Педагогический процесс как система и целостное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 22:06, доклад

Краткое описание

Понятие «педагогический процесс», наряду с педагогической системой, воспитанием, обучением, относится к числу методологических знаний, так как в его научном анализе и практической организации объединяется знание о педагогических системах, закономерностях, о системном и технологическом подходах в педагогике.
Процесс в общеязыковом смысле означает последовательную смену состояний, ход развития чего-либо и совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Оба значения дают основу для понимания педагогического процесса, который определяется как направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Здесь видно, что обучение, образование, и воспитание рассматриваются как процесс, то есть отвлеченно от специфики каждого, что процесс осуществляется в рамках педагогической системы и что это организованная деятельность, имеющая целью формирование и развитие обучаемых.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3
1. Структура и закономерности педагогического процесса……………4
2. Понятие о педагогической системе …………………………………..8
3. Сущность педагогических процессов……………………………….14
Заключение………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………22

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 38.61 Кб (Скачать)

Целостность - синтетическое качество педагогического  процесса, характеризующее высший уровень  его развития, результат стимулирующих  сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. . Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее  единство  составляющих его компонентов,  их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий,  перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Целостный педагогический процесс предполагает такую  организацию  жизнедеятельности  воспитанников,  которая  отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы  сбалансированное воздействие на все сферы личности:  сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами,  вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей  действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс несводим к  единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как  часть и целое.  Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного,  нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания,  т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен  постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника  и  специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

В содержательном  плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования  опыта, накопленного  человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний,  в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков;  опыта  творческой  деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.  Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных,  развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса. 

В организационном  плане . педагогический  процесс  приобретает свойство  целостности,  если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

1) процесса освоения и конструирования  (дидактического адаптирования)  содержания образования и материальной  базы  (содержательно-конструктивная,  материально-конструк-тивная  и  операционно-конструктивная деятельность педагога);

2) процесса  делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия; 
3) процесса  взаимодействия  педагогов  и  воспитанников  на Уровне личных отношений (неформальное общение);

4) процесса освоения воспитанниками  содержания  образования без непосредственного  участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Как видно,  первый  и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй - собственно педагогические, а третий - взаимные,  а следовательно,  и охватывают педагогический процесс в его целостности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Самые главные  характеристики педагогического процесса, как их понимает современная наука, - это целостность, системность, цикличность  и технологичность. Под целостностью понимают неразрывное единство процессов  воспитания, обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят друг от друга  и имеют много общего, хотя наука  их различает. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают  нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь  к потребностно-мотивационной сфере  личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут  к ее развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом целостность педагогического  процесса, единство воспитания и обучения, является методологическим принципом, что особенно актуально в настоящих  условиях.

Педагогический  процесс и педагогическая система  также составляют единство, поскольку  процессы - это свойство систем. Можно  сказать, что педагогические процессы - это последовательная смена состояний  педагогической системы.

Рассматривать педагогический процесс системно значит выделить структурные компоненты системы  и процесса и функциональные связи  между ними. Это, напомним, помогает осознать специфику, сущность каждого  компонента, их взаимодействие, изменение  одного от изменения другого, например: от цели меняется содержание, обученность, состояние ученика меняет методы обучения и т.д.

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс /Избр. педагогические труды/Сост. М.Б.Бабанский, - М.,1989.
    2. Бордовская Н.В., Реан А. . Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000.
    3. Закон РФ «Об образ.» М., 1992.
    4. Ильин В.С. формирование личности и школьника (целостный процесс), - М.,1984.
    5. Каптерев П.Ф. пед. Процесс //Избир.пед.соч./ Под ред. А.М.Арсеньева, - М., 1989.
    6. Макаренко А.С. Избр. пед. соч.: В 2т. Т1 – М., 1977.
    7. Мищенко А.И. педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.
    8. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
    9. Прокопьев И.И. Основы общей педагогики. Дидактика/ Учеб. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002.
    10. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
    11. Сокольников Ю.П. Системный подход в воспит. М., 1988.

 


Информация о работе Педагогический процесс как система и целостное явление