Педагогические условия формирования здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:00, контрольная работа

Краткое описание

Потребность в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) и создании специальных программ обучения ЗОЖ обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека.
Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов и другие), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М. Амосов, П. Казначеев, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков и другие), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

Оглавление

1. Введение ….....................................................................................3
Педагогические условия формирования здорового образа жизни..............................................................................................5
Заключение.....................................................................................10
Практическая часть.......................................................................11
Список литературы........................................................................21

Файлы: 1 файл

к.р педагогика.doc

— 120.50 Кб (Скачать)
    1. Принцип активного участия способствует устойчивому закреплению знаний и навыков здорового образа жизни, включающий качественный анализ. При этом учащиеся высказывают версии по предлагаемому вопросу и вырабатывают наиболее подходящую точку зрения на проблему в процессе ее обсуждения. Решают ситуационные задачи, с необходимостью выбора и принятия решения, ролевые (разминочные, сюжетные) игры, рисование газет на тему и т.п.

При проведении всевозможных тренингов и бесед нужно обязательно    8 учитывать особенности, для формирования групп: пол; возраст; состояние здоровья; уровень информированности; потребности в той или иной                     

информации и т.д.                                                                                                      

    1. Принцип индивидуального подхода предусматривает учет                                                                                                                                   индивидуальных особенностей детей. Необходимо, чтобы каждый ребенок имел возможность получить индивидуальную консультацию по вопросам охраны и укрепления здоровья [18,33].
    2. Принцип иллюстративности способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие.
    3. Системность является предпосылкой формирования позитивных в отношении здоровья стилей жизни, а также способствует сознательной смене стиля жизни при изменении объективных условий. Реализация принципа возможна лишь в условиях координации деятельности всех учреждений и организаций, задействованных в воспитании детей и подростков (школ, учреждений среднего профессионального обучения, высших учебных заведений, лечебно-профилактических учреждений, родителей, руководителей спортивных секций, организаторов внеклассной работы и т.д.).                                                                  
    4. Принцип стимулирования сознательности и активности направлен на повышение активности детей в вопросах здоровья, такая активность возможна только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип является чрезвычайно важным, так как выступает в качестве основополагающего для изменения форм поведения и стилей жизни [13,27].

Важную роль в процессе развития мотивации здорового образа жизни играет формирование у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни, которая, проявляясь в мотивах, определяет целенаправленное поведение по поддержанию здоровья. Осознанная потребность в ЗОЖ является внутренним стимулом, приводящим к сознательному ведению здоровой жизнедеятельности, в ходе которой     9 формируются умения здорового образа жизни.

Воспитание моральных качеств, целеустремлённости, стремлению к     победе через преодоление трудностей тесно связано с выбором игр. Нужно      подбирать игры, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Велико также значение подвижных игр в воспитании            физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

Материально-техническая база должна полностью обеспечивать потребности учащихся в занятиях спортивными и подвижными играми.

Место проведения занятий должно полностью соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, необходимый инвентарь должен быть в наличии. Все предметы, окружающие учеников, обстановка помещения или площадки (поля) должны вызывать положительные эмоции, желание двигательной активности, настраивать на обучение.                                         

Важно учитывать возможность получения травм школьниками при занятиях подвижными и спортивными играми. Чтобы обеспечить безопасность школьников, помещение и инвентарь должны соответствовать технике безопасности. Все образовательные учреждения должны иметь оборудованные в соответствии с требованиями СанПиН медицинские кабинеты, позволяющие оказывать своевременную медицинскую помощь воспитанникам и учащимся.[5]

 

 

                                   3. Заключение

 

Анализ научной литературы показал, что направленность личности на здоровый образ жизни – процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение,                 10 экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного       воспитания.                                                                                                               

Для обеспечения готовности школьников к долголетней жизни и              деятельности необходимо в каждом возрастном периоде их развития целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие        овладение знаниями, умениями и навыками, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни. Одной из этих технологий являются подвижные и спортивные игры.

Воспитание моральных качеств, целеустремлённости (следовательно, тех черт характера, обеспечивающих поддержание здорового образа жизни личности), стремлению к победе через преодоление трудностей тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных

 фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой    

 стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих. Игра является активным средством идеологического воздействия, определяет значимую роль и место игры в воспитательном процессе.

 

                                         4.практическая работа

тема: «Подберите несколько нетрадиционных и интересных для школьников форм воспитательной работы, которые можно предложить для выбора по проблемам: формирование здорового образа жизни, профилактика экстремистских настроений у старшеклассников, формирование позиции        11 ответственного выбора будущей профессии.»

