Педагогические условия формирования здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:00, контрольная работа

Краткое описание

Потребность в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) и создании специальных программ обучения ЗОЖ обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека.
Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов и другие), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М. Амосов, П. Казначеев, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков и другие), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

Оглавление

1. Введение ….....................................................................................3
Педагогические условия формирования здорового образа жизни..............................................................................................5
Заключение.....................................................................................10
Практическая часть.......................................................................11
Список литературы........................................................................21

Файлы: 1 файл

к.р педагогика.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

 

 

 

                                                  Федеральное агентство по образованию

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»

 

 

 

Контрольная работа

 

                            по учебной дисциплине : Педагогика

 

 

                                                        тема:

 

           «Педагогические условия формирования здорового образа жизни.»

 

 

                                                             

 

                                                            Выполнил:

                                                           

                                                                        Студентка Воронинская. Светлана

                                                                                                   

                                                                                             Сергеевна

                                         

                                                               3 курса Дефектологического факультета

 

                                                              специальности: «специальная психология» 

 

                                                                               зачетная книжка: СЦ0004   

 

                                                                         Проверила: Гаибова. Вероника

 

                                                                                                       Евгеньевна.                              

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Ярославль 2014.                                               1

 

                                                                                                                                                          

                                           Содержание.

                                                             

         

 

          1. Введение ….....................................................................................3

    1. Педагогические условия формирования здорового образа жизни..............................................................................................5
    2. Заключение.....................................................................................10
    3. Практическая часть.......................................................................11
    4. Список литературы........................................................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                      2

 

                                                                                                                                    

 

                                                 1.Введение

 

Потребность в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) и создании специальных программ обучения ЗОЖ обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека.

Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов и другие), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М. Амосов, П. Казначеев, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков и другие), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

За последние годы отмечается тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, обусловленная целым рядом причин, таких, как снижение материального благополучия значительной части населения, ухудшение экологической ситуации, ослабление инфраструктуры здравоохранения, возрастание учебной нагрузки, отсутствие культуры здоровья в обществе. Создаются неблагоприятные условия для формирования и развития современной молодежи. Вызывает тревогу состояние здоровья подрастающего поколения. Так, по данным медицинских исследований, в школах России лишь 14% детей практически здоровы, 50% – имеют функциональные отклонения, 35–40% – хронические заболевания. Примерно 88% учащихся находятся в школе в состоянии разной степени психического неблагополучия  
Ситуация усугубляется тем, что сами дети далеко не всегда осознают значимость здоровья, как необходимого условия жизни и нередко пренебрегают элементарными нормами заботы о нем, что в свою очередь ведет к росту соматических заболеваний, функциональных отклонений, психических            3 расстройств. По этой причине проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной  школы, стратегическая цель которой – воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному  поведению.[1]

Одной из главных дисциплин, помогающих учащемуся осознать важность здоровья, приобрести навыки здорового образа жизни и физическую культуру личности, является физическая культура.

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

    1. Укрепление здоровья и закаливание организма;
    2. Гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
    3. Всестороннее развитие физических и психических качеств;
    4. Обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Воспитательные задачи физической культуры включают развитие волевых качеств, положительных качеств характера (активность, самостоятельность), коллективизма. Наиболее благоприятной почвой для реализации всех трех задач физического воспитания становятся спортивные и подвижные игры.

Подвижная игра  одно из важных средств всестороннего воспитания детей любого возраста. Характерная особенность  комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Спортивные игры  высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического   4 напряжения и волевых усилий. [5]                                                                              

                                                                                                                         

                                                                                                                2.Педагогические условия формирования здорового образа жизни

 

Сохранение и укрепление здоровья школьников – сложная комплексная социально-педагогическая проблема. Она требует переориентации целей образования и воспитания. Если жизненной ценностью современного школьника должно стать здоровье его самого, окружающих людей, населения Земли, то, безусловно, главную цель современного образования следует определить как формирование ценностно-ориентированного здорового образа жизни на основе здоровьесберегающего компонента в содержании всех учебных курсов и организации всего педагогического процесса.

Озабоченность и потребность субъектов педагогического процесса – учащихся, учителей, родителей в укреплении и сохранении здоровья выдвинули в ряд приоритетных проблему разработки содержания формирования здорового образа жизни. Педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только учетом состояния здоровья учащихся и учителей, обеспечением определенного уровня их валеологической грамотности, он должен также включать и внедрение технологий, обеспечивающих позитивные процессы в развитии здоровья.

