Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 06:32, курсовая работа
В последние годы вопросы теории и практики развития речи разрабатывались и разрабатываются многими исследователями. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь игры и уровня нравственности дошкольника, определились факторы, влияющие на влияние игры, обозначилась специфическая роль различных видов игр.
Введение
Глава 1. Педагогические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
1.1.Сущность нравственного воспитания
1.1.1. Механизм нравственного воспитания
1.1.2.Задачи нравственного воспитания
1.1.3.Средства нравственного воспитания
1.1.4. Методы нравственного воспитания
1.2. Человеческая игра
1.2.1. Прогрессивные педагоги прошлого о роли игры в воспитании ребенка
1.2.2. Современные исследования по проблеме игры дошкольников
1.2.3. Нравственное воспитание в играх дошкольников
1.2.4. Роль сюжетно-ролевых игр в нравственном воспитании дошкольника
1.2.5. Роль дидактических игр в нравственном развитии
1.2.6. Роль подвижных игр в формировании нравственного поведения
1.2.7. Роль строительных игр
Глава 2. Экспериментальное исследование
2.1. Программа и методы исследования
2.2. Обработка и описание полученных результатов
2.3. Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Педагогические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
1.1.Сущность нравственного воспитания
1.1.1. Механизм нравственного воспитания
1.1.2.Задачи нравственного воспитания
1.1.3.Средства нравственного воспитания
1.1.4. Методы нравственного воспитания
1.2. Человеческая игра
1.2.1. Прогрессивные педагоги прошлого о роли игры в воспитании ребенка
1.2.2. Современные исследования по проблеме игры дошкольников
1.2.3. Нравственное воспитание в играх дошкольников
1.2.4. Роль сюжетно-ролевых игр в нравственном воспитании дошкольника
1.2.5. Роль дидактических игр в нравственном развитии
1.2.6. Роль подвижных игр в формировании нравственного поведения
1.2.7. Роль строительных игр
Глава 2. Экспериментальное исследование
2.1. Программа и методы исследования
2.2. Обработка и описание полученных результатов
2.3. Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников через игру нравственно-волевых качеств: как самостоятельность, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированность.
Формирование нравственно-
Игра — одно из наиболее
эффективных средств
Роль игры в нравственном воспитании огромна. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка. Педагоги в ДОУ и родители, в семье пытаются создать условия для игровой деятельности, но не всегда учитывают влияние игры на нравственное развитие ребенка. Непонимание нравственного смысла детской игры, незнание методов руководства ею для формирования тех или иных нравственных качеств часто делает этот процесс стихийным. Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания. Роль игры в нравственном развитии ребенка не осознается в должной мере.
Не всегда соблюдаются и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Не понимая педагогического значения детской игры, взрослые не учитывают, что в игре малыши по-своему осмысливают взаимоотношения людей, знания, приобретаемый опыт поведения. Игровая деятельность ребенка бедна по содержанию и тематике, так как незначительное число педагогов и родителей играют с двух-трех-летними детьми, а со старшими — еще меньше. В ДОУ педагог сталкивается с проблемой нехватки времени, определенного на игры.
В последние годы вопросы теории и практики развития речи разрабатывались и разрабатываются многими исследователями. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь игры и уровня нравственности дошкольника, определились факторы, влияющие на влияние игры, обозначилась специфическая роль различных видов игр.
Данная цель требовала решения следующих задач:
2.Глубоко разобраться в сущности нравственного воспитания.
3.Описать опыт детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается еще и в том, что не всякая игра будет являться эффективным средством нравственного воспитания ребенка, а лишь специально организованная, с соблюдение ряда условий.
Глава 1. Педагогические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
§1. Сущность нравственного воспитания
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников заключаются в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения. В старшем дошкольном возрасте на основе развивающихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства зачатки чувства долга, справедливости, уважение к людям, а так же ответственности за порученное дела. [30]
Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.
Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог-демократ Ян Амос Коменский (1592—1670). Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра — серьёзная умственная деятельность ребенка, в которой развиваются все виды способностей ребенка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками. Рассматривая игру как условие "радостного детства и как" средство всестороннего, гармонического развития ребенка, Я. А. Коменский советовал взрослым внимательно относиться к играм детей, разумно руководить ими.
С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. Взгляды Фребеля на игру отражали религиозно-мистические основы его педагогической теории. Процесс игры, утверждал Ф. Фребель,— это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя, Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение: игра является наиболее типичной деятельностью для дошкольников. Поэтому основой воспитания Фребель считал игру. Им разработаны различные игры для детей (подвижные, дидактические), среди них игры «с дарами». Этим играм Фребель придавал особое значение. Через игры «с дарами», по мнению Фребеля, дети должны подойти к пониманию единства я многообразия мира.
