Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:36, реферат
Целью нашей работы является определение современного понимания и использования категории «педагогическая технология» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «педагогическая технология», нам следует решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме «педагогическая технология»;
2. Определить современное понимание и использование «педагогических технологий»;
3. Составить рекомендации студентам, начинающим педагогам по самостоятельному изучению вопроса «современные педагогические технологии».
ВВЕДЕНИЕ
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала».1
Одним из новых понятий для педагогики является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной). Разнородность содержания вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности.
Вместе
с тем дальнейшее развитие педагогической
науки показывает, что появление
этого термина и направления
исследований в педагогике не является
случайностью. В частности, в Концепции
Модернизации образования на период
до 2010 года, главной задачей является
обеспечение современного качества
образования на основе сохранения его
фундаментальности и
«Для достижения нового качества общего и профессионального образования необходимо обеспечить информацию образования и методов обучения, активное использование технологий открытого образования; углубление интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с высокими технологиями».2
Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы XX в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.
В
настоящее время существует множество
педагогических технологий различающихся
по целям, задачам, структуре, методике
ускоренного обучения, групповое
обучение, обучающие игры, дистанционное
обучение и т.д. Многие из них используются
не только в образовательном процессе,
но и в других сферах. До разработки
универсальной технологии обучения,
опираясь на которую каждый педагог
мог бы формировать отвечающую всем
требованиям идеальную
Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему учащихся.
Причины
многих педагогических неудач и просчетов
коренятся в недостаточной
Для реализации задач и достижения цели мы использовали методы научно-педагогического исследования:
Работа может быть рекомендована студентам и начинающим педагогам для самостоятельного изучения категории «современные педагогические технологии».
1
Основные понятия
Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование – феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.
Педагогическое проектирование – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.
Проектирование
в настоящее время
Многие известные педагоги, так или иначе касались проблем педагогического проектирования и технологии.
А.С.
Макаренко в отечественной
Проект – это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Проектный
метод в школьном образовании
рассматривается как некая
Основные признаки проекта
1.
Изменение как основное
2. Ограничения во времени цели
3.
Временные ограничения
4.
Представление проекта как
5.
Определенность начала и
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.
Метод проектов позволяет – формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести:
1)
Умение работать в коллективе,
брать ответственность за
2) Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами.
3)
У учащихся вырабатывается
4)
На этапе самоанализа учащиеся
анализируют логику, выбранную проектировщиками,
объективные и субъективные
Ведущие педагогические цели метода проектов:
Принципы педагогического проектирования:
2
Общий алгоритм педагогического
проектирования
Анализ объекта проектирования требует, прежде всего, определить, что именно мы проектируем: систему, процесс или ситуацию? Особенностью каждого их этих объектов является стратометрическое построение. Это означает, что и большие системы, и маленькие ситуации нелинейны, имеют множество накладывающихся структур (слоев, пластов). Стратометрическое построение означает взаимодействие, соотношение, связь слоев, структур, подсистем, возникающих внутри самой системы, процесса или ситуации.
Анализ объекта проектирования предполагает, прежде всего, рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выясняются слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения общественно-государственных и личностных требований к нему. В результате анализа выявляется противоречие, т.е. наиболее существенное несоответствие между компонентами объекта или состояние его в целом и требованиям к нему. Именно этот узел затем будет подвергаться изменениям в ходе проектирования.
Чем
сложнее и больше объект проектирования,
чем выше его этап, например моделирование,
тем шире требуется анализ. Например,
при создании модели системы образования
или профтехучилища в форме концепции
глубокий и широкий анализ требуется
для определения исходного
Выбор формы проектирования зависит от того, какой этап выбран, и какое количество этапов предстоит пройти. Так, сегодня, на базе некоторых СПТУ создаются колледжи. Для того чтобы это сделать, надо разработать концепцию колледжа, его устав, квалификационные характеристики выпускников, учебный план и т.д. учебное заведение проектируется через эти формы. Названные здесь формы охватывают два этапа моделирование и проектирование. Если проектируется педагогический процесс на уроке то подразумевается, что его моделирование заложено в представлении, знании о нем педагога и учащихся. В этом заключается концепция урока. Непосредственные проектирование урока начинается с этапа конструирования – создания плана, конспекта или сценария урока.
Любая форма проектирования должна быть целесообразной, потребной и соответствующей особенностям учащихся и педагогов и их возможностям. В противном случае любая из форм будет, воспринимается как формальное.