Педагогическое проектирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:36, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы является определение современного понимания и использования категории «педагогическая технология» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «педагогическая технология», нам следует решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме «педагогическая технология»;
2. Определить современное понимание и использование «педагогических технологий»;
3. Составить рекомендации студентам, начинающим педагогам по самостоятельному изучению вопроса «современные педагогические технологии».

Файлы: 1 файл

Педагогическое проектирование на печать.docx

— 138.38 Кб (Скачать)

     Для разработки проекта развития образовательной  системы особое значение имеет проблема выбора эффективных методов, позволяющих  реально осуществлять те или иные виды деятельности в технологической  цепочке ее проектирования и реализации. Технология проектирования педагогических программ и проектов различного назначения включает в себя три основных этапа:

     I. Первый (стратегический) этап: создание стратегии конструирования и осуществления проекта через последовательную реализацию процедур, предусматривающих:

  • предварительную формулировку стратегической цели, концепции и миссии образовательной системы c учетом комплексной диагностики образовательной системы и оценки ее инновационного потенциала, осуществляемой в связи с ее функционированием в нестабильных динамично меняющихся условиях внешней среды;
  • анализ образовательного поля и выделения ключевых проблем;
  • оценку и распределение имеющихся ресурсов;
  • формирование путей и проектов, направленных на решение проблем;

     определение, проработку и защиту первоочередных проектов;

  • выбор и фиксацию окончательной стратегии.

     II. Второй (организационный)  этап:

     разработка  бизнес-плана, включающая наряду с ранее  выполненным анализом внешней ситуации, тенденций и направлений развития высшего образования и рынка  образовательных услуг, технологический (производственный), организационный  и финансовый план действий, маркетинговые  мероприятия, учет возможных рисков при реализации проекта и т.д.;

     организация проектирования, предусматривающая  наряду с осуществлением необходимых  организационных мероприятий, претворяемых в жизнь в рамках общего руководства  менеджером проекта, проведение контролирующих и стимулирующих проектирование акций;

     социальное  проектирование, учитывающее последствия  реализации проекта и его общественную значимость на макро-, мезо- и микроуровнях.

     III. Третий (адаптационный)  этап:

     конкретизация банка методов, приемлемых в данном конкретном случае для использования  в процессе педагогического проектирования, группирование методов и их соотнесение  к шагам основного алгоритма;

     выявление мероприятий, осуществление которых  необходимо в процессе реализации педагогического  проекта;

     проведение  мыслительного эксперимента, предполагающего  реализацию моделирующей и прогностической  деятельности;

     разработка  алгоритма практических действий по внедрению проекта в педагогическую практику;

     разработка  мер по оценке эффективности и  качества принятых решений. 

     6 Условия успешности проектирования 
 

     
  • готовность  руководства к организации и  участию в проектной деятельности (согласованного руководства на всех уровнях управления: руководства  регионального, городского, муниципального управления образования, отдельного учебного заведения);
  • желание и готовность педагогического коллектива к участию в проектной деятельности (то есть создания условий, мотивирующих педагогов на разработку и освоение педагогических новшеств, преодоление кризиса в мотивационном обеспечении, предоставление возможности проявить себя с определенной стороны: научной, профессиональной, общественной);
  • наличие стратегии инновационной деятельности (какие цели и задачи ставит перед собой регион, город, учебное заведение и др. в процессе разработки, освоения и внедрения новшеств, будут ли это локальные новшества, модульные или системные).

     При отсутствии хотя бы одного из вышеназванных  факторов нельзя говорить об успешной проектной деятельности и получении  желаемых результатов.  

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     В результате проведенного исследования миожно сделать следующие выводы:

     1. В соответствии с современной  парадигмой, высшее образование  должно носить опережающий характер  по отношению к сфере материального  производства, что предполагает  ориентацию на проектный характер  образовательной деятельности. Эта  ориентация находит свое отражение  в развитии проективного образования,  реализуемого в соответствии  с запросами и личными потребностями  обучающихся.

     2. Педагогическое проектирование, возникшее  как результат взаимодействия  новых тенденций в развитии  педагогических теорий и инновационной  практики, становится важнейшей  составляющей педагогической деятельности  преподавателя. Результатом проектной  деятельности преподавателя является  педагогический проект (содержание  учебной дисциплины, тexнологии обучения  и т.д.)

     3. Педагогическое проектирование  имеет и нормативный, и творческий  характер. В педагогическом проектировании  могут проявляться различные  виды творчества (моральное, дидактическое,  технологическое, организационное)  и организовываться в форме  рационализаторского предложения  и изобретения.

     4. Проекты различаются по виду  деятельности (тип проекта), по объему  деятельности и охвату участников, деятельности, сложности и сфере  применения.

     5. Основными принципами педагогического  проектирования являются принципы  человеческих приоритетов и саморазвития  систем. Проектирование включает 14 основных шагов:

     анализ  объекта проектирования,

     выбор формы проектирования,

     теоретическое обеспечение проектирования,

     методическое  обеспечение проектирования,

     пространственно-временное  обеспечение проектирования,

     материально-техническое  обеспечение проектирования,

     правовое  обеспечение,

     выбор системообразующего фактора,

     установление  связей и зависимостей компонентов,

     составление документов,

     мысленное экспериментирование,

     экспертная  оценка проекта,

     корректирование проекта,

     принятие  решения об использовании проекта.

     6. Проектирование в педагогической  деятельности носит инновационный  характер, так как вносит в  образовательную систему изменения,  инициируемые внешней средой. Изменения  могут вноситься в форме трех  основных стратегий: локальных,  модульных и системных нововведений.

     7. Условиями успешности проектирования  являются: готовность руководства  и педагогического коллектива  к участию в проектной деятельности, наличия стратегии инновационной  деятельности.

     8. Критериями оценки результативности  проектов являются: реализованность  замысла, эффективность, воспроизводимость,  вариабельность проекта. 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Александрова Е.С. Педагогическое проектирование как средство целостного согласования в взаимодействии субъектов образовательною процесса: Автореф. дис... канд.пед.наук. – СПб., 2000.
  2. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании // Инновационное образование и инженерное творчество: Сб. – М.: Ассоциация НТТ «Эвристика», 1995.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.– М.,1989.– с.5
  4. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. – М.: Знание, 1987.
  5. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. – 2002. – № 6.

Интернет  –ресурсы:

  1. http://www.pedlib.ru/books/1/0222/1_0222-44.shtml
  2. www.ysu.ru/institut/pedinst/tecnology/files/g14.html

Информация о работе Педагогическое проектирование