 

         Воспитательная работа по проблеме: « формирование          здорового образа жизни»

 

СПОРТИВНЫЙ ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК

«В здоровом теле - здоровый дух»

Цели и задачи:

- Формирование  навыков здорового образа жизни;

- Развитие физических  качеств личности и укрепление  здоровья.

Оборудование

Спортивный детский праздник проводится в спортивном зале школы.

Необходимый инвентарь: спортивная скамья (2), флажки, надувные шары (10), мячи, аудиокассета с записями ритмичной музыки.

 

Приглашенные гости:

Родители учеников, учитель физкультуры.

Предварительная работа

Сформировать две спортивные команды, подготовить приветствие команд, познакомить с условиями спортивных конкурсов. В качестве болельщиков могут выступать остальные ученики класса.

В качестве ведущего - классный руководитель.

Ход спортивного детского праздника

Звучит «Спортивный марш» И.Дунаевского. Дети выходят в зал.

Ведущий:

- Сегодня мы  проводим спортивный детский  праздник "В здоровом теле - здоровый  дух".Ребята нам покажут, какие  они сильные, ловкие и смелые.

1уч. Песнею  звонкой, дружным парадом

Мы начинаем спартакиаду!

Празднику смелых, празднику ловких,

 Празднику сильных ... Ура! Ура! Ура!

 

2уч. Спорт, ребята, очень нужен.                                                                                              

 Мы со спортом крепко дружим.                                                                                                                   

 Спорт - помощник! Спорт - здоровье!

 Спорт - игра! Физкульт - ура!

 

- Дорогие ребята! Давайте познакомимся.

Представление членов жюри.

Приветствие команд.

1. Команда «Факел».

Наш девиз - «Гореть всегда, светить везде и никогда не гаснуть»

2. Команда «Силачи»

Наш девиз - «Здоровье в наших руках»

Ведущий

Команда «Факел» к старту готова?

Дети . Готова! Команде «Силачи» - наш физкульт-привет!

Ведущий

Команда «Силачи» к старту готова?

Дети . Готова! Команде «Факел» - наш физкульт-привет!

Теперь мы знакомы и можем отправляться в веселое путешествие по стране Спортландии

1. Эстафета  в несколько этапов

Пробежать по скамейке.

Пропрыгать в мешке.

Пропрыгать со скакалкой.

Музыкальная пауза

2. Эстафета  «Лягушка»

Сидя на мяче, прыжками добраться до обруча, пролезть через него, вернуться назад бегом, держа мяч в руках. Передать мяч следующему члену команды.

3. Эстафета  «Сороконожка»

Ведущий. Знаете ли вы, почему сороконожку так назвали?

Правильно, у нее не две пары ног, а множество. Это очень красивая гусеница, которая может очень быстро передвигаться. Для того чтобы превратиться в сороконожку, надо всей команде присесть на корточки, взять за плечи впереди стоящего и, не отцепляясь друг от друга, пройти дистанцию всем вместе.

Музыкальная пауза

4. Эстафета  на меткость                                                       

Ведущий . Перед вами воздушные шары (10 штук). Победит та команда, которая больше всех соберет хвостиков от них (с ниточкой). Лопать шарики можно разными частями тела

5. Эстафета "Не урони мяч"

Два участника, стоя лицом друг к другу, удерживают большой мяч одной рукой и бегут к определенной отметке, где меняют руки и возвращаются к своей команде.

Музыкальная пауза

Поют на мотив песни «Султан» из кинофильма «Кавказская пленница»

ссли б  я был султан,я б тогда решил

каждый день по утрам бегать что есть сил

всем друзьям -султанам покажу рекорд,

чтоб здоровье сберечь- помоги мне спорт!!!

 

Припев:

не плохо очень-со спортом дружны,гораздо хуже

С другой стороны

Если б я был Султан,

я бы каждый день

Ел салат овощной -

право, мне не лень,

Витаминов гора

предо мной лежит,

каждый овощ и Фрукт

мне продляют жизнь

Припев:Не очень плохо - салаты нужны,

гораздо хуже с другой стороны.

Если б я был султан,я бы каждый день

свежий воздух вдыхал — право,мне не лень.

Кислород и озон вот мои друзья

быть здоровым всегда вам желаю я.

Припев:

Не очень плохо - с озоном дружны,

гораздо хуже с другой стороны.

 . 
 
