По какому основному признаку выполняется классификация методов обучения в отечественной дидактике?

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 15:13, контрольная работа

Краткое описание

Методы обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И. Ф. Харламов).
Методы обучения — система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения (Г. М. Коджаспирова).

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Классификация методов обучения в отечественной дидактике…………………………..4
1.1.Классификация методов обучения по уровню активности учащихся……………………5
1.2.Классификация методов обучения по источнику получения знаний…………………….8
1.3.Классификация методов обучения по дидактической цели………………………………8
1.4.Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся………………………………………………………………………………………….9
1.5.Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения………………………………………………………………………………………...10
1.6.Бинарные и полинарные классификации…………………………………………………11
2.Активные и интенсивные методы обучения………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………………...……14
Список используемой литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная педагогика вариант №15.docx

— 41.31 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  Уральский государственный экономический  университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  Педагогике  на тему:

По какому основному признаку выполняется классификация методов  обучения в отечественной дидактике?

Вариант №15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель  Дворядкина Е.Б. .

Студент  Пепеляева Елена  Николаевна

Группа ЭПБ-12П

 
 Пермь

2013г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

1.Классификация методов обучения в отечественной  дидактике…………………………..4

1.1.Классификация методов обучения по уровню активности учащихся……………………5

1.2.Классификация методов обучения по источнику получения знаний…………………….8

1.3.Классификация методов обучения по дидактической цели………………………………8

1.4.Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся………………………………………………………………………………………….9

1.5.Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения………………………………………………………………………………………...10

1.6.Бинарные и полинарные классификации…………………………………………………11

2.Активные и интенсивные методы обучения………………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………………………...……14

Список используемой литературы…………………………………………………………….15

 

Введение

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых  методов обучения.

  Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Существуют и другие определения методов обучения.

  Методы обучения есть способы работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развитие познавательных сил (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

  Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю. К. Бабанский).

Методы обучения — это  способы обучающей работы учителя  и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных  дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И. Ф. Харламов).

  Методы обучения — система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения (Г. М. Коджаспирова).

  Методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия преподавателя и учащихся. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

  Таким образом, понятие метода обучения отражает во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.

  
1.  Классификация методов обучения в отечественной дидактике. 

Метод обучения – упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения, под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием – это элемент метода, отдельный шаг в его реализации.

Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения.

Как многомерное образование, метод обучения имеет много сторон. По каждой из них можно методы формировать в системы, поэтому существует множество классификаций методов.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. Нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться создать единую и неизменную номенклатуру методов, поскольку обучение – подвижный процесс.

Наиболее обоснованные классификации:

  1. традиционная – общий признак – источник знаний (практика, наглядность, слово, книга, видео). Пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
  2. по назначению - общий признак – последовательные этапы, через которые проходит процесс О. Методы: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний, умений, навыков.
  3. по типу познавательной деятельности. Тип познавательной деятельности - уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме О. методы: объяснительно-илююстративный (знания предлагаются в готовом виде, учитель организует восприятие этих знаний разными способами), репродуктивный (знания в готовом виде, учитель не только сообщает, но и объясняет, учащиеся сознательно усваивают знания, прочность усвоения достигается путем многократного повторения), проблемное изложение (переход от исполнительской к творческой деятельности), частично-поисковый (знания е в готовом виде, учитель организует поиск знаний), исследовательский (учитель формулирует проблему вместе с учащимися, знания не сообщаются, учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью).
  4. по дидактическим целям. Методы: способствующие первичному усвоению учебного материала (информационно – развивающие, поисковые, исследовательские), способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (упражнения, практические работы).
  5. многочисленные попытки создания бинарных и полинарных классификаций. Например, классификация Бабанского: методы: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы и под руководством преподавателя), стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы стимулирования и мотивации интереса к учению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении), контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного, письменного, лабораторно-практического контроля и самокнтроля).

Нет ни одной классификации  без недостатков. Одна из последних  тенденций - отказ от искусственного обособления методов в группы и вычленение только тех методов, которые содержат в себе новые  признаки. Многомерность методов  заставляет переходить к простому перечислению методов, раскрывать особенности их применения в различных условиях.

