Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:20, диссертация
Актуальность работы определяется интересом коммуникативной лингвистики к изучению дискурсивного поведения личности в социально значимых ситуациях, специфике ее дискурсивной деятельности, к аспекту языковой организации дискурса.
Новизна работы заключается в том, что в ней впервые дан многоаспектный анализ речевого поведения учителя на разных этапах урока, включающий анализ стратегий и тактик речевого поведения учителя, средств их языкового воплощения, гендерных особенностей речевого поведения преподавателей.
Целью данной работы является многоаспектный анализ речевого поведения учителя на уроке.
В.И.Карасик предложил модель анализа институционального дискурса, в том числе и педагогического. Цель педагогического дискурса - социализация нового члена общества. Хронотоп педагогического дискурса – это учебное заведение (школа, колледж, университет, учебная аудитория, класс) и специально отведенное время для общения (урок, лекция, экзамен).
Ценности педагогического дискурса сводятся к признанию и закреплению социальных традиций. Стратегии этого дискурса определяются основной целью - социализацией человека - и сводятся к коммуникативным интенциям, которые конкретизируют основную цель дискурса.
Участниками педагогического дискурса являются учитель и ученик, выступающие в различных ситуациях общения. Педагогический дискурс отличается принципиальным неравенством участников общения [Карасик 2002].
Положительный результат педагогического взаимодействия во многом определяется, по мнению ученых, коммуникативным потенциалом личности учителя и его коммуникативными умениями [Андреева 1988, Ломов 1976, Кан-Калик 1987, Каган 1988].
Коммуникативная стратегия взаимодействия учитель - ученик определяется учителем, управляющим процессом познавательной деятельности, регулирующим взаимоотношения между учащимися, создающим атмосферу доброжелательного и активного речевого общения. Это ярко выраженная стратегия партнерства, кооперации (Ипполитова Н.И. 2001:13).
Педагогическое общение полифун
Вторая глава «Речевое поведение учителя на уроке» состоит из пяти параграфов, в которых дается подробный анализ речевого поведения школьного педагога. В ней утверждается, что все речевые действия учителя направлены на управление деятельностью учащихся и их знанием.
В первом параграфе «Стратегии и тактики педагогического дискурса» анализируются стратегии и тактики речевого поведения учителя на уроке.
Изучение стратегий и тактик речевого поведения человека вызывает много споров. Под стратегией понимается линия речевого поведения [Михальская 1998], свойство когнитивных планов [Ван Дейк 1989], набор макроцелей [Кузнецов 2000], некоторая последовательность речевых действий, организованных в зависимости от цели взаимодействия [Иссерс 2003], определенная направленность речевого поведения в данной ситуации в интересах достижения цели коммуникации [Паршина 2005: 7]. Стратегии реализуют общий замысел общения, его конечную цель, тактики выполняют функцию осуществления стратегий речи через конкретные речевые шаги.
Мы принимаем следующее
рабочее определение
Нами выделяются три основные стратегии речевого поведения учителя: императивная, информативная и коммуникативно-регулирующая. Эти стратегии являются общими для всех типов уроков, хотя степень их значимости для реализации педагогических коммуникативных целей во многом зависит от типа и этапа урока.
Генеральной стратегией педагогического дискурса является императивная стратегия, направленная на управление всей деятельностью ученика на уроке. Она реализуется с помощью определенных тактик, важнейшими из которых являются тактики концентрации внимания, стимуляции физической и умственной деятельности, установления и поддержания речевого контакта, контроля за деятельностью учеников.
Императивная стратегия на начальном этапе урока реализуется с помощью тактики установления речевого контакта и активизации умственной деятельности.
На других этапах урока (этапе объяснения или обобщающего повторения) задача учителя – стимулировать физическую и умственную активность учащихся, заставить их работать.
Кто пойдет к доске?- косвенное побуждение к действиям, выраженное вопросительным высказыванием. Ну/ иди/ Оксана/ пожалуйста// Давайте вспомним орфограмму гласные после шипящих// - требование-просьба, обращенное к конкретному ученику и призыв к совместным действиям, обращенный ко всему классу. Ларюхин/ ты следующий пойдешь к доске/ тут проявишь все свои знания// Следующее слово «шомпол»// Пишем букву О/ Почему?// - побуждение реализуется через тактику контролирующую, и далее идет побуждение к физическим действиям, скрытое в вопросе.