Подведение итогов

Ведущий предоставляет слово членам жюри по подведению итогов. Затем производится награждение команд. Ведущий благодарит за участие всех присутствующих и делает вывод, что спорт помогает быть здоровым человеку, что «в здоровом теле - здоровый дух» [11]

 

Воспитательная работа по теме: «профилактика экстремистских настроений у старшеклассников»

цели и задачи:

  1. Способствовать пониманию учащимися понятия «экстремизм и религиозный экстремизм», повышению религиозной грамотности. 
    2. Формировать правильное представление о религиозном экстремизме. 
    3. Воспитывать правильное поведение во время встречи с подобным  
  2. Оборудование: презентация, подбор вырезок из газет, материал из Интернета. 
    Основные положения и вопросы для обсуждения:  
    1) "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Статья 1 Всеобщей декларации прав человека.  
    2) Право не оказаться в рядах экстремистов. Закон о борьбе с экстремизмом  
    3)Что же такое экстремизм?  
    Ход мероприятия: 
    1. Вступительное слово классного руководителя   
    2. Словарная работа. - Как вы понимаете слово «экстремизм»? 
    - Выступления ребят заканчивается дополнением определения (от лат. Extremus- крайний 
    В буквальном смысле экстремизм означает нахождение в наиболее отдаленной точке от центра, приверженность крайностям в политике. Чаще всего экстремизм проявляется в отрицании существующих политических норм, ценностей, процедур, основополагающих принципов организации политических систем, стремление к подрыву политической стабильности и низвержению существующей власти. 
    Определение из энциклопедического словаря: "Экстремизм (от латинского extremus - крайний) - приверженность крайним взглядам и мерам (обычно в политике)".  
    - Согласны вы с этим? 
    - В общих чертах да. Но здесь нужно уточнить, потому что крайность - это может быть просто приверженность к неким принципиальным позициям, смотря что в середине и что на другом конце. Я бы обозначила это не на энциклопедическом уровне, а на таком, социально-моральном, что экстремизм - это попытка достичь нечеловеческих целей нечеловеческими методами, и если бы мы его придерживали никто под него бы не попадал. 
    В буквальном смысле экстремизм означает нахождение в наиболее удаленной точке от центра.  
    В религии это значение подразумевает похожую удаленность от основы в вероубеждении, мыслях и поведении. С коранической точки зрения, экстремизм возможен только тогда, когда человек удаляется (отказывается) от основных принципов-источников, установленных Богом в методологии религии: Разума и Корана. Главное последствие экстремизма – отсутствие баланса и безопасности в жизни отдельной личности, семьи, общества.  
    Причины религиозного экстремизма  
    Религиозный экстремизм – явление неслучайное и имеет объективные причины появления. Понимание причин появления болезни экстремизма должно предшествовать вынесению диагноза и применению методики лечения. Имея это в виду, попытаемся определить истинные причины возникновения религиозного экстремизма. С самого начала необходимо признать, что не существует одного изолированного фактора, ответственного за развитие и распространение экстремизма. Напротив, радикализм является сложным феноменом с различными взаимосвязанными, прямыми и косвенными причинами и предпосылками, часть из которых берет начало в далеком прошлом, часть – в современности. Соответственно, мы не должны, подобно некоторым школам мысли замыкаться на отдельных аспектах. Например, наука психология пытается свести всю проблему к влиянию подсознательных комплексов и психологическим травмам. Социологическая теория подчеркивает, что человек является стопроцентным продуктом общества и объясняет мышление и поведение экстремиста социальными парадоксами. Сторонники материалистического учения фокусируют внимание на экономических моментах кризиса и объясняют суть проблемы бедностью и отсутствием перспектив. С другой стороны, системный, рациональный метод требует рассмотрения и анализа всех наличествующих условий, каждое из которых производит свой определенный эффект и в совокупности они создают целостное явление религиозного экстремизма.  
    Первым признаком экстремизма является фанатичные нетерпимость и жесткость, которые заставляют человека слепо следовать исключительно своим собственным мнению и предрассудкам и не позволяют экстремисту принимать во внимание интересы окружающих людей, объективные обстоятельства и стратегические цели религии. Подобное отношение препятствует установлению конструктивного диалога и объективному сравнению точек зрения по спорным моментам.  
    Вторым признаком экстремизма является показная и постоянная чрезмерность в религиозном поведении и тенденция заставить других поступать так же. Это совершается буквалистами, несмотря на существование прямых призывов к облегчению и умеренности в религии в исламском первоисточнике, в Коране.  
    Бог хочет облегчения для вас, Он не желает отягчать вам жизнь ... – Коран, 2:185  
