Педагогические конфликты и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.
Агрессивность – помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава первая.
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………….4
1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………14
Глава вторая.
Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………...…..24
Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 52.07 Кб (Скачать)

Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим  образом: 

-                            воспринимать ситуацию такой,  какая она на самом деле; 

-                            не делать поспешных выводов;  

-                            при обсуждении следует анализировать  мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений; 

-                            научиться ставить себя на  место другой стороны; 

-                            не давать конфликту разрастись; 

-                            проблемы должны решаться теми, кто их создал; 

-                            уважительно относиться к людям,  с которыми общаешься;  

-                            всегда искать компромисс; 

-                            преодолеть конфликт может общая  деятельность и постоянная коммуникация  между общающимися. 
 

Основные  формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе. 

  

Затухание конфликта — это временное  прекращение противодействия при  сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из “явной”  формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате: 

• истощения  ресурсов обеих сторон, необходимых  для борьбы;  

• потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта; 

• переориентации мотивации оппонентов (возникновение  новых проблем, более значимых, чем  борьба в конфликте). Под устранением  конфликта понимают такое воздействие  на него, в результате которого ликвидируются  основные структурные элементы конфликта. Несмотря на “неконструктивность” устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей). 

Устранение  конфликта возможно с помощью  следующих способов: 

• изъятие  из конфликта одного из участников; 

• исключение взаимодействия участников на длительное время; 

• устранение объекта конфликта. 
 

Перерастание  в другой конфликт происходит, когда  в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Исход  конфликта рассматривается как  результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения  к объекту конфликта. Исходами конфликта  могут быть: 

• устранение одной или обеих сторон; 

• приостановка конфликта с возможностью его  возобновления; 

• победа одной из сторон (овладение объектом конфликта); 

• деление  объекта конфликта (симметричное или  асимметричное); 

• согласие о правилах совместного использования  объекта; 

• равнозначная компенсация одной из сторон за овладение  объектом другой стороной; 

• отказ  обеих сторон от посягательств на данный объект. 
 

Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей позиции или  ослаблению позиции участника с  помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может. 

Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов  другой стороны. Если стороны хотят  разрешить конфликт, они должны сосредоточиться  на интересах, а не на личности оппонента. При разрешении конфликта сохраняется  устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в  отрицательном мнении об участнике  и в негативных эмоциях по отношению  к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это  негативное отношение. 

Важно понять, что проблему, из-за которой  возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной  позиции и действий. Выявление  и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться  понять интересы другого. Понять — не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта. 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 
 

           Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки социальных педагогов. 

Установлено, что поскольку в основе конфликта  часто лежит противоречие, подчиненное  определенным закономерностям, социальные педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы  воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях. 

         Понимание причин возникновения  конфликтов и успешное использование  механизмов управления ими возможны  только при наличии у будущих  социальных педагогов знаний  и умений соответствующих личностных  качеств, знаний и умений. 

Констатировано, что практическая готовность социального  педагога к разрешению конфликтов среди  учеников представляет собой интегральное личностное образование, структура  которого включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-исполнительский компоненты. В качестве критериев этой готовности выступают мера, целостность и мера сформированности ее основных составляющих.  

Показано, что процесс формирования практической готовности социального педагога к  разрешению конфликтов среди подростков носит индивидуально-творческий, поэтапно и системно организованный характер. Содержание и логика этого процесса обусловлена структурными компонентами готовности и соответствующими образовательными технологиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 
 
 

1.Абульханова-Славская  К.А. Развитие личности в процессе  жизнедеятельности // Психология  формирования и развития личности. - М., 1981 

2.Алешина  Ю.Е. Проблемы теории и практики  медиации участников // Личность, общение,  групповые процессы: Сб. обзоров.  – М.: ИНИОН, 1991. – С. 90-100 

3.Андреев  В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995 

4.Берн  Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений;  Люди, которые играют в игры. Психология  человеческой судьбы / Пер. с англ. - СПб., 1992 

5. Журавлев  В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 184 с.  

6.Материалы  интернет-сайта www.azsp.ru 

7.Материалы  интернет-сайта websites.pfu.edu.ru 

8.Мудрик  А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986 

9.Пономарев  Ю.П. Игровые модели: математические  методы, психологический анализ. –  М.: Наука, 1991. – 160 с. 

10.Прутченков  А.С. Тренинг коммуникативных  умений. - М., 1993 

11.Фишер  Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения – М.: Наука, 1990 – 158 с. 

12.Шипилов  А.И. Социально-психические особенности  конфликтов между начальниками  и подчиненными в подразделении:  Дис.…канд. псих. Наук. – М., 1993. – 224 с.


Информация о работе Педагогические конфликты и пути их разрешения