Перспективы использования мультимедиа в среднем образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 08:39, реферат

Краткое описание

Современная система общего среднего образования испытывает потребность в интеллектуальных обучающих системах, в ходе учебного диалога с которыми могли бы обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля и т.д. В таких системах на основе модели обучаемого (уточняемой в ходе учебного процесса) должно осуществляться рефлексивное управление обучением. Мультимедиа-ресурсы должны совершенствовать стратегию обучения, по мере накопления данных.

Оглавление

Введение
3
Глава 1. Мультимедиа технологии в современном образовании
4
Глава 2. Образовательные мультимедиа-ресурсы
11
2.1 Электронные мультимедиа издания и ресурсы, используемые в обучении школьников.
11
2.2 Классификация мультимедиа-ресурсов и их компонент
13
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 34.06 Кб (Скачать)

     Согласно второму  принципу, признается двойственный  характер педагогического воздействия. С одной стороны, реализуя социальный  заказ, учитель управляет становлением  личности, с другой - управление осуществляется  на основе сознательного учета  педагогом индивидуальных качеств  учеников. "Выращивание" личности  школьника происходит в условиях  организации самоопределения последнего, при максимальном осознании характера  усваиваемой деятельности (только  в этом случае он считает  ее "своей"). Когда изменение  учащегося в целом остается  субъективно самоизменением, учитель может лишь способствовать желаемому изменению, создавая через общение с ним "естественные условия". При этом знания "отдаются" ученику под сформированную в процессе предыдущего учебного общения потребность. Внедрение мультимедиа-ресурсов в ходе реализации этого принципа осуществляется по вышеописанному второму направлению.

     Указанные  принципы наиболее адекватно  и полно отражены в личностно-ориентированной  модели обучения. Ее цель - содействовать развитию обучаемого как личности, сформировать у него потребности в самообразовании и самоопределении в учебных и жизненных ситуациях с осознанием личной ответственности. Знания, умения и навыки в этой модели рассматриваются не как цель, а как средство развития личности обучаемого, что порождает специфические потребности системы образования в информационных источниках.

     Основными  видами электронных информационных  ресурсов образовательного назначения, которые могут быть основаны  на использовании мультимедиа-технологий, являются:

информационно-поисковые и справочные мультимедиа-системы,

прикладные мультимедиа-энциклопедии,

мультимедиа-средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков школьников,

электронные тренажеры,

мультимедиа-средства для математического и имитационного моделирования,

мультимедиа-средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,

автоматизированные обучающие системы,

электронные мультимедиа-учебники,

экспертные обучающие системы,

интеллектуальные обучающие системы.

Это перечисление задает описание основных групп всех возможных мультимедиа-ресурсов. При этом каждый из возможных стандартных видов мультимедиа-ресурсов попадает под одно из нижеследующих описаний.

 

2.2 Классификация  мультимедиа-ресурсов и их компонент

     Информационно-поисковые  и справочные мультимедиа-системы  предназначены для ввода, хранения, поиска и предъявления информации  учителям, школьникам и родителям. К числу подобных систем могут  быть отнесены различные гипермедиа  программы, обеспечивающие иерархическую  организацию материала и быстрый  поиск мультимедиа-информации по  тем или иным признакам. Большое  распространение получили также  всевозможные базы данных. Системы  управления базами данных обеспечивают  возможность поиска и сортировки  мультимедиа-информации. Базы данных могут использоваться в учебном процессе школы для организации предъявления содержания учебного материала и его анализа. Современный учебный процесс испытывает потребность в специализированных учебных базах данных, адаптированных для самостоятельной работы школьников с целью поиска и анализа необходимой информации.

     Из понятия  информационно-поисковой системы  непосредственно вытекает более  современное и распространенное  в связи с расширением телекоммуникационных  систем и порталов понятие  прикладной мультимедиа-энциклопедии, представляющей собой совокупность  учебных информационных модулей  вместе с соответствующей системой  управления. Прикладные мультимедиа-энциклопедии  порождают одну из наиболее  распространенных форм для разработки  образовательных мультимедиа-ресурсов.

     Прикладная мультимедиа-энциклопедия может соответствовать как одной школьной дисциплине, так и группе дисциплин. В этом случае учебный модуль может быть посвящен определенной теме или понятию, рассматриваемым в учебных дисциплинах. Так, например, модуль может содержать материал, соответствующий содержанию только одного параграфа традиционного школьного учебника или описывать понятие, используемое при обучении сразу нескольким дисциплинам общеобразовательной подготовки.

     Современная  вариативная система обучения  испытывает потребность в мультимедиа-энциклопедиях, предусматривающих для каждой  темы или понятия несколько  альтернативных модулей в целях  обеспечения возможности адаптации  к различным условиям обучения. Модули должны различаться ориентацией  на различные группы учителей  или учащихся, методическими особенностями, подробностью и стилем изложения  материала, ссылками на различные  примеры и т.п.

     Совершенствование  энциклопедии заключается в разработке  и добавлении новых модулей, в  корректировке или устранении  устаревшего материала, развитии  системы управления. При этом  совершенствование возможно не  только заранее определенным  кругом авторов или специалистов  в данной предметной области, но и рядовыми учителями, создающими  свои версии мультимедиа-ресурсов. На практике подобное расширение  энциклопедий происходит локально  на компьютерах конкретных педагогов  и школьников или непосредственно  на месте публикации энциклопедии  с помощью телекоммуникационных  средств.

