Педагогика в системе наук о человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:30, лекция

Краткое описание

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные педагогические знания, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например, "повторение — мать учения", "яблоко от яблоньки недалеко падает", "век живи — век учись" и т. п.), составивших содержание народной педагогики.

Оглавление

1.Общее представление о педагогике как науке. Педагогическая наука и практика как единая система.
2.Объект, предмет, задачи и функции педагогики.
3.Основные категории педагогики.
4.Место педагогики в системе научного знания. Основные разделы и отрасли педагогики.

Файлы: 1 файл

семинар 5.docx

— 37.47 Кб (Скачать)

Связи педагогики с социологией относятся также  к числу традиционных, так как  и первая, и вторая озабочены планированием  образования, выявлением основных тенденций  развития тех или иных групп или  слоев населения, закономерностей  социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится  выявить условия и механизмы  установления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности  усвоения политических идей и установок.

Основные разделы и отрасли педагогики:

Это: общая  педагогика; дошкольная педагогика; педагогика общеобразовательной школы; специальная  педагогика (дефектология); педагогика профессионально-технического и среднего специального образования; исправительно-трудовая педагогика; военная педагогика; педагогика высшей школы; история педагогики

Общая педагогика - изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования

Дошкольная  педагогика - изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста

Педагогика  общеобразовательной школы - исследует  содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников

Специальная педагогика (дефектология) - наука об особенностях развития и закономерностях  обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические  недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют такие ее направления: сурдопедагогика - изучает закономерности обучения и воспитания глухих; тифлопедагогика - слепых и слабовидящих детей; олигофренопедагогика - умственно отсталых детей; логопедагогика, разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков.

Педагогика  профессионально-технического и среднего специального образования - изучает  и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся средних специальных учебных заведений

Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов

Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов

Педагогика  высшей школы разрабатывает вопросы  обучения и воспитания студентов вузов

Значительное  место в системе педагогических знаний занимает история педагогики, раскрывающая историю развития теории и практики обучения и воспитания в разные исторические эпохи, разных стран и народов

 

2. Объект, предмет и функции педагогики

Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени, существует три подхода (концепции).

Представители первой из них считают, что педагогика — междисциплинарная область  человеческого знания. Однако такой  подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую  науку, т.е. как область отражения  педагогических явлений.

Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит  в опосредованном использовании  знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению  задач, возникающих в сфере образования  или воспитания.

Так, на первый взгляд, объектом научной педагогики является ученик, воспитанник и вообще любой человек, которого обучают  и воспитывают. Однако в этом случае и педагогика, и психология изучают  психическую реальность (психику  человека), причем педагогика — лишь прикладная часть психологии, ее "практическое приложение". Этот подход объясняет  попытки подменить педагогику психопедагогикой.

Сторонники  второй концепции, как и первой, фактически отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное  теоретическое знание, подменяя его  совокупностью положений, взятых из других наук. Это обстоятельство негативно  сказывается на педагогической практике. Ни одна из смежных с педагогикой  наук не изучает педагогическую действительность целостно и специально. При таком  подходе не может быть разработана  целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

Продуктивной  для науки и практики, по мнению В.В.Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Объект педагогики. А. С. Макаренко — ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал  мысль о специфике объекта  педагогической науки. Он писал, что  многие считают объектом педагогического  исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются  из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это  объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают  те явления действительности, которые  обусловливают развитие человеческого  индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления  получили название образования. Оно  и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики. Образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Так, например, экономист, изучая уровень  реальных возможностей "трудовых ресурсов", продуцируемых системой образования, пытаемся определить затраты на их подготовку. Социолог хочет знать, готовит ли система образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать научно-техническому прогрессу и социальным преобразованиям. Философ, в свою очередь, применяя более широкий подход, задается вопросом о целях и общем предназначении образования — каковы они сегодня и какими должны быть в современном мире. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог стремится определить эффективность государственной образовательной политики на том или ином этапе развития общества и т.д.

Вклад многочисленных наук в изучение образования как  социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты  образования, связанные с повседневными  процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и  учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной  структурой. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная  наука — педагогика.

Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в  специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую  сущность, закономерности, тенденции  и перспективы развития педагогического  процесса (образования) как фактора  и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

На этой основе педагогика разрабатывает теорию и  технологию его организации, формы  и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и  способов их взаимодействия.

Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки  обусловлены ее предметом. Это теоретическая  и технологическая функции, которые  она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется  на трех уровнях:

  • описательном, или объяснительном, — изучение передового и новаторского педагогического опыта;
  • диагностическом — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
  • прогностическом — экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также  три уровня реализации:

  • проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В. В.Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
  • преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
  • рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

3. Основные категории педагогики.

Любое теоретическое  построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.

В период становления  педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».

«Воспитание»  как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».

В современной  науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный  человечеством; 

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться  в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь  воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих  отношений и основами культуры;

2) работает над собой; 

3) обучается способам общения  и манерам поведения. 

В результате воспитанник  изменяет свое понимание мира и отношение  к людям и самому себе.

Как показывает практика, воспитание диалектически  взаимосвязано с обуче-нием. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззре-ние человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устрем-ления.

Накопление  и передача опыта культуры и цивилизации  во взаимосвязи с рос¬том научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматри-ваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность  общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и зада-чи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, осо-бенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В миро¬вой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система кол¬лективных творческих дел».

Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2) руководит процессом  освоения знаний, навыков и умений;

3) создает условия для  развития личности учащихся (памяти, внимания, мышле¬ния).

В свою очередь  ученик:

1) учится — овладевает  передаваемой информацией и выполняет  учебные зада¬ния с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

2) пытается самостоятельно  наблюдать, сравнивать, мыслить; 

3) проявляет инициативу  в поиске новых знаний, дополнительных  источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение—воспитание»  направ-лено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

В зависимости  от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное  обучение.

Третья категория педагогики —  «образование» — понимается как:

1) ценность развивающегося  человека и общества;

2) процесс обучения и  воспитания человека;

3) как результат последнего;

4) как система. 

Вся совокупность образовательных (или учебных и  воспитательных) учреждений выстраивается  в систему в рамках конкретного  города, региона, страны.

На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

Как соотносятся  три главные категории педагогики?

По данному  вопросу существуют различные точки  зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.

Информация о работе Педагогика в системе наук о человеке