Педагогический процесс как система и целостное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 22:06, доклад

Краткое описание

Понятие «педагогический процесс», наряду с педагогической системой, воспитанием, обучением, относится к числу методологических знаний, так как в его научном анализе и практической организации объединяется знание о педагогических системах, закономерностях, о системном и технологическом подходах в педагогике.
Процесс в общеязыковом смысле означает последовательную смену состояний, ход развития чего-либо и совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Оба значения дают основу для понимания педагогического процесса, который определяется как направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Здесь видно, что обучение, образование, и воспитание рассматриваются как процесс, то есть отвлеченно от специфики каждого, что процесс осуществляется в рамках педагогической системы и что это организованная деятельность, имеющая целью формирование и развитие обучаемых.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3
1. Структура и закономерности педагогического процесса……………4
2. Понятие о педагогической системе …………………………………..8
3. Сущность педагогических процессов……………………………….14
Заключение………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………22

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 38.61 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….3

1. Структура  и закономерности педагогического  процесса……………4

2. Понятие о педагогической системе …………………………………..8

3. Сущность  педагогических процессов……………………………….14

Заключение………………………………………………………21

Список использованной литературы……………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие «педагогический процесс», наряду с  педагогической системой, воспитанием, обучением, относится к числу  методологических знаний, так как  в его научном анализе и  практической организации объединяется знание о педагогических системах, закономерностях, о системном и  технологическом подходах в педагогике.

Процесс в общеязыковом смысле означает последовательную смену состояний, ход развития чего-либо и совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного  результата. Оба значения дают основу для понимания педагогического  процесса, который определяется как  направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Здесь видно, что обучение, образование, и воспитание рассматриваются как процесс, то есть отвлеченно от специфики каждого, что процесс осуществляется в  рамках педагогической системы и  что это организованная деятельность, имеющая целью формирование и  развитие обучаемых. Это довольно абстрактное  представление вполне реальных явлений  позволяет узнать структуру, связи  частей и законы функционирования учебно-воспитательной деятельности педагогов в реальных учебных учреждениях и, изучив их, совершенствовать, проектировать, управлять  педагогическим процессом, делать образование  более эффективным. В жизни этот процесс чаще называют учебно-воспитательным, имея в виду совокупность урочных  и внеклассных занятий, совместной развивающей деятельности учителей и учеников. Воспитание и обучение в школе образуют единый педагогический, учебно-воспитательный процесс. Педагогическая система - это тоже абстракция, служащая для понимания реальных систем разного  уровня: система образования страны, региона, отдельных учебных заведений, система обучения по одному предмету и даже теме.

 

    1. Структура и закономерности педагогического процесса

 

Обращение к  истокам  возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция  привели  сначала к разграничению,  а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания:  учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные  аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в  педагогических воззрениях И. Ф.  Гербарта,  отмечавшего,  что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование  (или образование характера) без обучения есть цель,  лишенная средства.  Более глубоко идея целостности  педагогического процесса  была выражена К. Д. Ушинским.  Он понимал ее как единство административного,  учебного и воспитательного элементов школьной деятельности.  От комбинации основных элементов всякой школы, отмечал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании.

Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение  в трудах его последователей - Н. Ф. Бунакова, П. Ф Лесгафта, В. П. Вахтерова  и других. Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П. Ф. Каптерев.  Общеобразовательный курс школы,  по его замыслу,  был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего  совершенствования личности гражданина.

Большой вклад в развитие представлений  о целостности педагогического  процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли  Н. К. Крупская, А. П. Пинкевич,  С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко.

Однако  начиная с 30-х гг. основные усилия педагогов были на углубленное изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов.

Научный интерес  к  проблеме  целостности  педагогического процесса,  вызванный потребностями практики школы, возобновился в середине 70-х гг.  Наметились и различные подходы к пониманию целостного  педагогического  процесса  (Ю. К. Бабанский,   М. А. Данилов, В. С. Ильин, В. М. Коротов, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников и др.).  Это объясняется сложностью педагогического процесса. В  то же время авторы современных концепций едины во мнении,  что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно -"только на основе методологии системного подхода.

Структура педагогического процесса - это совокупность составляющих его частей, соответствующих  компонентам педагогической системы. Компоненты педагогического процесса таковы: целевой - определение целей  воспитания, обучения; содержательный - разработка содержания образования; операционно-деятельностный - процедуры  по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный - проверка, оценка и анализ результатов  воспитания, обучения, суждение об эффективности  процесса. В соответствии со структурой педагогического процесса строится и педагогическая деятельность: разрабатываются  цели, содержание, способы и виды деятельности и анализ результатов. Определение целей требует педагогической диагностики - изучения состояния педагогического  процесса, в первую очередь воспитанности  и обученности школьников, а также  других условий процесса. Этапы педагогического  процесса приводят к мысли о цикличности, повторяемости, педагогической деятельности: диагностика, проектирование, реализация, контроль.

