Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:00, контрольная работа
Потребность в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) и создании специальных программ обучения ЗОЖ обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека.
Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов и другие), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М. Амосов, П. Казначеев, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков и другие), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.
1. Введение ….....................................................................................3
Педагогические условия формирования здорового образа жизни..............................................................................................5
Заключение.....................................................................................10
Практическая часть.......................................................................11
Список литературы........................................................................21
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
Контрольная работа
по учебной дисциплине : Педагогика
«Педагогические условия формирования здорового образа жизни.»
1. Введение ….............................
Потребность в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) и создании специальных программ обучения ЗОЖ обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека.
Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов и другие), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М. Амосов, П. Казначеев, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков и другие), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.
За последние годы отмечается тенденция
ухудшения здоровья подрастающего поколения,
обусловленная целым рядом причин, таких,
как снижение материального благополучия
значительной части населения, ухудшение
экологической ситуации, ослабление инфраструктуры
здравоохранения, возрастание учебной
нагрузки, отсутствие культуры здоровья
в обществе. Создаются неблагоприятные
условия для формирования и развития современной
молодежи. Вызывает тревогу состояние
здоровья подрастающего поколения. Так,
по данным медицинских исследований, в
школах России лишь 14% детей практически
здоровы, 50% – имеют функциональные отклонения,
35–40% – хронические заболевания. Примерно
88% учащихся находятся в школе в состоянии
разной степени психического неблагополучия
Ситуация усугубляется тем, что сами дети
далеко не всегда осознают значимость
здоровья, как необходимого условия жизни
и нередко пренебрегают элементарными
нормами заботы о нем, что в свою очередь
ведет к росту соматических заболеваний,
функциональных отклонений, психических
3 расстройств. По этой причине проблема
здоровья учащихся становится приоритетным
направлением развития образовательной
системы современной школы, стратегическая
цель которой – воспитание и развитие
свободной жизнелюбивой личности, обогащенной
научными знаниями о природе и человеке,
готовой к созидательной творческой деятельности
и нравственному поведению.[1]
Одной из главных дисциплин, помогающих учащемуся осознать важность здоровья, приобрести навыки здорового образа жизни и физическую культуру личности, является физическая культура.
Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.
К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:
Воспитательные задачи физической культуры включают развитие волевых качеств, положительных качеств характера (активность, самостоятельность), коллективизма. Наиболее благоприятной почвой для реализации всех трех задач физического воспитания становятся спортивные и подвижные игры.
Подвижная игра одно из важных средств всестороннего воспитания детей любого возраста. Характерная особенность комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Спортивные игры высшая ступень развития
подвижных игр. Они отличаются от подвижных
едиными правилами, что позволяет проводить
соревнования различного масштаба. Соревнования
по спортивным играм носят характер спортивной
борьбы и требуют от участников большого
физического 4 напряжения и волевых
усилий. [5]
Сохранение и укрепление здоровья школьников – сложная комплексная социально-педагогическая проблема. Она требует переориентации целей образования и воспитания. Если жизненной ценностью современного школьника должно стать здоровье его самого, окружающих людей, населения Земли, то, безусловно, главную цель современного образования следует определить как формирование ценностно-ориентированного здорового образа жизни на основе здоровьесберегающего компонента в содержании всех учебных курсов и организации всего педагогического процесса.
Озабоченность и потребность субъектов педагогического процесса – учащихся, учителей, родителей в укреплении и сохранении здоровья выдвинули в ряд приоритетных проблему разработки содержания формирования здорового образа жизни. Педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только учетом состояния здоровья учащихся и учителей, обеспечением определенного уровня их валеологической грамотности, он должен также включать и внедрение технологий, обеспечивающих позитивные процессы в развитии здоровья.
Меры по оптимизации учебной нагрузки школьников призваны улучшать качество подготовки выпускников к обучению в вузах, деятельности на производстве, общественной и культурной жизни и не допускать при этом ухудшения здоровья. В направленности на снижение перегрузки учебной работой, в частности, заключен смысл оптимизации учебно-воспитательного процесса. Наиболее подходящими для этого являются личностно-ориентированные технологии, включающие проектирование образовательного процесса исходя из потребностей, мотивов, возможностей, способностей учащихся. При этом ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта.
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей 5 старшего школьного возраста:
Для обеспечения готовности школьников к долголетней жизни и деятельности необходимо в каждом возрастном периоде их развития целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни.
Основными принципами, в соответствии с которыми должна осуществляться эта работа, являются:
Принципы формирования здорового образа жизни:
При разработке программы по формированию здорового образа жизни особо важная роль принадлежит медицинской науке: информация должна соответствовать современному состоянию и последним достижениям медицины, быть научно обоснованной, объективной, достоверной, избегать высказываний, не имеющих научных доказательств [23].
Информация о работе Педагогические условия формирования здорового образа жизни