Педагогическое проектирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:36, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы является определение современного понимания и использования категории «педагогическая технология» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «педагогическая технология», нам следует решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме «педагогическая технология»;
2. Определить современное понимание и использование «педагогических технологий»;
3. Составить рекомендации студентам, начинающим педагогам по самостоятельному изучению вопроса «современные педагогические технологии».

Файлы: 1 файл

Педагогическое проектирование на печать.docx

— 138.38 Кб (Скачать)

     Теоретическое обеспечение проектирования - это поиск информации:

  • об опыте деятельности подобных объектов в других местах;
  • об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами;
  • в теоретических и эмпирических исследованиях влияниях на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения педагогических ситуаций.

     Методическое  обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов, документов и т.д. Хорошо иметь несколько вариантов каждого документа для выбора наиболее удобной и целесообразной структуры. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педагогических процессов или ситуаций. В этих целях в ПТУ, например, рекомендуется иметь поурочные или тематические папки. В них преподаватель или мастер накапливает разнообразный материал по отдельной теме для учебной группы, имеющей конкретную специальность. В такую поурочную папку входят: карточки взаимосвязи общеобразовательного и профессионального обучения; документальный материал; доклады, разработки учащихся; наглядные пособия или их картотека; карточки-задания для самостоятельной работы учащихся и т.п. возможно использование блочно-модульного подхода.

     Пространственно-временное  обеспечение проектирования связано с тем, что любой проект только тогда получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство. Урок по информатике и вычислительной технике, проведенный в компьютерном классе или в обычном кабинете, - это разные уроки. Пространственно-временное обеспечение – необходимое условие педагогического проектирования.

     Пространственное  обеспечение означает определение (подготовку) оптимального места для  реализации данной модели, проекта  или конструкта, учет влияния места  на осуществление систем, процессов  или ситуаций. Например, реализация проекта зависит от размера учебных  площадей, их оборудования, внешнего вида и многого другого. Сегодня считается  нерациональным проводить дискуссию  в типовой классной комнате, не приспособленной  для этой цели, проводить уроки  по техническим дисциплинам в  помещениях без специального оборудования. Любая модель, проект или конструкт  привязываются к конкретному  пространству. Это помогает предсказывать  действия участников педагогического  процесса.

     Временное обеспечение проектирование – это  соотношение проекта со временем по его объему, т.е. вмещающейся в  определенный срок деятельности, по темпу  реализации, по ритму, последовательность, скорости и т.д. Время измеряется умещающейся в нем деятельностью. Например, надо знать время как  продолжительность формирования профессиональных умений, профессионального опыта, мастерства; как продолжительность мероприятий, воздействий, стадий развития тех или иных педагогических явлений (систем, процессов, ситуаций). Все это позволяет рационально распределить силы, энергию, внимание и время педагога и учащихся. Так же проявляют себя ритм, частота, промежуток, последовательность, скорость и объем времени.

     Каждый  метод по-своему трудоемкий, содержание тоже требует определенного времени  для своей передачи и усвоения. Каждая форма рассчитана на определенную продолжительность.

     Материально-техническое  обеспечение выполняет несколько функций в процессе проектирования. Функции (формообразования, процессообразования, системообразования, целеобразования, принципополагания).

     Во-первых, оно предоставляет педагогическую технику и средства для осуществления  непосредственно самой деятельности по проектированию.

     Во-вторых, поскольку материально-техническая  часть в ПТУ обеспечивается из разных источников (госбюджет и распределение  фондов, хозрасчет и производительный труд учащихся, спонсирование и частные  средства), то естественно, что она  тоже должна проектироваться, т.е. быть объектом моделирования, проектирования и конструирования.

     В-третьих, материально-техническое обеспечение  всегда было средством решения воспитательных целей, следовательно, оно должно проектироваться  как составная часть педагогических моделей, проектов и конструктов, идет ли речь о системах, процессах или  ситуациях.

     В процессе проектирования следует добиваться достаточно полной материально-технической  обеспеченности педагогических систем, процессов, ситуаций, концентрации их на главных направлениях деятельности, мобильного использования средств, их рационального сочетания, взаимозаменяемости, взаимодополнения.

     От  материально-технического обеспечения  проектирования зависит простота самого проектирования и реализации проекта, удобство в деятельности педагогов и учащихся, устойчивость результатов воспитания и их надежность. Плохая материально-техническая база может свести на нет весь труд по педагогическому проектированию. В этом случае любые модели, проекты, конструкты остаются в области педагогической фантазии.

     Правовое  обеспечение проектирования – это создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций. Ни один педагогический проект не может нарушить конституции республики, законов и указов верховной власти и сферы непосредственное управления образования.

     Выбор системообразующего фактора необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей. Установление связей идет непроизвольно. Эта процедура требует выделения главного звена, в зависимости от которого определяются все другие связи. Это ведущее звено называется системообразующим. Оно служит основанием, стержнем для объединения компонентов (эффект шампура при приготовлении шашлыка).

     Системообразующий компонент – это тот, который  способен объединить все другие компоненты в целостное единство, целенаправлять их и стимулировать развитие. И  при этом системообразующий компонент  остается свободным сам и не мешает маневренности других компонентов. Только благодаря ему возможно создание новых устойчивых педагогических образований, так что определить его чрезвычайно  важно.