Типичная форма выражения побуждений – побудительные высказывания с глаголом в форме повелительного наклонения: Подчеркните все три орфограммы//; А сейчас ответьте//; Работайте// Но гораздо чаще учитель использует формы совместного действия, смягчающие степень неравенства, авторитарность учителя: Так/ хорошо/ вспомним правило…; Давайте запишем//. Кроме того, учитель часто пользуется побуждениями в форме вопросов к учащимся, призывающих учеников акцентировать внимание на изучаемом материале: Так какие бывают гласные по позиции в слове?// А согласные?// Так/ сонорные/ это какие звуки?//
Часто императивная стратегия осуществляется через регулирующую тактику: учителю важно корректировать ход урока, осуществлять контроль за работой учеников: Посмотрите/ так вы написали это слово?// Тишина в классе!//; Вот/ посмотрите/ пожалуйста/ упражнение 123// Класс помогает// Тактика контроля может реализовываться использованием форм синтаксического индикатива в императивном значении: Так/ рассаживаемся// и никогда больше не садитесь вместе на уроках русского языка// Быстро!// Продолжаем работу!//. Эту форму учитель использует для более мягкого побуждения.
Другая стратегия речевого поведения учителя на уроке – информативная. Информативная стратегия действий учителя является главной на уроках-объяснениях. Императивная тоже используется на этих уроках, но она подчинена информативной и лишь сопутствует общению с учениками. Информативная стратегия осуществляется с помощью тактик инициирования коммуникации, активизации физической и интеллектуальной деятельности учащихся, поддержания этой деятельности, объяснения, уточнения, речевого контакта, оценки действий учащихся. Учитель поддерживает коммуникацию с помощью информативных высказываний различных структурно-семантических типов: он сообщает факты, делает выводы и оценивает знания учащихся: Таким образом/ при произношении гласных звуков препятствия на пути не встречаются/ а при произношении звуков Л,Ж,Ш, встречаются препятствия// Как называются эти звуки?// Совершенно верно// Мы с вами знаем, что все звуки делятся на гласные и согласные//. Задача учителя - довести до сознания учеников нужную информацию, активизировать их умственную деятельность.
Реализуя эту стратегию, учитель использует многочисленные повторы, оценочные или вопросительные высказывания, которые акцентируют внимание учащихся на объясняемом материале: Буквы обозначают на письме что?//Звуки конечно же// Как вы думаете/ какие органы речи у нас задействованы при произношении звуков?// С помощью таких высказываний учитель поддерживает коммуникацию: Таким образом/ при произношении гласных звуков препятствия на пути не встречаются/ а при произношении звуков Л, Ж, Ш, встречаются препятствия// Как называются эти звуки?// Довольно часто учитель повторяет значимые на его взгляд фразы, т.е. использует тактику усиления информативности, уточнения передаваемой информации: Значит/ еще раз закрепляем правило/ в окончаниях глаголов под ударением после шипящих никогда не пишется буква «О»/ только буква «Ё»//;
Довольно много на объясняющих уроках информативных вопросов. Задавая эти вопросы, учитель ставит своей целью не просто передать или запросить информацию, но и побудить учащихся к действиям.
Хорошо// Итак/ для того чтобы выделить окончание/ мы изменяем слово/ если оно изменяется/ то смотрим/ какая часть изменяется// Изменяемая часть и есть окончание// Так/ смотрим упражнение 422/ комментируй/ Иванов// - Учитель оценивает деятельность, затем, используя тактику усиления информативности, повторяет реплику учащегося со своими уточнениями и, наконец, побуждает к действиям.
Объясняя новый материал, учитель использует и императивную стратегию. Обе они находят выражение в ряде тактик: тактике оценки действий, усиления информативности (для этого он использует речевые повторы знаковых фраз), тактике уточнения, тактике поддержания внимания. Таким образом, на уроке наблюдается взаимопроникновение стратегий и тактик речевого поведения учителя, что обусловлено самим сценарием урока и целями общения.
Основная задача учителя на уроке - довести информацию до адресата, побудить его к действиям. В момент речи учитель воспроизводит фразы, которые он извлекает из памяти, но не создает в момент речевого действия, типизированные фразы, характерные для тактики поддержания речевого контакта во время объяснения нового материала: Верно/ а еще какие приставки?//; Неверно/ подумаем еще// так/ ну и какие слова вы выписали //
Коммуникативно-регулирующая стратегия реализуется прежде всего с помощью тактик установления речевого контакта, тактики его поддержания и тактики прерывания речевого контакта. Уже на первом этапе любого урока тактика установления речевого контакта реализуется через речевые акты приветствия, обращения, сообщения темы нового урока: Здравствуйте/ садитесь/; Начнем урок с новой темы// Тема урока/ корень слова//. Обычно стандартные, стереотипные формы приветствия сочетаются с тактиками стимулирования будущей работы учеников.
