Педагогический процесс как система и целостное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 22:06, доклад

Краткое описание

Понятие «педагогический процесс», наряду с педагогической системой, воспитанием, обучением, относится к числу методологических знаний, так как в его научном анализе и практической организации объединяется знание о педагогических системах, закономерностях, о системном и технологическом подходах в педагогике.
Процесс в общеязыковом смысле означает последовательную смену состояний, ход развития чего-либо и совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Оба значения дают основу для понимания педагогического процесса, который определяется как направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Здесь видно, что обучение, образование, и воспитание рассматриваются как процесс, то есть отвлеченно от специфики каждого, что процесс осуществляется в рамках педагогической системы и что это организованная деятельность, имеющая целью формирование и развитие обучаемых.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3
1. Структура и закономерности педагогического процесса……………4
2. Понятие о педагогической системе …………………………………..8
3. Сущность педагогических процессов……………………………….14
Заключение………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………22

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 38.61 Кб (Скачать)

Педагогический процесс как  система не идентичен системе  протекания процесса. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступает система народного  образования, взятая в целом, школа, класс, учебное занятие. Каждая из этих систем функционирует в определенных условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных. Есть и  специфические для каждой системы  условия. К внутришкольным условиям, например, относятся материально-технические, санитарно-гигиенические, морально-психологические, эстетические условия.

Структура – это расположение элементов  в системе. Структуру системы  составляют выделенные по принятому  критерию элементы (компоненты), а также  связи между ними. Понятие связей важнее всего, ибо только зная что  с чем и как связано в  педагогическом процессе, можно решать проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса.

Связи в педагогической системе  не похожи на связи между компонентами в других динамических системах. Целесообразная деятельность педагога выступает в  органическом единении со значительной частью средств труда (а иногда и  со всеми). Объект – он же субъект. Результат  процесса находится в прямой зависимости  от взаимодействия педагога, применяемой  технологии, ученика.

Чтобы анализировать педагогический процесс как систему, необходимо установить критерий анализа. В качестве критерия может выступать любой  достаточно веский показатель процесса, условий его протекания или величины достигнутых результатов. Важно, чтобы  он отвечал целям изучаемой системы. Анализировать систему педагогического  процесса по всем теоретически возможным  критериям не только затруднительно, но в этом нет никакой нужды. Исследователи  выбирают только такие, изучение которых  раскрывает наиболее важные связи, обеспечивает проникновение вглубь и познание неизвестных ранее закономерностей.

Системы и критерии их выделения  должны соответствовать намеченной цели. Для выделения системы и  ее структуры можно воспользоваться  известным критерием расположенности, позволяющим выделить в исследуемой  системе основные составные части.

Компоненты системы, в которой  протекает педагогический процесс - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют  цели, задачи, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые  при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент процесса включает все  многообразие целей и задач педагогической действительности: от генеральной цели – всестороннего и гармоничного развития личности, до конкретных задач  формирования отдельных качеств  или их элементов. Содержательный компонент  отражает смысл, задачу, а деятельностный – взаимодействие педагогов и  воспитуемых, их сотрудничество, организацию  и управление процессом, без которых  не может быть достигнут конечный результат.

Педагогический  процесс – это процесс трудовой, а как любой трудовой процесс  он осуществляется для достижения общественно  значимых целей. Специфика педагогического  процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются  воедино, образуя своеобразные отношения  участников трудового процесса –  педагогическое взаимодействие.

Как и  в других трудовых процессах, в педагогическом процессе выделяются объекты, средства, продукты труда. Объект деятельности педагога – развивающаяся личность, коллектив  воспитанников. Объектам педагогического  труда кроме сложности, системности, саморегуляции присуще и такое  качество, как саморазвитие, чем  и обусловливается вариативность, изменчивость, неповторяемость педагогических процессов.

Предмет педагогического труда – формирование человека, который в отличие от педагога, находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Своеобразие объекта педагогической действительности состоит также  и в том, что он развивается  не в прямой пропорциональной зависимости  от педагогического воздействия  на него, а по законам, свойственным его психике – особенностям восприятия, становления воли и характера.

В педагогическом процессе довольно специфичными являются также и орудия труда. К ним  относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключать  школьников, способы сотрудничество с ними, методика педагогического  влияния. Это духовные средства труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность педагогических процессов

 

Педагогический  процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов  и воспитанников,  направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагоги  и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического  процесса.  Взаимодействие субъектов  педагогического  процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта,  накопленного человечеством во всем его многообразии.  А успешное освоение опыта,  как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников  на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического  процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель,  понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания  и  для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.  