     Система управления прикладной мультимедиа-энциклопедии выполняет такие функции, как управление версиями информационного мультимедиа-ресурса, ведение словарей, управление гиперссылками, согласование форматов данных, замена терминов синонимами и обозначений величин рекомендуемыми символами для единообразия именования понятий в пределах версии одного ресурса, регистрация модулей, обеспечение интерфейса на языке, близком к естественному, и др.

     Основой для  создания и классифицирования  прикладной электронной энциклопедии  является структурирование знаний, выделение понятий предметной  области и отношений между  ними. Все это лежит в основе  построения системы управления  структурированными знаниями энциклопедии  и используется для унификации  интерфейсов модулей при разработке  версий данного мультимедиа-ресурса.

     Мультимедиа-средства  для контроля и измерения уровня  знаний школьников достаточно  широко представлены в телекоммуникационных  средах и нашли обширное применение  в общем среднем образовании  ввиду относительной легкости  их создания. Существует целый  ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами  программирования, в состоянии скомпоновать  перечни вопросов и возможных  ответов по той или иной  учебной теме школьной программы. Как правило, задачей школьника является выбор одного правильного ответа из ряда предлагаемых ответов.

     Потребность  системы школьного образования  в таких мультимедиа-ресурсах  обусловлена необходимостью разгрузить  учителей от рутинной работы  по выдаче индивидуальных контрольных  заданий и проверке правильности  их выполнения. Это особенно актуально  в условиях массовой школьной  подготовки и необходимостью  соотнесения результатов обучения  с требованиями государственных  образовательных стандартов.

     Многократный  и более частый контроль знаний, в том числе и самоконтроль, стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.

     Электронные  тренажеры предназначены для  отработки практических умений  и навыков. Такие мультимедиа-ресурсы  требуются в учебном процессе  для обучения действиям в условиях  сложных и даже чрезвычайных  ситуаций при отработке противоаварийных  действий, когда использование реальных  установок для тренировок нежелательно  по целому ряду причин (возможность  создания аварийных ситуаций, повышенная  опасность и т.п.). Кроме этого, электронные тренажеры используются  для отработки умений и навыков  решения задач. В этом случае  они обеспечивают получение краткой  информации по теории, тренировку  на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.

     Мультимедиа-средства  для математического и имитационного  моделирования также можно рассматривать  в качестве образовательных мультимедиа-ресурсов, благодаря тому, что они позволяют  расширить границы экспериментальных  и теоретических исследований, дополнить  физический эксперимент вычислительным  экспериментом, предоставить в распоряжение  школьника и педагога дополнительные  информационные данные. В одних  случаях с помощью подобных  ресурсов моделируются объекты исследования, в других - измерительные установки. Система общего среднего образования испытывает потребность в оперативном доступе к таким мультимедиа-ресурсам в целях сокращения затрат на приобретение дорогостоящего лабораторного оборудования, снижения уровня безопасности работ в учебных лабораториях. К моделирующим мультимедиа-средствам можно также отнести предметно-ориентированные программные среды, обеспечивающие возможность оперирования моделями-объектами определенного класса.

     Автоматизированные  обучающие системы, как правило, представляют собой обучающие  мультимедиа-ресурсы сравнительно  небольшого объема. Такие мультимедиа-ресурсы  обеспечивают знакомство школьников  с теоретическим материалом, тренировку  и контроль уровня знаний.

     Электронные  мультимедиа-учебники наряду с  мультимедиа-энциклопедиями являются  основными образовательными мультимедиа-ресурсами. ЭУ создаются на высоком научном  и методическом уровне и должны  полностью соответствовать составляющей  дисциплины образовательного стандарта  общего среднего образования. Кроме  этого, мультимедиа-учебники должны  обеспечивать непрерывность и  полноту дидактического цикла  процесса обучения при условии  осуществления интерактивной обратной  связи.

     Экспертные  обучающие системы реализуются  на базе идей и технологий  искусственного интеллекта. Такие  мультимедиа-ресурсы моделируют  деятельность экспертов при решении  достаточно сложных задач и  способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос  обучаемого, а также решение задач  из определенной предметной области  школьного обучения. При этом  экспертные обучающие системы, основанные  на технологиях мультимедиа, обеспечивают  пояснение стратегии и тактики  решения задач в ходе диалоговой  поддержки процесса решения. К  сожалению, при работе с подобными  системами не реализуются такие  звенья дидактического цикла  процесса обучения школьников, как организация применения учащимися полученных первичных знаний и получение обратной связи (контроль действий учащихся). При работе с экспертными обучающими системами школьникам не приходится самим искать решение, соответственно, не реализуется и такое звено дидактического цикла, как получение обратной связи.

     Интеллектуальные  обучающие системы относятся  к образовательным мультимедиа-ресурсам  наиболее высокого уровня и  также реализуются на базе  идей искусственного интеллекта. Такие ресурсы могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности школьников. Такие мультимедиа-ресурсы обеспечивают диалоговое взаимодействие, как правило, на языке, близком к естественному.

    

 

Заключение.

Система общего среднего образования испытывает существенную потребность в качественных мультимедиа-ресурсах, которые на практике позволили бы: организовать разнообразные формы деятельности школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипермедиа систем;

объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности школьников, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

управлять учебной деятельностью школьников адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;

создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

оперативно обеспечить учителей, учеников и родителей актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию общего среднего образования;

создать основу для постоянного и оперативного общения учителей, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения.

Все, без исключения, мультимедиа-ресурсы, используемые в системе общего среднего образования, должны удовлетворять дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и методические пособия. Дидактические требования соответствуют потребностям учебного процесса школы и, соответственно, дидактическим принципам обучения.

 


Информация о работе Перспективы использования мультимедиа в среднем образовании