Тактика поддержания речевого контакта в рамках коммуникативно-регулирующей стратегии реализуется на протяжении всего урока чаще всего через различного рода замечания-оценки учителя: Поведение на уроке безобразное!//; Ребята/отвечает только Леша// Вы разве Леши?// Хором кричите/ну-ка/успокоились//. Часто это отрицательные оценки работы учащихся на уроке: Ребята/ это уже слишком/ сплошные бездельники// Ну/ посмотрите/ сидят наполеоны одни/ сто дел делают одновременно/ а главное нет/ ничего не пишем/ ничего не делаем/ всем по двойке/ а они вас уже и не пугают!// Эти эмоционально окрашенные порицания содержат резко отрицательную оценку действий учащихся и даже угрозу.
Но тактика поддержания речевого контакта может выражаться и в оценочных высказываниях положительного характера: Умница/ хорошо поработала// Молодец// Молодчина//; Молодец/ Ваня/ настоящий отличник/ заработал свою пятерку//. Оценка содержит и интеллектуальный элемент, похвала учителя направлена не только на работу учащегося, но и его знания, ментальные способности [Черник 2002].
Таких высказываний,
реализующих линию поддержания
речевого контакта, всегда много
на уроках, без них учителю
просто не обойтись. Он должен
обязательно оценить
В конце урока учитель опять использует коммуникативно-регулирующую стратегию, которая осуществляется с помощью тактики прерывания речевого контакта: Итак/ молодцы/ мы с вами хорошо поработали// Домашнее задание № 23//. Учитель логически завершает речевой контакт и обобщает полученные результаты урока, подводит итог.
Оформление речевых действий тактики прерывания речевого контакта может быть различным в зависимости от возраста учащихся и от общей удовлетворенности результатами урока: Так/ звенит звонок// Дома выписать реплики Луки и Сатина// Все/ до свидания // (сухое прощание в рабочей обстановке урока привычно: сообщение-директива и формула прощания); Оценки за урок: Иванов - три, Петров - четыре, Гусев - четыре// До свидания// (учитель оценивает работу учащихся и завершает урок стереотипной формулой прощания); Так/ все молодцы/ всем спасибо за работу на уроке/ всего доброго/ до свидания// (сухое прощание заменено этикетными формулировками, которые создают доброжелательную атмосферу).
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что учитель выбирает ту или иную стратегию своего речевого поведения на уроке в соответствии с основными функциями педагогического общения.
Во втором, третьем и четвертом параграфах работы рассматриваются способы реализации основных стратегий и тактик речевого поведения учителя на уроке. Во втором параграфе «Типы высказываний учителя на уроке» анализируются побудительные, вопросительные, справочные, комментирующие и дивертивные типы высказываний учителя на уроке.
Речь учителя складывается из стереотипных учительских высказываний. Наиболее частотными являются побудительные высказывания. Формы побуждений во многом зависят от возраста учащихся, от типов и этапов уроков, от личности учителя (авторитарный, демократичный), от психологического типа класса, от типа речевой культуры учителя. Так, например, в старших классах побуждения в начале урока могут выражаться императивной формой повелительного наклонения, но она смягчается этикетными формулами: Откройте/ пожалуйста/ тетради и запишите тему урока// Часто здесь используются формы совместного действия, смягчающие степень неравенства, авторитарность учителя: Давайте запишем// Орфограмму подчеркиваем//; Мы с вами будем решать уравнения//Начинаем возводить в квадрат//. Кроме того, учитель пользуется косвенными побуждениями в форме вопросов к учащимся: Так/ «ни за что» как пишется?// Пишем слитно/ почему?//; Когда ставится точка с запятой?// Таких вопросов всегда много на уроке, с помощью них учитель побуждает учащихся к ментальным процессам: почему так написал, подумал, сделал. Использует учитель и имплицитные формы побуждения: Как проверить?// Разве приставку при- мы проверяем каким-либо образом?// Нет!// Нужно вспомнить, какое значение несет приставка// Итак/ какое значение несет приставка?//
Информация о работе Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке