Педагогические особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы вопросы теории и практики развития речи разрабатывались и разрабатываются многими исследователями. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь игры и уровня нравственности дошкольника, определились факторы, влияющие на влияние игры, обозначилась специфическая роль различных видов игр.

Оглавление

Введение
Глава 1. Педагогические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
1.1.Сущность нравственного воспитания
1.1.1. Механизм нравственного воспитания
1.1.2.Задачи нравственного воспитания
1.1.3.Средства нравственного воспитания
1.1.4. Методы нравственного воспитания
1.2. Человеческая игра
1.2.1. Прогрессивные педагоги прошлого о роли игры в воспитании ребенка
1.2.2. Современные исследования по проблеме игры дошкольников
1.2.3. Нравственное воспитание в играх дошкольников
1.2.4. Роль сюжетно-ролевых игр в нравственном воспитании дошкольника
1.2.5. Роль дидактических игр в нравственном развитии
1.2.6. Роль подвижных игр в формировании нравственного поведения
1.2.7. Роль строительных игр
Глава 2. Экспериментальное исследование
2.1. Программа и методы исследования
2.2. Обработка и описание полученных результатов
2.3. Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

По мнению А.С. Макаренко, руководство  детскими играми направлено: 1) на установление правильного соотношения между  игрой и трудом в жизни ребенка; 2) на воспитание в игре физических и психологических качеств, необходимых для будущего деятеля и работника.

А.С. Макаренко наметил ряд ступеней в развитии игры, а на каждом этапе  — определенные задачи руководства. По возможности надо предоставлять детям свободу действий в игре, но, если игра протекает неинтересно, нужно помочь ребенку: подсказать, поставить вопрос, предложить интересный материал, иногда поиграть вместе.

Н.К. Крупская и А.С. Макаренко рассматривали  игру как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля: чувство коллективизма, активность, творчество, умение преодолевать трудности; развиваются физические и психические способности ребенка, необходимые для будущей жизни.

Таким образом отечественная педагогика накопила огромный опыт о роли игры в нравственном воспитании.

 

§2. Игровая деятельность как средство нравственного воспитания.

Игра – это своего рода школа, в которой ребенок  активно и творчески осваивает  правила и нормы поведения  людей, их отношения к труду, общественной собственности. Она является той формы деятельности в которой формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу. Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка на его сознание, поведения в процессе игры уточняются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Взаимосвязь образа, игрового действия и слово составляет стержень игровой деятельности служит средством отображения действительности. Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание, игровые действия, роли правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны и определяют игру как своеобразную деятельность детей. Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях. Сюжет, содержание игры это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий. Центр игры является роль, которую выполняет ребенок. В процессе игры самими детьми устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношение играющих. Виды игр: сюжетно ролевая игра, игра с правилами, игры драматизации, строительные игры и т.д. сюжетно ролевая игра – это когда дети сами придумывают сюжет, а игровая деятельность носит творческий характер. В этих играх ребенок моделирует явление реальной жизни, руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Игры драматизации схожи с сюжетно ролевыми играми. Своеобразие игр – драмотизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети точно воспроизводят события в точной последовательности. Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни. В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, и воспроизводить приемы строительства. При правильном руководстве строительные игры содействуют решению задач нравственного воспитания. Дети знакомятся с благородном трудом строителей. Для строительных игр созданы спец. Наборы материалов: доски, цилиндры и т.д. В дидактических играх перед детьми ставится задача, решение которых требует умственного усилия. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания развития у детей общительности. Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор программного содержания, четкое определения задач. Игровая деятельность старших детей происходит осознано потому что она направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Таким образом важно, чтобы игры были не только поучительными, но и вызывали интерес детей радовали их. [31]                                

 

§3. Психологическая характеристика детей старшего возраста.

Старший дошкольный возраст  играет особую роль в психическом  развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться все стороны личности ребенка, новые психологические механизмы деятельности    

Социальная ситуация развития ребенка 5-6 лет характеризуется появлением новой формы общения с взрослым: внеситуативно - личностной. Уже на предыдущем отрезке развития содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации, более теоретическим. А в течение 5-того года жизни взрослый становится не только источником знаний, но образцом социальных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой деятельности. Ребенок начинает задавать вопросы об отношениях, моральных нормах. Детям в этом возрасте очень важно соотнести свои переживания, суждения и оценки с мнением взрослого. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения сопереживание и взаимопонимание. [32;128]

Своего расцвета достигает сюжетно - ролевая игра. Содержанием игры становятся отношения между людьми, дети создают модели этих отношений. Дети формируют устойчивые игровые объединения из 3 - 4 человек. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Таким образом, через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Действия в игре свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет. Для детей в этом возрасте характерно стремление как можно больше узнать о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, кино- и мультфильмов, и самое главное, общественные сюжеты занимают в игре основное место. [32;130]