     Выбор системообразующего фактора влияет на стратегию и тактику воспитания личности. Психологи выявили и  описали две стратегии поведения  педагога в процессе проектирования: содержательную и динамическую.

     Содержательная  стратегия педагогического проектирования берет за основу цели и задачи воспитания личности и, сохраняя их неизменными, варьирует лишь содержание, методы и формы. Цели и задачи при этом берутся как исходные и объективно заданные. Педагог в этом случае ищет такие способы влияния на личность, которые бы побудили ее развиваться именно в соответствии с поставленными целями.

     Динамическая  стратегия в качестве системообразующих компонентов берет возможности личности воспитанника и педагога. Логика мышления в данной стратегии состоит в том, что нужно исходить из объективно заданных возможностей участников систем, процессов и ситуаций и далее двигаться к определению целей, принципов, содержания, методов, средств и форм.

     Установление  связей и зависимостей компонентов является центральной процедурой проектирования. Существует множество видов связей между компонентами в системе, процессе или ситуации. Основные из них: связи происхождения (порождения), построения, содержания и управления.

     Связи происхождения можно использовать при проектировании интегративного вида образования, или интегративного учебного предмета, или интегративного урока. При установлении связей между структурами, содержанием, методическими компонентами урока рождаются новые образования: новый вид образования (например, инженерно-педагогическое), новая дисциплина (экология), новый вид урока (интегративный урок).

     Связи построения затрагивают структуру, расположение частей, компонентов процесса. Используя их, в урок можно ввести знания из других дисциплин, увеличить или уменьшить, а также переставить местами компоненты. В сущности, проектируемый объект остается прежним, он подвергается легкой модернизации.

     Связи содержания напротив, затрагивают сущность взаимодействующих компонентов – состава и содержания. Так, под влиянием передовых форм труда на производстве, особенностей применяемой технологии можно кардинально изменить методику производственного обучения будущих рабочих соответствующей специальности.

     Связи управления, сохраняя традиционный подход к объекту проектирования, позволяют его слегка изменить, приспосабливая к новой среде, к соседствующим системам, процессам и ситуациям. Например, такие связи устанавливаются, когда хотят сделать их профессионально целесообразными.

     Составление документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т.е. перечня обязательных разделов и их структурного построения.

     Мысленное экспериментирование  применения проекта – это проигрывание в уме созданного проекта, его самопроверка. Мысленно представляются все особенности его проявления на практике, особенности его влияния на участников, последствия этого влияния. Мысленное экспериментирование предполагает предварительную проверку поведения учащихся и педагогов в спроектированной системе, процессе, ситуации, прогнозирование результата в виде предполагаемого проявления индивидуальных качеств.

     Экспертная  оценка проекта – это проверка созданной формы проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации. С помощью сторонней экспертизы создается независимая характеристика проекта.

     Корректировка проекта совершается после терпеливого экспериментирования и широкой экспертной оценки. Получив замечания, определив недостатки, создатели проекта еще раз пересматривают его, редактируют, выправляют, совершенствуют, обогащают. Все это и есть корректировка.

     Принятие  решения об использовании  проекта – завершающее действие проектирования. После него начинается его применение на практике. Принятие решения – это всегда психологический акт, связанный с ответственностью за качество проекта и результаты его использования. Это к тому же, всегда нравственное решение.

     В заключение следует сказать, что  все эти этапы так или иначе, но проявляются в проектировании любого педагогического объекта, в  любой форме его проектирования. Осмысление их поможет саму процедуру  сделать более экономной и  целенаправленной, более грамотной.  

     3  Психологические основы педагогического проектирования 
 

     Педагогическое  проектирование является одновременно наукой, и искусством. Как процесс  оно имеет одновременно и нормативный, и творческий характер. Нормативный  потому, что он регламентирован и  имеет свои этапы, формы, принципы и  приемы реализации. Как искусство, –  потому, что оно требует oт преподавателя  большого напряжения сил, чувств, работы души. Оно всегда индивидуально и  опирается на артистичность, изобретательность, вдохновение, оригинальность преподавателя  как педагога.

     Психологические основы педагогического проектирования еще недостаточно изучены. Во время  педагогического проектирования могут  проявляться следующие виды творчества: моральное, дидактическое, технологическое, организационное.

     Моральное творчество – это деятельность в сфере морально-этических отношений обучающихся и преподавателей с использованием неповторимых, оригинальных подходов, дающая качественно новый результат. Оно необходимо, прежде всего, при проектировании педагогических ситуаций.

     Дидактическое творчество – это деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения обучающимися.

     Технологическое творчество – это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляется поиск и создание новых педагогических систем, процессов и ситуаций, способствующих повышению результативности обучения и воспитания обучающихся. Это самый сложный вид творчества. Он охватываем деятельность преподавателя и обучающихся целиком.

     Организаторское творчество – это творчество в сфере управления и организации по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействия преподавателей и обучающихся. Организационное творчество обеспечивает научную организацию труда.

Информация о работе Педагогическое проектирование