Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:45, курсовая работа
В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.
Агрессивность – помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава первая.
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………….4
1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………14
Глава вторая.
Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………...…..24
Список литературы………………………………………………………………25
Процедура
урегулирования конфликтов выглядит следующим
образом:
-
воспринимать ситуацию такой,
какая она на самом деле;
-
не делать поспешных выводов;
-
при обсуждении следует
-
научиться ставить себя на
место другой стороны;
-
не давать конфликту
-
проблемы должны решаться теми,
кто их создал;
-
уважительно относиться к
-
всегда искать компромисс;
-
преодолеть конфликт может
Основные
формы завершения конфликта: разрешение,
урегулирование, затухание, устранение,
перерастание в другой конфликт. Разрешение
конфликта — это совместная деятельность
его участников, направленная на прекращение
противодействия и решение проблемы, которая
привела к столкновению. Разрешение конфликта
предполагает активность обеих сторон
по преобразованию условий, в которых
они взаимодействуют, по устранению причин
конфликта. Для разрешения конфликта необходимо
изменение самих оппонентов (или хотя
бы одного из них), их позиций, которые
они отстаивали в конфликте. Часто разрешение
конфликта основывается на изменении
отношения оппонентов к его объекту или
друг к другу. Урегулирование конфликта
отличается от разрешения тем, то в устранении
противоречия между оппонентами принимает
участие третья сторона. Ее участие возможно
как с согласия противоборствующих сторон,
так и без их согласия. При завершении
конфликта не всегда разрешается противоречие,
лежащее в его основе.
Затухание
конфликта — это временное
прекращение противодействия
• истощения
ресурсов обеих сторон, необходимых
для борьбы;
• потери
мотива к борьбе, снижения важности
объекта конфликта;
• переориентации
мотивации оппонентов (возникновение
новых проблем, более значимых, чем
борьба в конфликте). Под устранением
конфликта понимают такое воздействие
на него, в результате которого ликвидируются
основные структурные элементы конфликта.
Несмотря на “неконструктивность” устранения,
существуют ситуации, которые требуют
быстрых и решительных воздействий на
конфликт (угроза насилия, гибели людей,
дефицит времени или материальных возможностей).
Устранение
конфликта возможно с помощью
следующих способов:
• изъятие
из конфликта одного из участников;
• исключение
взаимодействия участников на длительное
время;
• устранение
объекта конфликта.
Перерастание
в другой конфликт происходит, когда
в отношениях сторон возникает новое,
более значимое противоречие и происходит
смена объекта конфликта. Исход
конфликта рассматривается как
результат борьбы с точки зрения
состояния сторон и их отношения
к объекту конфликта. Исходами конфликта
могут быть:
• устранение
одной или обеих сторон;
• приостановка
конфликта с возможностью его
возобновления;
• победа
одной из сторон (овладение объектом
конфликта);
• деление
объекта конфликта (симметричное или
асимметричное);
• согласие
о правилах совместного использования
объекта;
• равнозначная
компенсация одной из сторон за овладение
объектом другой стороной;
• отказ
обеих сторон от посягательств на
данный объект.
Прекращение
конфликтного взаимодействия — первое
и очевидное условие начала разрешения
любого конфликта. До тех двух сторон
по усилению своей позиции или
ослаблению позиции участника с
помощью насилия, речь о разрешении
конфликта идти не может.
Поиск
общих или близких по содержанию
точек соприкосновения в целях,
интересах участников является двусторонним
процессом и предполагает анализ
как своих целей и интересов,
так и целей и интересов
другой стороны. Если стороны хотят
разрешить конфликт, они должны сосредоточиться
на интересах, а не на личности оппонента.
При разрешении конфликта сохраняется
устойчивое негативное отношение сторон
друг к другу. Оно выражается в
отрицательном мнении об участнике
и в негативных эмоциях по отношению
к нему. Чтобы приступить к разрешению
конфликта, необходимо смягчить это
негативное отношение.
Важно
понять, что проблему, из-за которой
возник конфликт, лучше решать сообща,
объединив усилия. Этому способствует,
во-первых, критический анализ собственной
позиции и действий. Выявление
и признание собственных ошибок
снижает негативное восприятие участника.
Во-вторых, необходимо постараться
понять интересы другого. Понять — не
значит принять или оправдать. Однако
это расширит представление об оппоненте,
сделает его более объективным. В-третьих,
целесообразно выделить конструктивное
начало в поведении или даже в намерениях
участника. Не бывает абсолютно плохих
или абсолютно хороших людей или социальных
групп. В каждом есть что-то положительное,
на него и необходимо опереться при разрешении
конфликта.
Заключение.
Образование как
Установлено,
что поскольку в основе конфликта
часто лежит противоречие, подчиненное
определенным закономерностям, социальные
педагоги не должны “бояться” конфликтов,
а, понимая природу их возникновения,
использовать конкретные механизмы
воздействия для успешного их
разрешения в разнообразных педагогических
ситуациях.
Понимание причин
Констатировано,
что практическая готовность социального
педагога к разрешению конфликтов среди
учеников представляет собой интегральное
личностное образование, структура
которого включает в себя мотивационно-ценностный,
когнитивный и операционно-исполнительский
компоненты. В качестве критериев этой
готовности выступают мера, целостность
и мера сформированности ее основных составляющих.
Показано,
что процесс формирования практической
готовности социального педагога к
разрешению конфликтов среди подростков
носит индивидуально-
Список
использованной литературы.
1.Абульханова-Славская
К.А. Развитие личности в
2.Алешина
Ю.Е. Проблемы теории и
3.Андреев
В.И. Основы педагогической
4.Берн
Э. Игры, в которые играют люди.
Психология человеческих
5. Журавлев
В.И. Основы педагогической
6.Материалы
интернет-сайта www.azsp.ru
7.Материалы
интернет-сайта websites.pfu.
8.Мудрик
А.В. Учитель: мастерство и
9.Пономарев
Ю.П. Игровые модели: математические
методы, психологический анализ. –
М.: Наука, 1991. – 160 с.
10.Прутченков
А.С. Тренинг коммуникативных
умений. - М., 1993
11.Фишер
Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры
без поражения – М.: Наука, 1990 – 158 с.
12.Шипилов
А.И. Социально-психические
Информация о работе Педагогические конфликты и пути их разрешения