Произвольность все больше определяет поведение ребенка. Благодаря коллективной игре с распределением ролей дети становятся способны планировать и выполнять сложные последовательности действий. Дети становятся способны преодолеть побудительную силу ситуативных воздействий и стереотипных реакций. Возникает способность сознательно определять свои действия. Детям становится доступно осознание правил действия скрытых в роли или поведении взрослых. Именно на этом возрастном отрезке произвольность становится центральной линией развития психики ребенка. [32;133]

Мировоззренческие представления. Дети 5-6 летнего возраста обладают рядом спонтанных житейских понятий об устройстве окружающего мира и самом себе. Житейские понятия это представления субъективно связанные со словами повседневного языка. Благодаря этому старшие дошкольники обладают своим взглядом на решение различных мировоззренческих вопросов. Благодаря внеситуативно - личностному общению и сюжетно-ролевой игре в данном возрасте бурно развиваются представления о социальном устройстве и взаимоотношениях взрослых. Развитие словесно - логического мышления делает некоторые из этих представлений абстрактными, сравнительно свободными от конкретно-образного содержания. [32; 135]

Мышление ребенка. В возрасте 5- 6 лет происходит скачек в развитии словесно - логического мышления. Благодаря становлению словесно -логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Происходит постепенный отход от суждений, обусловленных конкретными образами к логическим выводам, основанным на значении слов. Ребенок может устанавливать причинно- следственные отношения между событиями и явлениями. [32; 138]

 

Глава 2. Опыт обобщения игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

В параграфе предоставлен опыт Насыровой Г.А.

 

§1. Ролевая игра как средство нравственного воспитания дошкольника.

Сюжетно-ролевые игры с бытовой тематикой любимы всеми  дошкольниками. В старшей группе детского сада воспитатели, продолжая совместное с семьей нравственное воспитание, могут использовать сюжетно-ролевые игры в «семью», воспитывая у детей качества, свойственные будущим родителям. Проблема воспитания у мальчиков и девочек нравственных качеств будущих родителей приобретает все большее значение.

Подготовка к семейной жизни молодых людей с дошкольного  возраста — это воспитание чуткости, способности к сопереживанию, умения замечать душевное состояние другого  человека, заботиться о людях. Именно сюжетно-ролевые игры в «семью», «детский сад» и др., в которых дети берут на себя роли самых близких, любимых ими людей — отца и матери,— воспитывают у детей эти качества. В игровых действиях ребенок воспроизводит поведение, чувства, переживания своих родителей так, как он их представляет, стремясь образно осмыслить семейные отношения, разные жизненные ситуации. В игре он выражает свое отношение к ним, свои желания.

Мальчики часто хотят  играть в «папу», потому что стремятся  быть похожими в поведении и делах  на своих отцов, гордятся ими. Девочки, играя роль «мамы», также подражают своим мамам, выражая в игре свои чувства, воспроизводя домашний труд матери, уход за ребенком. В детских играх в «семью» почти не проявляется забота о бабушке, дедушке, старших детях. Нередко связь «мать — отец» проявляется в игре отрицательно: появляются командные нотки «матери» при обращении к «мужу», стремление повелевать, подчинить его себе, т. е. то, что дети наблюдают во взаимоотношениях между своими родителями. Мальчики чаще всего не знают, в чем заключается роль «отца». Они «уходят» на «работу» и стремятся не вернуться в игру, отвлекаясь на другие игры. В играх в «семью» мальчики, как правило, малоинициативны, они лишь выполняют требования, указания «жены». Чаще всего и в детском саду, и в семье распространена игра в неполную «семью»: мать и ребенок.

Расспрашивая взрослых членов семьи о значении ролевых  игр с бытовой тематикой в  воспитании у детей пятого-шестого  года жизни нравственных качеств, необходимых  им в будущей семейной жизни, педагоги выяснили, что многие родители не понимают воспитательного значения игры, не руководят сюжетно-ролевыми играми детей в семье. Отсутствие в семье целенаправленного педагогического руководства нравственным воспитанием в повседневной жизни детей, нежелание отвечать на детские вопросы о нравственном смысле внутрисемейных отношений отрицательно сказывается на этическом содержании сюжетно-ролевых игр детей и не способствует их нравственному воспитанию.

Игра тогда становится важным средством нравственного  воспитания, когда в совместных действиях дети переживают радость успеха или горечь неудач. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание. Игра особенно напоминает по форме организации трудовой коллектив взрослых.