Педагогическая  задача -  основная  единица  педагогического процесса.  Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса,  по которой только и можно судить о  его  течении, должна  удовлетворять следующим условиям:  обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;  являться общей  при реализации любых педагогических целей;  наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.  Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной  педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации.  Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность.  Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.

Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет  задачную структуру, т.е. может быть представлена как взаимосвязанная  последовательность решения бесчисленного  множества задач разного уровня сложности,  а воспитанники, в свою  очередь,  включены в их решение,  так как взаимодействуют с педагогами,  то и с этой точки  зрения  единицей  педагогического процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию,  характеризующуюся взаимодействием  педагогов  и воспитанников с определенной целью. Таким образом,  движение педагогического процесса,  его "моменты" должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности,  но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами  социального управления.  Однако "клеточкой" педагогического процесса, стремясь к его наименьшей единице, можно считать только оперативные задачи,  ограниченно выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их  то,  что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов: 

- анализа ситуации и постановки педагогической задачи;  проектирования вариантов решения и выбора оптимального для данных  условий;

- осуществления плана решения задачи на практике,  включающего организацию взаимодействия,  регулирование и корригирование течения педагогического процесса;

- анализа результатов решения.

Движущие  силы педагогического процесса.  Поступательное движение  педагогического  процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и своевременного осознания и устранения субъективных педагогических  противоречий,  являющихся следствием ошибочных педагогических решений.

Наиболее  общим внутренним противоречием  объективного  характера,  определяющим  движение педагогического процесса,  является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества: школы, учителей. Однако если требования слишком завышены или,  наоборот, занижены, то  они не становятся источниками движения школьника,  а следовательно,  и всей педагогической системы к намеченной цели.  Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении.  Это  говорит  о  необходимости проектирования близких, средних и далеких перспектив коллектива и отдельных воспитанников,  их конкретизации и обеспечения принятия самими детьми.

В последние  годы в связи с демократизацией  образования  выявилось главное внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте.  Это  несоответствие  между активно-деятельной  природой  ребенка  и социальнопедагогическими условиями его жизни.  Главное противоречие конкретизируется целым рядом  частных:  между общественными интересами и интересами личности;  между коллективом и личностью;  между сложными  явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др.

К субъективным противоречиям относятся следующие:  между целостностью  личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического  процесса;  между  отставанием процесса  генерализации  знаний  и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения; между  индивидуальным  творческим  процессом  становления личности и массово-репродуктивным  характером  организации   педагогического процесса;  между  определяющим  значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на  словесное  воспитание; между  возрастающей  ролью  гуманитарных  предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации  педагогического процесса и др.

Педагогическое  взаимодействие  является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям.

Даже  поверхностный  анализ  реальной педагогической практики обращает внимание на широкий  спектр  взаимодействий:  "ученик - ученик",  "ученик - коллектив",  "ученик - учитель",  "учащиеся объект усвоения" и т.п.  Основным отношением педагогического процесса  является  взаимосвязь  "педагогическая деятельность - деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник - объект усвоения".

В этом  заключается  и  сама специфика педагогических задач. Они могут быть решены и решаются только  посредством  руководимой педагогом активности учащихся,  их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал,  что основное отличие учебной задачи от  всяких  других  в том,  что  ее  цель и результат - в изменении самого действующего субъекта,  заключающемся в овладении им  определенными  способами действия.  Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно  и отношений: педагогические (отношения  воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников  с предметами материальной культуры);  отношения к самому себе.  Важно подчеркнуть,  что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей  в  повседневной  жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.  

Педагогическое  взаимодействие всегда имеет две  стороны,  два взаимообусловленных компонента:  педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые,  неуправляемые) и т.п.  Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников:  активное  восприятие,  переработка информации,  игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие,  действия,  поступки,  деятельность  и т.п.

Главное интегративное  свойство педагогического процесса как динамической системы - его  способность  к  выполнению  социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, что-бы их выполнение соответствовало высокому уровню качества.  А это возможно  при  условии  функционирования педагогического процесса как целостного явления: 2  целостная,  гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Информация о работе Педагогический процесс как система и целостное явление