Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 18:34, контрольная работа
Изначально педагогика развивалась как педагогическая практика: родители, а затем самые уважаемые и почетные люди общества (старейшины, вожди, жрецы) готовили детей к жизни и труду.
С глубокой древности была осознана роль материнского общения. Атмосфера материнской любви, нежности, заботы выражалась специальными художественными средствами, имеющими воспитательное развивающее значение. К ним относятся: колыбельные песни, потешки, прибаутки. Материнская поэзия несла ребенку массу информации о жизни, обогащала его душу, помогала войти в мир.1
1. Педагогика как наука об образовании человека……………………………...3
1.1. Возникновение педагогики как науки………………………………………3
1.2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики…………………………...5
1.3. Отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками………………7
2. Основные категории педагогики…………………………………………….11
2.1. Педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие…………………………………………………………………..12
2.2. Образование, воспитание, самовоспитание, обучение…………………...14
2.3. Педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая ситуация…………………………………………………………………………..17
2.4. Развитие, формирование и становление личности………………………..19
2.5. Педагогические законы, закономерности, принципы и правила………...21
Список литературы………………………………………………………………25
Словарь основных понятий……………………………………………………..26
Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными условиями (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества), природой человека (формирование личности человека протекает в прямой зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей), сущностью педагогического процесса (обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга) и т.д.
Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность – на более абстрактном уровне и часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы.
Чтобы сформировать педагогический закон или закономерность, нужно вскрыть существенные, объективные, устойчивые и повторяющиеся взаимосвязи между компонентами педагогической системы; установить педагогические условия, при которых эти взаимосвязи проявятся; установить границы распространения закона (закономерности); выразить, сформулировать закон (закономерность) через взаимодействие педагогических категорий в словесной или аналитической форме.
На основе педагогических законов
и закономерностей (то есть уже на познанной
педагогической действительности) базируются
педагогические принципы. Если закон отражает
педагогическое явление на уровне сущего
и отвечает на вопрос: каковы существенные
связи и отношения между компонентами
педагогической системы, то принцип отражает
явление на уровне должного и отвечает
на вопрос: как нужно действовать наиболее
целесообразным образом в решении соответствующего
класса педагогических задач.
Принцип выступает в качестве нормативного
требования и служит критерием для повышения
эффективности педагогической практики.
Вместе с тем принцип может выступать
в качестве основного положения и системообразующего
фактора для развития педагогической
теории.
Исходя из этого, В.И. Андреев дает следующее определение сущности педагогического принципа: «Педагогический принцип – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности».
Существуют принципы, двойственность которых заложена даже в их наименовании: связи теории с практикой, сочетания педагогического управления с развитием самостоятельности обучаемых, единства учебной и научно-исследовательской деятельности (в вузе), сочетания коллективной работы с индивидуальным подходом.19
Правила педагогики – это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. Например, принцип доступности и посильности в обучении реализуется посредством следующих правил: учет реального уровня развития и подготовленности обучающихся, использование наглядности и других дидактических средств, установление связи нового материала с ранее изученным, соблюдение меры трудности в обучении и др.
В отличие от принципов, правила обучения и воспитания определяют тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение и направлены на решение частных педагогических задач, отражают
не общую, а частную педагогическую закономерность или отдельную причинно-следственную связь. На практике необходимо опираться на систему педагогических принципов и правил.
Таким образом, педагогика – это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. Об этом же писал известный публицист и педагог СИ. Гессен: «Педагогика - наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом. В этом смысле педагогика является одной из наук о человеке, а именно - о его образовании, становлении как личности.
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002. - С. 608.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. – С.368.
3. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С.448.
4. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С.192.
5. Пидкасистый П. И. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. – С.640
6. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. Книга 1. Учебник для студ. пед. вузов в 2 книгах. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – С.576(747).
7. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С.336.
8. Симоненко В. Д., Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. – С.368.
9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.576.
10. www.univer5.ru
Словарь основных понятий.
Народная педагогика – исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обрядах, традициях, играх и т.д.
Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности образования человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех типов.
Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на формирование личности.
Коррекционная педагогика – отрасль педагогики, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические и психические отклонения в развитии.
Процесс – последовательная смена одного состояния другими; ход развития чего-либо; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Знания – результат познания человеком объективной реальности, верное ее отражение в виде понятий, законов, принципов, теорий, суждений.
Умения – подготовленность человека к теоретическим и практическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.
Навыки – действия, доведенные до автоматизма, формируемые путем многократного повторения.
Ситуация – положение, обстановка, сложившиеся обстоятельства.
1 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. – С.9.
2 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. – С.8.
3 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. – С.7.
4 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. – С.11.
5 Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 60.
6 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. – С.20.
7 Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 61.
8 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. – С.26.
9 Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 72.
10 Сластенин В.А. и др. Педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 72.
11 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. – С.28.
12 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. – С.26.
13 Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 74.
14 Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С.66.
15 Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 75.
16 Пидкасистый П. И. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. – С.83.
17 Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. Книга 1. Учебник для студентов педагогических вузов в 2 книгах. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – С.418.
18 Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002. - С. 171.
19 Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. —С.37.
Информация о работе Педагогика как наука об образовании человека