Меры по оптимизации учебной нагрузки школьников призваны улучшать качество подготовки выпускников к обучению в вузах, деятельности на производстве, общественной и культурной жизни и не допускать при этом ухудшения здоровья. В направленности на снижение перегрузки учебной работой, в частности, заключен смысл оптимизации учебно-воспитательного процесса. Наиболее подходящими для этого являются личностно-ориентированные технологии, включающие проектирование образовательного процесса исходя из потребностей, мотивов, возможностей, способностей учащихся. При этом ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей  5 старшего школьного возраста:

    1. Мотивация к здоровому образу жизни;                                             
      1. Воспитание потребности к занятиям спортивными и               подвижными играми;
      1. Материальная база для проведения занятий по спортивным и подвижным играм;
      2. Разработка методик проведения занятий спортивными и подвижными играми.

Для обеспечения готовности школьников к долголетней жизни и деятельности необходимо в каждом возрастном периоде их развития целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни.

Основными принципами, в соответствии с которыми должна осуществляться эта работа, являются:

    1. Принцип природосообразности, который обеспечивается воспитанием личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе и закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил;
    2. Принцип непрерывности обеспечивается механизмом преемственности между целями, содержанием, формами и методами, характером педагогического взаимодействия, педагогического процесса и технологиями развития физической и духовкой культуры личности;
    3. Принцип целостности развития обеспечивается охватом эмоционально-чувственной, когнитивной и волевой сфер личности, в которых общие и специальные знания, умения и навыки позволяют осознать индивидуму преимущество здорового образа жизни;
    4. Принцип личностно-ориентированного характера обеспечивается определением главной цели – оздоровление ребенка, определением содержания форм, методов и организационно-педагогических      6 средств достижения здоровья;
    5. Принцип интеграции непрерывного обучения здоровому образу                

                                                                                                                

    1. жизни с наукой, природой, практической деятельностью человека и общества;
    2. Принцип самоорганизации и саморазвития обеспечивается смысло-жизненных ориентации в сфере здорового образа жизни, последовательного прохождения этапов самопознания, самоопределения и самореализации, через накопление детьми личного опыта самоанализа, самоконтроля, самокоррекции в процессе движения к развитию устойчивых привычек здорового образа жизни.

Принципы формирования здорового образа жизни:

    1. Принцип актуальности. Этот принцип призван обеспечить учащихся, наиболее важной и своевременной информацией. Актуальность информации определяется современными задачами по поддержанию здоровья, задачами здравоохранения. Она отражает проблемы, связанные со здоровьем детей, экологией, социальными нормами и ценностями и т.д.
  1. Принцип научности предусматривает осуществление теоретической и практической деятельности на основе научнообоснованных данных. В соответствии с этим принципом в воспитании детей используются данные общественных наук (педагогики, психологии, социологии и др.), которые позволяют дать информацию в понятной, интересной для детей форме [17,18].

При разработке программы по формированию здорового образа жизни особо важная роль принадлежит медицинской науке: информация должна соответствовать современному состоянию и последним достижениям медицины, быть научно обоснованной, объективной, достоверной, избегать высказываний, не имеющих научных доказательств [23].

  1. Принцип доступности предполагает соответствие содержания,            7 методов, форм, средств обучения, интересам и потребностям ребенка. Данный принцип предполагает оптимальный для усвоения объем         информации. Важное значение для реализации принципа имеют            дидактические подходы к изложению материала: переход от простого к сложному, от известного к неизвестному, четкое формулирование обобщений и выводов. Доступность информации достигается также эмоциональной образной речью, отсутствием в ней непонятных медицинских терминов и наименований, использованием в качестве примеров жизненных фактов, применением наглядных материалов [13,18].
  2. Принцип положительного ориентирования предполагает выработку типов поведения и стилей жизни, ориентированных на положительные, эталонные образцы, одобряемые в обществе. В соответствии с этим принципом значительное внимание уделяется позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье человека. Реализация данного принципа – показ положительных примеров – более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного, в отношении здоровья, поведения [30,34].
  3. Принцип единства теории и практики предполагает возможность    использования полученных ребенком или группой детей знаний на практике. Реализации принципа способствует иллюстрирование материалов, анализ причин поведения в различных ситуациях.

Информация о работе Педагогические условия формирования здорового образа жизни