В связи  с этим встает вопрос о том, что  является толчком, движущей силой педагогического  процесса. Наука считает, что таким  источником является противоречие между  требованиями к ребенку, возникающими в его жизни, и его реальными  возможностями, уровнем развития. Это  противоречие становится толчком к  процессу воспитания и росту ребенка, если эти требования соответствуют  возрастным особенностям ребенка. Л.С.Выготский  называл зоной актуального развития то состояние, в котором ребенок  может делать что-либо без помощи взрослого. Зоной ближайшего развития психолог называл тот уровень, когда  ребенок потенциально способен освоить  новое с помощью взрослого, при  обучении. Разрыв между зонами порождает  педагогическую ситуацию - такое состояние  педагогического процесса, когда  имеется расхождение между желаемым и действительным, достигнутым в  формировании личности, то есть обнаруживается некоторая педагогическая задача. Педагогический процесс, по существу, реализуется в  цепи, в смене педагогических ситуаций. Структура педагогического процесса и деятельности отражает реальную работу педагогов, но не всегда ими осознается, и, главное, наука часто не дает экономных  средств для этого осознания  и рационального построения педагогической деятельности. Поэтому есть еще одна характеристика педагогического процесса - технологичность.

В закономерностях  отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи. Среди общих закономерностей  педагогического процесса выделяют:

1. Закономерность  динамики педагогического процесса (это значит, ч то педагогический  процесс как развивающееся взаимодействие  между педагогами и воспитуемыми  имеет постепенный, «ступенчатый»  характер);

2. Закономерность  развития личности в педагогическом  процессе (темпы и достигнутый  уровень развития зависят от  наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического взаимодействия);

3. Закономерность  управления учебно-воспитательным  процессом (эффективность педагогического  воздействия зависит от интенсивности  обратной связи между педагогом  и учеником, величины, характера  и обоснованности корректирующих  воздействий на воспитуемых);

4. Закономерность  стимулирования (Продуктивность педагогического  воздействия зависит от интенсивности  и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применения воспринятого);

5. Закономерность  единства чувственного, логического  и практики в педагогическом  процессе;

6. Закономерность  единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.

7. Закономерность  обусловленности педагогического  процесса.

Ошибочным, однако, является представление, будто  изложенными закономерностями исчерпываются  связи, действующие в педагогическом процессе. Последних гораздо больше, к изучению глубинных связей исследователи  еще только подступают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие о педагогической системе

 

"Система - выделенное на основе  определенных признаков  упорядоченное  множество  взаимосвязанных  элементов,  объединенных  общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как  целостное явление .Как искусственная,  специально  в  силу  объективных законов развития общества организованная, педагогическая система находится под постоянным "контролем" общества,  т.е. той социальной системы,  частью которой она является. Изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный  момент  направлено  воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования заботу о материальном положении учителя  и  т.п.  Причины многих неудачных попыток совершенствования педагогических систем кроются в несистемном,  локальном подходе к преобразованию ее элементов.

Общество, формируя социальный заказ,  строит и соответствующую  ему  систему  образования  как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования.  Ведущей  подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа.  Для эффективного функционирования  педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей, средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы.  Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество  создает  разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Виды педагогических  систем  различаются назначением и,  как следствие,  особенностями организации и функционирования.  Так, в системе  дошкольного  воспитания основной является педагогическая система "детский сад". Ее варианты - педагогическая система круглосуточных детских садов, садов для детей с ослабленным здоровьем и т.п.

В системе общеобразовательной  подготовки  основой  является педагогическая  система "школа" с вариантами в зависимости от режимов работы:  традиционный,  полуинтернатный (школы с продленным днем),  интернатный (школа-интернат,  детский дом,  суворовские и нахимовские училища и т.п.).  Вариантами педагогической  системы "школа" являются альтернативные учебные заведения:  гимназии, лицеи, колледжи и др.

Аналогичные варианты  педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального  образования.  К  особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, техников, туристов и т.п.).

Понятие авторской педагогической  системы.  Любое  образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы,  идеи,  можно отнести к авторским педагогическим системам,  назвать авторской школой. К ним по праву можно причислить педагогические системы   Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого,         А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского и многие другие системы педагогов классиков и современных  педагогов-новаторов - руководителей образовательных учреждений. Иначе нужно подходить к творчеству отдельных педагогов.  новаторов, реализующих свои авторские подходы к обучению и воспитанию.  Одно дело,  когда педагог творчески воплощает одну или несколько часто не связанных друг с другом идей ("опережающее обучение", комментирование - С. Н. Лысенкова; "опорные сигналы" - В. Ф. Шаталов  и  др.),  и  совсем  другое - когда педагогический процесс строится на основе оригинальной концепции. В этом случае есть все основания  говорить об авторской дидактической или воспитательной системе.  Таковыми являются  дидактические  системы  Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова,  М. М. Махмутова, П. Я. Эрдниева и воспитательные системы И. П. Иванова, В. А. Караковского и других.

Если рассматривать педагогический процесс как систему, то нужно  отметить наличие в нем множества  подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой  другими типами связей. Система педагогического  процесса не сводится ни к одной  из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были. Педагогический процесс – это  главная объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и  обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогическая теория сделала  прогрессивный шаг, начав представлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четкого выделения  основных компонентов, такое представление  позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами.

Информация о работе Педагогический процесс как система и целостное явление