Понятие профессии учителя с эмоционально-волевой позиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:21, реферат

Краткое описание

В нашей стране мало говорится о защите прав учителя, так как приоритетными в деятельности является защита прав, свобод и достоинства несовершеннолетних участников образовательного процесса. У школьного омбудсмена много работы. С различными проблемами, учебными и житейскими конфликтами к нему обращаются ученики, учителя, родители. Многие даже не задаются вопросом: «Что испытывает учитель, переступая порог школы?» Ощущает ли он состояние душевного, физического и социального благополучия? Почему одному человеку удается легко справляться со своими обязанностями, а другому их выполнение дается с трудом? Один специалист любим всем коллективом, и люди готовы идти за ним, а другой каждый раз выходит с работы как с поля битвы. Много вопросов ставит жизнь.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.89 Кб (Скачать)

Нешаблонное мышление доступно каждому, кто заинтересован в  получении новых идей и является привычкой и делом практики, - пишет Э.Боно. При желании любой человек может развить в себе определенные навыки к мышлению такого рода. Однако, для его развития необходимо обладать достаточно развитым чувством юмора: «Всякий, кто обладает … развитым чувством юмора, гораздо лучше поймет природу нешаблонного мышления, нежели тот, кого природа не одарила этим чувством».

Проявлениями педагогической гибкости считаются: способность создавать  разнообразные идеи в неопределенной ситуации, менять освоенные способы (стратегии) выполнения задания, способность  видеть объект под новым углом  зрения, умение свободно переносить и  трансформировать приобретенный опыт в новые ситуации. Гибкость ума  проявляется в использовании  предлагаемых идей, даже если они противоположны собственным, в нахождении выхода даже из безвыходных ситуаций.

Изучение рассматриваемого феномена востребовано практикой, констатирующей, что педагог зачастую не готов  к большим интеллектуальным и  эмоциональным нагрузкам, с трудом меняет свое поведение в сложных, непредсказуемых ситуациях. С увеличением  стажа работы у него возрастает стереотипность, шаблонность мышления, закрепляются защитные психологические механизмы, ведущие, к повышению авторитарности, неспособности принять другую точку  зрения, ригидности поведения. Все это  препятствует взаимопониманию педагога и ребенка, сказывается на их психологическом здоровье.

Развитию гибкости педагога способствует использование следующих методов и приемов:

· при обсуждении педагогических проблем в дискуссиях с коллегами  применять приемы мозгового штурма: при обмене мнениями отказаться от критики высказываний других, постараться  высказать в короткий срок как  можно большее число идей, затем  оценить реальность предложений  и переходить к их реализации;

 

· самоанализ педагогических ситуаций - подобрать несколько решений  к определенной ситуации (развитие вариативности поведенческих реакций  в нестандартных условиях, рефлексивный анализ собственного поведения);

· развитие креативности (решение  психологических загадок и задач  с нахождением нестереотипных ответов, поиск альтернативных способов подхода  к одной ситуации с использованием разнообразных приемов, абсурдных решений и т.п.);

· самоанализ поведения в  сложных жизненных ситуациях, осознание  нерациональности импульсивных поведенческих  реакций, переоценка значимости событий, интеллектуальный анализ эмоций.

· упражнения на развитие мыслительной гибкости. Например:

  • Взять три слова, мало связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Необходимо составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали в себя эти три слова.

 

  • Придумать как можно больше вариантов использования не по прямому назначению следующих предметов: утюг, пуговица, канцелярская скрепка, банан.

 

  • Придумать два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков, стремится к нестандартным вариантам ответов на основе анализа существенных признаков предметов [5, 9].

 

Педагогическая гибкость является таким психологическим  феноменом, который, проявляясь в условиях проблемной ситуации, заставляет педагога произвести перестройку сформированных у него умственных операций, в зависимости  от требований ситуации, дает возможность  приспособиться к неблагоприятным  факторам деятельности, проявляя подвижность, нестандартность мышления и поведения. Основными элементами педагогической гибкости, способствующими ее развитию, являются: вариативность, нешаблонность мышления и поведения, развитое чувство юмора и творческая активность личности. Именно они обеспечивают эффективную адаптацию личности к требованиям ситуации, способствуют быстрому нахождению необычных, новых и наиболее оптимальных способов деятельности.

Важным аспектом работы по сохранению психологического здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции. Необходимость саморегуляции возникает, когда профессионал сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения; находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, находится в ситуации оценивания со стороны коллег, других людей, администрации. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. Овладев ими, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией [3, 4, 9].

Для ситуативной саморегуляции эмоционального состояния во время действия эмоциогенных факторов могут использоваться:

· Дыхательные упражнения успокаивающей направленности (характеризуются  постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха).

· Сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, телесных и других ощущениях). Например, при первых признаках  напряжения представить внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который  движется сверху вниз, подавляя возникающую  отрицательную энергию и внутреннее напряжение, связанное с нею.

 

· Сочетание приемов концентрации внимания, актуализации воображения  и дыхательных упражнений. Например, можно использовать следующий прием  перед предстоящей неприятной беседой: глубоко вдохнуть, во время выдоха резким движением в воображении, как бы сорвать напряжённую маску  со своего лица. После этого начинать беседу.

  • Активизация чувства юмора, – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации, простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.
  • Отвлечение – постараться, как можно ярче представить ситуацию, в которой обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.
  • Переключение на интересную деятельность, любимое занятие – создать новую доминанту. При перевозбуждении в коре головного мозга образуется доминантный очаг возбуждения, который обладает способностью тормозить все остальные очаги, подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Чем увлекательнее дело, тем легче создать конкурирующую доминанту.

 

В основе «нездоровых» моделей  поведения лежат иррациональные мысли и убеждения. Они ведут  к неконструктивным переживаниям, не способствуют преодолению стресса  и повышают риск выгорания. Иррациональные убеждения характеризуются сильными неприятными переживаниями –  гнев, беспомощность, растерянность, раздражение. Часто в них используются слова  «должен», «обязан». Они всегда пессимистичны  и предполагают неудачный исход  «»я этого не выдержу», «я не смогу  этого сделать», «у меня ничего не получится». Их смысл пронизан безнадежностью, беспомощностью.

 

Для профилактики и преодоления  негативных эмоциональных состояний  иррациональные убеждения могут  быть переработаны в рациональные. Для этого их необходимо вовремя выявлять и систематически замещать на рациональные убеждения.

Необходимо провести самоанализ внутреннего диалога и устранить  из него все деструктивные речевые  обороты, обращения к себе, в которых  сквозят обреченность, самообвинения, отсутствие веры и надежды на успех. Например, «я ничего не могу изменить», «меня никто не понимает». Необходимо заменить их на конструктивные или позитивные, способствующие мобилизации внутренних психологических ресурсов и укрепляющие уверенность в собственных силах [2].

Полезно заручиться позитивными  высказываниями про запас, научиться думать конструктивным образом, чтобы не «застревать» на негативных переживаниях и не препятствовать своему творческому поиску новых путей преодоления жизненных и профессиональных стрессов.

Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить  свою индивидуальную программу профессионального  самосохранения. Результатом и показателем  ее эффективности будет физическое и профессиональное творческое долголетие.

Программа профессионального  психологического самосохранения может  иметь следующие пункты:

· активная позиция в профессиональной жизни (перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств), а именно реализация себя как активной личности в активной профессиональной среде;

· готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок, которую наблюдают у многих долгожителей;

 

· укрепление в своей личности тех ее качеств, которые особенно необходимы и востребованы в современном  обществе (готовность к включению  в новые проекты, укрепление у  себя ресурса «успеха» и уверенности  в своих силах);

· создание оптимистической  профессиональной перспективы, усиление авторства своей жизни даже в сложных обстоятельствах;

· поддержание у себя позитивной Я-концепции себя как профессионала, акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств;

· внутренняя личностная ответственность  за свое психическое и физическое здоровье;

· способность жить в ладу с самим собой, внутренняя гармония, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни;

· умение понять себя как  индивидуальность, самобытность, действование не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;

· установка на творчество даже в малоподходящих для этого  условиях («выживание через творчество»);

· владение приемами самовосстановления (физического и психического) после  перегрузок, нормализации уровня работоспособности;

· исключение из своей жизни  саморазрушающих и самопоражающих стратегий поведения, усиление своего жизненного потенциала и жизнестойкости [2,6].

Использование педагогом  предложенных рекомендаций в повседневной деятельности поможет сохранять  «рабочее» самочувствие, снизит вероятность  развития профессионального «выгорания», позволит "быть на дружеской ноге" со своей работой.

 

 

  1. Программа сохранения психологического здоровья учителя

Имеющиеся научные знания и фрагментарный практический опыт освоения педагогом способов сохранения психологического здоровья нуждаются в обогащении, систематизации, структурировании, дополнении теми методами, способами и механизмами, с помощью которых решение проблемы формирования психологического здоровья педагогов станет возможным на послевузовском этапе в условиях локальной рофессиональной среды. 

На наш взгляд, программа  сохранения психологического здоровья учителя  должна стать важным приоритетным компонентом сопровождения процесса формирования готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода. Считаем необходимым рассматривать этот вопрос в контексте гуманизации образования и педагогической деятельности. Сохранение психологического здоровья учителя и его способность к профессиональному самосохранению являются важными условиями успешной реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности. 

Проблема профессионального  самосохранения педагога  подробно рассматривается А.К.Марковой как проблема сохранения профессиональной и личностной целостности, влияющая на успешность профессионального развития и саморазвития [4,c.241]. Программа профессионального самосохранения педагога также предлагается Н.С.Глуханюк, при этом  профессиональное самосохранение понимается как способность учителя противостоять негативно складывающейся социально-профессиональной ситуации, максимально актуализировать свой потенциал при возникновении риска дестабилизации профессиональной жизни как готовность к профессиональному самоизменению [1,c.246].

Назовем основные аргументы  в пользу тезиса о том, что реализация личностно ориентированного подхода возможна лишь тем учителем, который принимает необходимость сохранения и укрепления своего психологического здоровья как ценность, как фактор и условие своего профессионально-личностного развития и профессионального долголетия.

Во-первых, психологическое  здоровье предполагает понимание себя как индивидуальности, самобытности и при внесении изменений в свою жизнь (в профессию) способность действовать не вопреки своей индивидуальности, а в соответствии с ней. Технология реализации личностно ориентированного подхода включает в себя выработку и учет индивидуального стиля деятельности, выбор учащимся своего способа познанияв соответствии с личностными особенностями, личностными смыслами, познавательными и когнитивными предпочтениями.

Во-вторых, позитивная Я-концепция учителя, поддержание у себя позитивного “образа Я” как профессионала, способность делать акценты на своих достижениях и положительных качествах - все эти характеристики как важные составляющие психологического здоровья учителя определяют возможность и готовность учителя поддерживать и развивать таковые же характеристики в своих учениках. 

Информация о работе Понятие профессии учителя с эмоционально-волевой позиции