    Третий признак религиозного экстремизма – отказ от следования закону приоритетностей, ведущий к неуместности и несвоевременности применения тех или иных религиозных предписаний и законов: например, среди немусульманских народов, людей недавно принявших ислам или начинающих мусульман. Во всех упомянутых случаях акцент должен делаться, во-первых, на теории единобожия, разъяснении концепции исламского понимания вероубеждения, во-вторых, на фундаментальных основах нравственности и богобоязненности, в-третьих, на соблюдении практической дисциплины молитвы, поста, благотворительности, паломничества. Соблюдение религиозной дисциплины – не самоцель, а способ создания благоприятных условий для появления общины духовно и физически здоровых и интеллектуально развитых людей, призванных решать проблемы общества и страны в экономике,  
    Четвертый признак религиозного экстремизма проявляется в грубой и резкой манере общения с людьми, в жестком и категоричном подходе в донесении информации об Исламе. Подобное отношение не соответствует элементарным кораническим принципам. В Коране прямо описываются моральные качества, которыми должен обладать призывающий. 
    - Скажите, пожалуйста, есть же законодательное определение, раз есть закон. Вы какой позиции придерживаетесь? 
    - Так как наша страна перешла к такому состоянию, когда большая часть общества уверена, что нужно делать все по закону, что "принятый закон о политическом экстремизме, о борьбе с политическим экстремизмом имеет цель уничтожить те организации оппозиции, которые наиболее активно действуют в интересах народа, но не совершают никаких действий против интересов народа". 
    - Слушатель– учащийся: понимание экстремизма и разжигания национальной розни. В связи с этим я прошу разъяснить конкретный пример. Вчера по телевидению показывали, что из Таджикистана через Казахстан переправлялось 100 килограммов опиума-сырца и порядка 70 килограммов героина для таджикской диаспоры в городе Самара, кажется, или в Саратове. 
    Вот когда начинаются протесты населения, как это было, например, в Камне-на-Оби, что "защитите наших детей (там был конкретный случай) от цыган", а милиция говорила: "Мы не можем этого сделать, потому что это будет сформулировано как разжигание межнациональной розни". То есть поддержка наркомафии вот этой - как это можно характеризовать? Это и есть нечеловеческие действия и нечеловеческие цели. Это фактически уничтожается наша молодежь, а мы на это спокойно смотрим. 
    - Слушатель– учащийся 2: Конечно, нужно бороться с наркомафией и с наркодилерами, но почему придавать этому национальный, этнический оттенок? Если таджики участвуют в этом деле, и большое количество таджиков, то независимо от того, таджики они или нет, или цыгане, к ним должны применяться соответствующие меры. Что, мы будем говорить, что люди русские по национальности не участвуют? Да невозможно это было бы без содействия той же милиции - существование той же наркомафии, которая по своему этническому составу как раз далека от таджиков и узбеков. 
    - Вот я хотел бы вас спросить, как вы относитесь к определению, что экстремизм порождается, в принципе, нищетой? У нас в стране, вы понимаете, очень резкая, большая пропасть между бедными и богатыми.  
    Карэн Агамиров: "Политический терроризм и политический экстремизм". Кого же к ним относит подготовивший ее Центр политической информации, довольно авторитетный центр? "Кавказ, Исламский диверсионно-учебный центр, "Джама Сирия", инициативы революционных анархистов, исламское объединение "За реформы", "Национал-большевистская партия", "Народные мстители", "Новая революционная альтернатива", "Революционный коммунистический союз молодежи" тоже относится к экстремистским и террористическим организациям, "Революционный коммунистический союз молодежи Игоря Малярова", еще три "Революционных коммунистических союза молодежи"..." Я хочу сказать, что у нас есть более опасная экстремистская организация, которая не обозначена в этом справочнике и которая должна заниматься по идее защитой государственной безопасности, - это ФСБ. Потому что ее члены называют себя "чекистами". 
    Политика государства в отношении эмиграции совершенно непоследовательна. Она просто отсутствует, внятная политика, в том числе и в области пропаганды.  
    - Есть ли государственный экстремизм? Может ли государство выступать или пособником экстремизма, или само быть экстремистом? 
    - Я вам приведу пример, который, мне кажется, совершенно потрясающий, буквально последних недель нашей жизни. Это оправдательный приговор в Чечне по делу капитана Ульмана. Обстоятельства дела всем известны: капитан Ульман в полном здравом уме и сознании расстрелял абсолютно невинных, мирных жителей, потому что он прекрасно понимал, что перед ним мирные жители. И вы знаете, я понимаю даже капитана Ульмана, и его адвоката, и даже присяжных. Он сослался на то, что он выполнял приказ, и я допускаю, что, видимо, такой приказ у него и был. Но ведь это преступление! И дело не в Ульмане. Это преступление совершено государством по отношению к людям и к их семьям. Мне кажется, что немедленная вещь, которую сейчас должно сделать государство в лице его президента и верховного главнокомандующего, - просто принести извинения семьям этих людей от имени государства, которое вольно или невольно совершило экстремистский преступный акт. Я не понимаю, почему это не происходит, не только из нравственных соображений, но даже из прагматических. Ведь это бы произвело громадный положительный политический эффект в Чечне - такое заявление   президента

Информация о работе Педагогические условия формирования здорового образа жизни