Педагогическое проектирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:36, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы является определение современного понимания и использования категории «педагогическая технология» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «педагогическая технология», нам следует решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме «педагогическая технология»;
2. Определить современное понимание и использование «педагогических технологий»;
3. Составить рекомендации студентам, начинающим педагогам по самостоятельному изучению вопроса «современные педагогические технологии».

Файлы: 1 файл

Педагогическое проектирование на печать.docx

— 138.38 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 
 

    «Любая  деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией  заканчивается, чтобы затем все  началось сначала».1

    Одним из новых понятий для педагогики является понятие технологии, часто  встречающееся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной). Разнородность содержания вкладываемого в это понятие  различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой  для правомерного использования  степени сформированности.

    Вместе  с тем дальнейшее развитие педагогической науки показывает, что появление  этого термина и направления  исследований в педагогике не является случайностью. В частности, в Концепции  Модернизации образования на период до 2010 года, главной задачей является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его  фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

    «Для  достижения нового качества общего и  профессионального образования  необходимо обеспечить информацию образования  и методов обучения, активное использование  технологий открытого образования; углубление интеграционных и междисциплинарных  программ, соединение их с высокими технологиями».2

    Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники  и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось  специальное  направление – педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы XX в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.

    В настоящее время существует множество  педагогических технологий различающихся  по целям, задачам, структуре, методике ускоренного обучения, групповое  обучение, обучающие игры, дистанционное  обучение и т.д. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. До разработки универсальной технологии обучения, опираясь на которую каждый педагог  мог бы формировать отвечающую всем требованиям идеальную личность, еще очень далеко. Сегодня можно  говорить только об элементах технологизации обучения, использование которых  делает обучающий процесс более  эффективным. Об этом говорят и исследователи  данной проблемы Беспалько В.П., Селевко  Г.К., Сластенин В.А., Маврин С.А. и  др.

    Отличием  педагогических технологий от любых  других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации  к нему учащихся.

    Причины многих педагогических неудач и просчетов  коренятся в недостаточной общекультурной и теоретико-практической педагогической грамотности учителей, отсутствии у многих из них подлинного профессионализма. Поэтому целью нашей работы является определение современного понимания и использования категории «педагогическая технология» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «педагогическая технология», нам следует решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме «педагогическая технология»;
  2. Определить современное понимание и использование «педагогических технологий»;
  3. Составить рекомендации студентам, начинающим педагогам по самостоятельному изучению вопроса «современные педагогические технологии».

    Для реализации задач и достижения цели мы использовали методы научно-педагогического  исследования:

  1. изучение и анализ литературы;
  2. опрос педагогов и студентов;
  3. составления, подбор и систематизация материалов.

    Работа  может быть рекомендована студентам  и начинающим педагогам для самостоятельного изучения категории «современные педагогические технологии».

 

     

     1 Основные понятия 
 

     Педагогическое  проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

     Педагогическое  проектирование – феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.

     Педагогическое  проектирование – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

     Проектирование  в настоящее время рассматривается  как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Этот процесс охватывает: образовательные системы различною  уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения и др.

     Многие  известные педагоги, так или иначе касались проблем педагогического проектирования и технологии.

     А.С. Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического  проектирования. Разрабатывая «советскую воспитательную технику», А.С. Макаренко  на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику наказания», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику самоуправления». Продуманность  действий, их последовательность, терпение, сорентированность на воспитанника до сих пор поражает в его педагогической системе. Он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры.

     Проект – это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

     Проектный метод в школьном образовании  рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе.

     Основные  признаки проекта 

     1. Изменение как основное содержание  проекта 

     2. Ограничения во времени цели 

     3. Временные ограничения продолжительности  проекта 

     4. Представление проекта как системы  средств достижения будущего 

     5. Определенность начала и окончания  проектной работы.

     Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

     Одним из наиболее распространенных видов  исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

     Метод проектов позволяет – формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести:

     1) Умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор,  решение, разделять ответственность,  анализировать результаты деятельности.

     2) Меняется и роль учащихся в  учении: они выступают активными  участниками процесса, а не пассивными  статистами.

     3) У учащихся вырабатывается свой  собственный аналитический взгляд  на информацию, и уже не действует  заданная сверху оценочная схема:  «это - верно, а это – неверно». Школьники свободны в выборе  способов и видов деятельности  для достижения поставленной  цели.

     4) На этапе самоанализа учащиеся  анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины  неудач и т.п. понимание ошибок  создает мотивацию к повторной  деятельности, формирует личный  интерес к новому знанию. Подобная  рефлексия позволяет сформировать  адекватную оценку (самооценку) окружающего  мира и себя в этом микро  и макро-социуме. 

     Ведущие педагогические цели метода проектов:

  • намечать ведущие и текущие цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
  • осуществлять и аргументировать выбор;
  • предусмотреть последствия выбора;
  • действовать самостоятельно (без подсказки);
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать процесс и результат проектирования.

     Принципы  педагогического  проектирования:

  • Принцип человеческих приоритетов, ориентирующий на человека – участника подсистем, процессов или ситуаций. Этот приоритет означает гуманистический и природосообразный характер обучения.
  • Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций предполагает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
  • Принцип динамизма, предполагающий движение системы от сущности высшего порядка к сущности более низкого порядка.
  • Принцип полноты, предполагающий обеспечение реализации в спроектированном объекте системы требований к его функционированию.
  • Принцип диагностируемости, предполагающий организацию постоянной обратной связи, реализацию измерительного инструментария, мониторинг функционирования системы на практике.
  • Принцип конструктивной целостности, предполагающий установление прочной взаимосвязи между компонентами методической системы и этапами ее проектирования и реализации на практике.
 

     2  Общий алгоритм педагогического проектирования 

     Анализ  объекта проектирования требует, прежде всего, определить, что именно мы проектируем: систему, процесс или ситуацию? Особенностью каждого их этих объектов является стратометрическое построение. Это означает, что и большие системы, и маленькие ситуации нелинейны, имеют множество накладывающихся структур (слоев, пластов). Стратометрическое построение означает взаимодействие, соотношение, связь слоев, структур, подсистем, возникающих внутри самой системы, процесса или ситуации.

     Анализ  объекта проектирования предполагает, прежде всего, рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выясняются слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения общественно-государственных и личностных требований к нему. В результате анализа выявляется противоречие, т.е. наиболее существенное несоответствие между компонентами объекта или состояние его в целом и требованиям к нему. Именно этот узел затем будет подвергаться изменениям в ходе проектирования.

     Чем сложнее и больше объект проектирования, чем выше его этап, например моделирование, тем шире требуется анализ. Например, при создании модели системы образования  или профтехучилища в форме концепции  глубокий и широкий анализ требуется  для определения исходного положения  в связи с тем, что ничто  новое не возникает без определенной базы, всякое новое есть перестройка старого, будь то реально существующий объект или его аналогии.

     Выбор формы проектирования зависит от того, какой этап выбран, и какое количество этапов предстоит пройти. Так, сегодня, на базе некоторых СПТУ создаются колледжи. Для того чтобы это сделать, надо разработать концепцию колледжа, его устав, квалификационные характеристики выпускников, учебный план и т.д. учебное заведение проектируется через эти формы. Названные здесь формы охватывают два этапа моделирование и проектирование. Если проектируется педагогический процесс на уроке то подразумевается, что его моделирование заложено в представлении, знании о нем педагога и учащихся. В этом заключается концепция урока. Непосредственные проектирование урока начинается с этапа конструирования – создания плана, конспекта или сценария урока.

     Любая форма проектирования должна быть целесообразной, потребной и соответствующей  особенностям учащихся и педагогов  и их возможностям. В противном  случае любая из форм будет, воспринимается как формальное.

Информация о работе Педагогическое проектирование