Большое значение имеет  также игра взрослого с ребенком, его наблюдения за самостоятельными играми ребенка с куклами, партнером  или партнершей. Игры детей старшего возраста требуют целенаправленной, 'продуманной организации со стороны взрослых. Иначе возможен разрыв между жизненным и игровым опытом ребенка. Если родители искренне интересуются играми сына или дочери, серьезно, с уважением относятся к ним, то ребенок не испытывает в их присутствии неловкости, доверчиво делится с ними своими замыслами о том, во что ему хочется поиграть, прислушивается к совету старших. Для нравственного развития дошкольников особенно важны сюжетно-образные игрушки: куклы, мишки, Чебурашка, Буратино. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, конструктор. Таким образом по средствам игры воспитываются нравственные качества.

 

§2. Я с детьми провожу очень много сюжетно - ролевых игр, они у меня любят играть в ролевую игру  «больница». У нас есть специальные места для этой игры, там стоит кроватка на  ней лежит кукла, около нее небольшой столик, потом столик для врача и диванчик. В эту игру играют в основном 4- 5 детей, а потом кто ни будь присоединяется из детей. Сначала игру начинает воспитатель, одеваю атрибут, халат, шапочку, сумочку и слушалку. Заву Анечку, она очень робкая девочка, сидит в стороне.

-Анечка, что у тебя  болит?

-Наверно горло

-Ты сидишь не разговариваешь.

-Да я ела мороженное.

-Надо тебя полечить, достою термометр и мерю температуру.

Ой какая ты горячая, тебя надо вести в больницу. Из стульев  делаем машину скорой помощи.

Коля «я буду шофером» одевает фуражку и берет руль. Анечку берет медсестра за руку и  сажает в машину. Она помогает больной  заботится о ней, машина поехала, а на дороге пробка, включаем  «мигалку». В больнице встречает доктор. Анечку осматривают и выписывают лекарство.

Дети с интересом  следят за игрой и сами принимают  участие и предлагают помощь. На следующий день дети принесли пузырьки, кукольные приборы, и лечили животных. Чтобы поддержать интерес продолжения игры, я читаю сказку  «доктор Айболит» дети сочувствуют больным зверушкам и лечат их.

Сюжетно – ролевые  игры это эффективное средство нравственного  воспитания. В хорошей игре с содержательным и интересным сюжетом можно увидеть разнообразные игровые действия. Самый короткий путь к сердцу это стать его партнером. Таким образом в работе описан опыт воспитателя по формированию нравственных качеств детей.   

 

Заключение.

В процессе работы над  данной темой нами изучена литература отечественных и зарубежных авторов по проблеме нравственного воспитания дошкольников. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме формировании личности дошкольников в нравственном воспитании позволил восстановить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, и требует дальнейшего осмысления. Мы разобрались в сущности нравственного воспитания. Процесс формировании у детей положительного отношения к игре. В работе описан опыт нравственного воспитания старших дошкольников воспитателя Насыровой.  г. Оренбург. Представленный опыт раскрывает содержание нравственного воспитания детей, показывает пути их формирования на основе прямого научения и упражнения поседневном систематическом труде в детском саду.                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987
  2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992
  3. Бакина М. Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание. – 2005. - №4
  4. Батяева Н.О подготовке детей к сюжетно-ролевым играм// Дошкольное воспитание. – 1983. - №6
  5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. – М., 1991
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991
  7. Борисова Н.О нравственном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. – 1988. - №5
  8. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – М., 1989
  9. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993
  10. Волобуева Л., Авилова Е. Вопросы нравственного воспитания в педагогической концепции И.А.Сикорского и В.М.Бехтерева// Дошкольное воспитание. – 2005. - №6
  11. Воспитание в игре: пособие для воспитателя/ сост. Бондаренко А.К. – М., 1983
  12. Гришаева Н.Проблемные ситуации в детском саду// Обруч. – 1997. - №3
  13. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М., 1997
  14. Дошкольная педагогика/ под ред. Баранова С.П., Козловой С.А. – М., 2002
  15. Дошкольная педагогика/ под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М., 1988
  16. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999
  17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2002
  18. Кудрявцева Е., Ледовских Н.О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников // Дошкольное воспитание. – 2003. - №9
  19. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982
  20. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1990
  21. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М., 1990
  22. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1986
  23. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содержание, методики, новые формы организации // Дошкольное воспитание. – 2006. - №1
  24. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам// Дошкольное воспитание. – 2003. - №8
  25. Солнцева О. Играем в сюжетные игры. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1
  26. Титаренко В.Н. Нравственное воспитание в игре. Культура семейных отношений. – М., 1985
  27. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995
  28. Усачева Т. Учим детей вежливости// Дошкольное воспитание. – 2006. – №5
  29. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978
  30. Сохина Ф.А. дошкольная педагогика. –М., 1986
  31. Новоселова С.Л. игра дошкольника. – М., 1989 
  32. Немов Р.С. Психология: Книга 2: Психология образования. – М., 2001

Информация о работе Педагогические особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста