Педагогика как наука об образовании человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Изначально педагогика развивалась как педагогическая практика: родители, а затем самые уважаемые и почетные люди общества (старейшины, вожди, жрецы) готовили детей к жизни и труду.
С глубокой древности была осознана роль материнского общения. Атмосфера материнской любви, нежности, заботы выражалась специальными художественными средствами, имеющими воспитательное развивающее значение. К ним относятся: колыбельные песни, потешки, прибаутки. Материнская поэзия несла ребенку массу информации о жизни, обогащала его душу, помогала войти в мир.1

Оглавление

1. Педагогика как наука об образовании человека……………………………...3
1.1. Возникновение педагогики как науки………………………………………3
1.2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики…………………………...5
1.3. Отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками………………7
2. Основные категории педагогики…………………………………………….11
2.1. Педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие…………………………………………………………………..12
2.2. Образование, воспитание, самовоспитание, обучение…………………...14
2.3. Педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая ситуация…………………………………………………………………………..17
2.4. Развитие, формирование и становление личности………………………..19
2.5. Педагогические законы, закономерности, принципы и правила………...21
Список литературы………………………………………………………………25
Словарь основных понятий……………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Педагогика как наука контрольная.docx

— 50.98 Кб (Скачать)

План

1. Педагогика как наука  об образовании человека……………………………...3

1.1. Возникновение педагогики  как науки………………………………………3

1.2. Объект, предмет, функции  и задачи педагогики…………………………...5

1.3. Отрасли педагогики. Связь  педагогики с другими науками………………7

2. Основные категории  педагогики…………………………………………….11

2.1. Педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое  взаимодействие…………………………………………………………………..12

2.2. Образование, воспитание, самовоспитание, обучение…………………...14

2.3. Педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая  ситуация…………………………………………………………………………..17

2.4. Развитие, формирование  и становление личности………………………..19

2.5. Педагогические законы, закономерности, принципы и правила………...21

Список литературы………………………………………………………………25

Словарь основных понятий……………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Педагогика как наука об образовании человека.

1.1. Возникновение педагогики как науки.

Изначально педагогика развивалась как педагогическая практика: родители, а затем самые уважаемые и почетные люди общества (старейшины, вожди, жрецы) готовили детей к жизни и труду.

С глубокой древности была осознана роль материнского общения. Атмосфера материнской любви, нежности, заботы выражалась специальными художественными средствами, имеющими воспитательное развивающее значение. К ним относятся: колыбельные песни, потешки, прибаутки. Материнская поэзия несла ребенку массу информации о жизни, обогащала его душу, помогала войти в мир.1

 Практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда, обычаи, традиции, игры. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.2 Знания нашли свое отражение в поговорках, пословицах, мифах, легендах, сказках, (например, «век живи – век учись», «повторение – мать учения», «яблоко от яблони недалеко падает» и т.п.). Это была народная педагогика, но она не могла выработать научные способы управления процессом обучения и воспитания подрастающих поколений. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей, появилась потребность в обобщении сложившегося опыта воспитания. Началось становление педагогики как науки.

 

«Педагогика» – слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова – «педагог» и «педагогика». 3

Длительное время становление педагогической науки осуществлялось в рамках философии. Так, своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана «Образование оратора». Этот труд долгое время был основной книгой по педагогике.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Я.А. Коменского (1592-1670). В своих трудах «Материнская школа», «Великая дидактика» он разработал возрастную периодизацию и последовательную систему школ, обосновал классно-урочную систему, дидактические принципы и правила обучения, заложил теоретические основы нравственного воспитания, изложил первые требования к учителю. Я.А. Коменского считают основоположником педагогической науки. Дальнейшее развитие педагогическая наука получила в трудах Д.Локка (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), И.Г. Песталоцци (1746-1827), И.Ф. Гербарта (1776-1841), А.В. Дистервега (1790-1886).

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики. Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.4

 

1.2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.

Педагогика – это самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. Коллектив ученых под руководством академика В.А. Сластенина считает, что «объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.5

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.6

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.7

Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса.

Функции педагогики:

Теоретическая функция:

  • изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);
  • выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);
  • проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

Технологическая функция:

  • разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);
  • внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);
  • анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

Исходя из этих функций, основными задачами педагогики являются:

  • анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;
  • разработка теоретико-методологических основ образования;
  • выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;
  • определение содержания образования в конкретных условиях;
  • разработка образовательных стандартов;
  • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
  • изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогический инноваций;
  • внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;
  • изучение истории развития образования и педагогической мысли.

1.3. Отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками.

  • Общая педагогика – исследование общих закономерностей образования.
  • Возрастная педагогика – изучение возрастных аспектов обучения и воспитания (дошкольная и школьная педагогика, педагогика взрослых-андрогогика).
  • Социальная педагогика – разработка теории и методики внешкольного образования детей и взрослых.
  • Коррекционная педагогика – сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих); тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих); олигофрено-педагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития); логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи).
  • Частные методики (предметные дидактики) – исследование специфики применения общих закономерностей обучения к преподавателю отдельных учебных предметов.
  • История педагогики и образования – изучение развития педагогической теории и практики в различные исторические периоды.
  • Отраслевая педагогика – выявление особенностей обучения и воспитания людей, работающих или намеревающихся работать в различных отраслях: военная, спортивная, профессиональная, производственная и т. п.
  • Сравнительная педагогика – исследование закономерностей функционирования и развития образовательных систем в различных странах путем их сопоставления и сравнения.
  • Исправительно-трудовая педагогика – теоретико-методологическое обоснование и разработка методики перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

 

Место педагогики в системе наук об образовании человека можно более четко выделить путем рассмотрения ее двусторонних (диалектических) связей с другими науками.

Педагогика в системе других наук:

  • Человек как личность: философия, психология.
  • Человек как индивид: биология (анатомия и физиология человека), антропология, медицина.
  • Человек как носитель социально-экономических связей и отношений: социология, политология.

Кратко охарактеризуем эти связи. Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогические факты и явления не могут получить научный статус без их философского обоснования. С другой стороны, педагогика является «полигоном» для приложения и апробации философских идей. Педагогика разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека.

Традиционной является связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Психология как наука, результаты психодиагностики являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.

 

Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания). Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса – одна из центральных для педагогики.

Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

Сложными и неоднородными являются связи между педагогикой и экономическими науками. Экономический фактор оказывает большое влияние на развитие педагогических исследований. Связь экономики и педагогики послужила основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических факторов в сфере образования.

Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Образовательная политика является отражением идеологии различных партий и классов, которую изучает политология. С другой стороны, педагогика разрабатывает механизмы формирования политической культуры личности.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гуманитарными и естественнонаучными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. В связи с  
повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой.

Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества в целом входит в качестве составляющей в мировую культуру современности, педагогические проблемы имеют общекультурное значение. Поэтому важно укрепить связь педагогики с культурологией.

Формы связей педагогики с другими науками разнообразны: применение методов других наук (математическое и компьютерное моделирование и проектирование, социологические опросы, социометрия и т.д.); использование результатов исследований, полученных различными науками; объединение усилий педагогов с представителями других наук; совместная разработка новых понятий (диверсификация образования, педагогическая квалиметрия, экономика образования и т.д.).

 

2. Основные категории педагогики.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) – «воспитание», «обучение», «образование».8

  • Педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие.
  • Образование, воспитание, самовоспитание, обучение.
  • Педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая ситуация.
  • Развитие, формирование, и становление личности.
  • Педагогические законы, закономерности, принципы и правила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие.

Педагогика, как любая другая наука, имеет свои категории, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов, а с другой стороны – определяют предмет педагогики.

Информация о работе Педагогика как наука об образовании человека