В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материалами; самостоятельным творческим играм детей не придается значения.
В трудах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и др. содержатся важные мысли о роли игры в формировании ребенка.
К.Д. Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, «дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни». К.Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.
Значительный вклад в разработку педагогики игры внес П.Ф. Лесгафт (1837—1909). Он рассматривал игру как упражнение при посредстве которого ребенок готовится к жизни. В своей педагогической системе П.Ф. Лесгафт уделял основное внимание, физическому воспитанию детей. Он разработал систему подвижных игр, в которых развиваются физические и духовные силы ребенка. Вместе с тем П.Ф. Лесгафт подчеркивал и большое значение «подражательных» игр, содержание которых связано с социальным окружением ребенка. В этих играх ребенок воспроизводит все, что чаще видит и узнает от окружающих, усваивая привычки и обычаи среды. Он рекомендовал родителям и воспитателям использовать стремление детей к игре, побуждать детей к творчеству и самостоятельности в ней, шире использовать в воспитании детей народные игры.
Большой интерес представляют взгляды
на игру Е.И. Тихеевой, видного педагога
и общественного деятеля в
области дошкольного
В детском саду, руководимом Е. И. Тихеевой, существовали и использовались игры двух видов: 1) свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том числе и педагогической, и 2) игры, организованные педагогом, игры с правилами. Дети играли как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивалось чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага. Предоставляя детям максимум самостоятельности в свободных играх, педагог, по мнению Е.И. Тихеевой, должен отвлекать их от игр с нежелательным содержанием, приходить детям на помощь в тех случаях, когда они сами не в состоянии разрешить возникшие затруднения, обогащать детские впечатления, проводя наблюдения, экскурсии и т. д. Иногда воспитатель должен принять и непосредственное участие в игре.
Е.И. Тихеева обращала внимание педагогов на необходимость руководить играми детей с разнообразными строительными материалами, песком.
Большое значение она придавала подвижным играм, которые считала главнейшей формой физических упражнений. По ее мнению, подвижные игры дисциплинируют, развивают чувство ответственности и коллективизма, но их нужно тщательно подбирать в соответствии с возрастными возможностями детей.
Особая заслуга принадлежит Е.И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е.И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.
Н. К. Крупская внесла вклад в развитие теории игры. В ряде работ Н.К. Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. Она неоднократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего». Она считала, что игра полностью отвечает потребностям ребенка дошкольного возраста в движениях, воспитывает у него такие качества, как жизнерадостность, активность, живость воображения, пытливость. Вместе с тем она рассматривала игру как главное средство воспитания и требовала, чтобы жизнь детского сада была наполнена разнообразными играми-забавами, необходимыми для здоровья детей и их правильного развития. Она неоднократно напоминала о том, что игры укрепляют костяк ребенка, развивают мускулатуру, органы чувств; в играх воспитываются меткость глаза, ловкость и сила движения.
Н.К. Крупская рассматривала игру и как средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.
Особое значение придавала Н.К. Крупская игре в деле воспитания коллективистических чувств. Она призывала воспитателей всячески помогать детям в их объединении, подчеркивая, что в игре ребенок лучше усваивает значение правил и необходимость их соблюдения: в коллективной игре воспитываются воля, выдержка, самообладание; игра учит совместному, коллективному действию, вырабатывая умение владеть собой; игра воспитывает в ребятах определенную организованность. «В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их».
В игре ребенок готовится к труду: «Есть масса игр, которые физически укрепляют, которые развивают трудовые навыки, которые укрепляют меткость глаза, развивают ловкость. Игры, развивающие ловкость, силу, умение попадать в цель и всякие такие вещи, которые при труде имеют громаднейшее значение, чрезвычайно важно практиковать в наших дошкольных учреждениях».
Н.К. Крупская подчеркивала необходимость вдумчивого и серьезного руководства играми детей. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В самостоятельных играх не следует навязывать содержание игры. Однако необходимо отводить опасные игры, возбуждающие у детей нежелательные чувства. Она считала необходимым тщательно анализировать существующие игры с точки зрения их общественно-воспитательного значения: насколько те или иные игры воспитывают умение коллективно реагировать, коллективно действовать, насколько они сплачивают, дисциплинируют, организуют.
Идеи Н.К. Крупской были развиты и реализованы на практике выдающимся советским педагогом А.С. Макаренко. Он придавал игре большое значение в воспитании ребенка: «Каков ребенок в игре, — говорил он в «Лекциях о воспитании детей», — таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». В жизни ребенка игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли», а «игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра».
Информация о работе Педагогические особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста