкость является таким психологическим феноменом, который, проявляясь в условиях проблемной ситуации, заставляет педагога произвести перестройку сформированных у него умственных операций, в зависимости от требований ситуации, дает возможность приспособиться к неблагоприятным факторам деятельности, проявляя подвижность, нестандартность мышления и поведения. Основными элементами педагогической гибкости, способствующими ее развитию, являются: вариативность, нешаблонность мышления и поведения, развитое чувство юмора и творческая активность личности. Именно они обеспечивают эффективную адаптацию личности к требованиям ситуации, способствуют быстрому нахождению необычных, новых и наиболее оптимальных способов деятельности.
Важным аспектом работы по сохранению психологического здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции. Необходимость саморегуляции возникает, когда профессионал сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения; находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, находится в ситуации оценивания со стороны коллег, других людей, администрации. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. Овладев ими, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией [3, 4, 9].
Для ситуативной саморегуляции эмоционального состояния во время действия эмоциогенных факторов могут использоваться:
· Дыхательные упражнения успокаивающей направленности (характеризуются постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха).
· Сосредоточение внимания
и воображения на определенном объекте
(зрительных, звуковых, телесных и других
ощущениях). Например, при первых признаках
напряжения представить внутри себя,
на уровне груди, мощный пресс, который
движется сверху вниз, подавляя возникающую
отрицательную энергию и
· Сочетание приемов концентрации внимания, актуализации воображения и дыхательных упражнений. Например, можно использовать следующий прием перед предстоящей неприятной беседой: глубоко вдохнуть, во время выдоха резким движением в воображении, как бы сорвать напряжённую маску со своего лица. После этого начинать беседу.
В основе «нездоровых» моделей
поведения лежат иррациональные
мысли и убеждения. Они ведут
к неконструктивным переживаниям, не
способствуют преодолению стресса
и повышают риск выгорания. Иррациональные
убеждения характеризуются
Для профилактики и преодоления негативных эмоциональных состояний иррациональные убеждения могут быть переработаны в рациональные. Для этого их необходимо вовремя выявлять и систематически замещать на рациональные убеждения.
Необходимо провести самоанализ
внутреннего диалога и
Полезно заручиться позитивными высказываниями про запас, научиться думать конструктивным образом, чтобы не «застревать» на негативных переживаниях и не препятствовать своему творческому поиску новых путей преодоления жизненных и профессиональных стрессов.
Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет физическое и профессиональное творческое долголетие.
Программа профессионального психологического самосохранения может иметь следующие пункты:
· активная позиция в профессиональной жизни (перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств), а именно реализация себя как активной личности в активной профессиональной среде;
· готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок, которую наблюдают у многих долгожителей;
· укрепление в своей личности тех ее качеств, которые особенно необходимы и востребованы в современном обществе (готовность к включению в новые проекты, укрепление у себя ресурса «успеха» и уверенности в своих силах);
· создание оптимистической профессиональной перспективы, усиление авторства своей жизни даже в сложных обстоятельствах;
· поддержание у себя позитивной Я-концепции себя как профессионала, акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств;
· внутренняя личностная ответственность за свое психическое и физическое здоровье;
· способность жить в ладу с самим собой, внутренняя гармония, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни;
· умение понять себя как индивидуальность, самобытность, действование не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;
· установка на творчество даже в малоподходящих для этого условиях («выживание через творчество»);
· владение приемами самовосстановления (физического и психического) после перегрузок, нормализации уровня работоспособности;
· исключение из своей жизни саморазрушающих и самопоражающих стратегий поведения, усиление своего жизненного потенциала и жизнестойкости [2,6].
Использование педагогом предложенных рекомендаций в повседневной деятельности поможет сохранять «рабочее» самочувствие, снизит вероятность развития профессионального «выгорания», позволит "быть на дружеской ноге" со своей работой.
Имеющиеся научные знания и фрагментарный практический опыт освоения педагогом способов сохранения психологического здоровья нуждаются в обогащении, систематизации, структурировании, дополнении теми методами, способами и механизмами, с помощью которых решение проблемы формирования психологического здоровья педагогов станет возможным на послевузовском этапе в условиях локальной рофессиональной среды.
На наш взгляд, программа сохранения психологического здоровья учителя должна стать важным приоритетным компонентом сопровождения процесса формирования готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода. Считаем необходимым рассматривать этот вопрос в контексте гуманизации образования и педагогической деятельности. Сохранение психологического здоровья учителя и его способность к профессиональному самосохранению являются важными условиями успешной реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности.
Проблема профессионального самосохранения педагога подробно рассматривается А.К.Марковой как проблема сохранения профессиональной и личностной целостности, влияющая на успешность профессионального развития и саморазвития [4,c.241]. Программа профессионального самосохранения педагога также предлагается Н.С.Глуханюк, при этом профессиональное самосохранение понимается как способность учителя противостоять негативно складывающейся социально-профессиональной ситуации, максимально актуализировать свой потенциал при возникновении риска дестабилизации профессиональной жизни как готовность к профессиональному самоизменению [1,c.246].
Назовем основные аргументы в пользу тезиса о том, что реализация личностно ориентированного подхода возможна лишь тем учителем, который принимает необходимость сохранения и укрепления своего психологического здоровья как ценность, как фактор и условие своего профессионально-личностного развития и профессионального долголетия.
Во-первых, психологическое здоровье предполагает понимание себя как индивидуальности, самобытности и при внесении изменений в свою жизнь (в профессию) способность действовать не вопреки своей индивидуальности, а в соответствии с ней. Технология реализации личностно ориентированного подхода включает в себя выработку и учет индивидуального стиля деятельности, выбор учащимся своего способа познанияв соответствии с личностными особенностями, личностными смыслами, познавательными и когнитивными предпочтениями.
Во-вторых, позитивная Я-концепция учителя, поддержание у себя позитивного “образа Я” как профессионала, способность делать акценты на своих достижениях и положительных качествах - все эти характеристики как важные составляющие психологического здоровья учителя определяют возможность и готовность учителя поддерживать и развивать таковые же характеристики в своих учениках.
Информация о работе Понятие профессии учителя с эмоционально-волевой позиции