Установлено, что методы в учебно-воспитательном процессе выполняют  следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, мотивационную, контрольно-коррекционную. Посредством метода достигается  цель О, обуславливаются темпы развития, результаты воспитания. Метод является средством мотивации.

 На основании исторического  наследия, существующей пед практики, выделяются следующие методы О: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрации, видеометод, упражнения, лабораторный метод (самостоятельное проведение экспериментов), практический метод (применение полученных знаний к решению пратических задач), познавательная игра, методы программированного О, обучающий контроль, ситуационный метод.

Выбор методов О не может быть произвольным. В первую очередь он зависит от общей цели и конкретных задач урока, закономерностей О, содержания, учебных возможностей школьников, внешних условий, возможности учителя.

1.1 Классификация  методов обучения по уровню активности учащихся

Это одна из ранних классификаций  методов обучения. Согласно этой классификации  методы обучения делятся на пассивные  и активные в зависимости от степени  включенности учащегося в учебную деятельности. К пассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение), к активным — методы, организующие самостоятельную работу учащихся (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).

 Рассказ.Это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме. Рассказ используется для сообщения фактических сведений, требующих образности и последовательности изложения. Применяется рассказ на всех этапах обучения, меняются лишь задачи изложения, стиль и объем рассказа. Наибольший развивающий эффект дает рассказ при обучении младших школьников, склонных к образному мышлению. Развивающий смысл рассказа в том, что он приводит в состояние активности психические процессы: воображение, мышление, память, эмоциональные переживания. Воздействуя на чувства человека, рассказ помогает понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.

 По целям выделяют:

 •рассказ-вступление, назначение которого состоит в том, чтобы подготовить учащихся к изучению нового материала;

 •рассказ-повествование — используется для изложения намеченного содержания;

 •рассказ-заключение — подводит итоги по изученному материалу. К рассказу как методу обучения предъявляются определенные требования: рассказ должен обеспечить достижение дидактических целей; содержать достоверные факты; иметь четкую логику; изложение должно быть доказательным, образным, эмоциональным, учитывающим возрастные особенности обучаемых. В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще он используется в сочетании с другими методами обучения — иллюстрацией, обсуждением, беседой.

  Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясного и четкого понимания тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

 Объяснение  — это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с людьми разных возрастных групп.

 К объяснению предъявляются  определенные требования: точная  и четкая формулировка сути  проблемы; последовательное раскрытие  причинно-следственных связей, аргументации  и доказательств; использование  сравнения, аналогии, сопоставления;  безукоризненная логика изложения.

  Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, с вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

 Лекция — это монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой; обилием сообщаемой информации; логикой изложения материала; системным характером освещения знаний.

  Лекции посвящаются крупным и принципиально важным разделам учебной программы. Они различаются по своему построению, приемам изложения материала. Лекция может применяться для обобщения, повторения пройденного материала.

Актуальность использования  лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам  или крупным разделам.

  Демонстрация как метод обучения предполагает показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ и пр. Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством. Наиболее эффективен этот метод тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс, расширяется кругозор, создается чувственно-эмпирическая основа познания.

  Особую группу составляют активные методы обучения, главное назначение которых — формирование практических умений и навыков. К этой группе методов относятся упражнения, практические и лабораторные методы.

  Упражнение многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.

Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относятся сознательный подход учащихся к выполнению упражнений; знание правил выполнения действий; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений; учет достигнутых  результатов; распределение повторений во времени.

Лабораторный  метод основан на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т. е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.

Практические  методы — это методы обучения, направленные на применение полученных знаний к решению практических задач. Они выполняют функции углубления знаний, умений, контроля и коррекции, стимулируют познавательную деятельность, способствуют формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, организаторские умения и т. д.

 

1.2 Классификация  методов обучения по источнику получения знаний

Существует три источника  знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Методы рассказа, объяснения и лекции были уже рассмотрены выше.

Беседа — диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые беседы (вопросы адресованы определенной группе) и фронтальные (вопросы адресованы всем). Беседа как метод обучения имеет несомненныедостоинства: активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся; развивает их речь, память, мышление; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством, помогает контролировать знания учащихся.

Информация о работе По какому основному признаку выполняется классификация методов обучения в отечественной дидактике?