Педагогические конфликты и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.
Агрессивность – помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава первая.
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………….4
1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………14
Глава вторая.
Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………...…..24
Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 52.07 Кб (Скачать)

 Наряду  с деловыми конфликтными ситуациями  “учитель-ученик” нередки противоречия  и личностного характера.  

Как правило, они возникают из-за  возникшего у подростка чувства взрослости и стремления признать себя таковым, а с другой стороны, отсутствием  у педагога    оснований         для признания его равным себе. И в случае неверной тактики педагога способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде.  

Попадая в конфликтную ситуацию учитель может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности. Впрочем проблема понимания другого человека довольно сложная. 

Опытные педагоги знают, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как  сказать (эмоциональное сопровождение  разговора), когда сказать, чтобы  достигнуть цели обращенной к ребенку  речи (время и место), при ком  сказать и зачем сказать (уверенность  в результате). 

В общении  педагога с учениками большое  значение имеют не только содержание речи, но и ее тон, интонация, мимика. Если при общении взрослых интонация  может нести до 40% информации, то в процессе общения с ребенком воздействие интонации существенно  увеличивается. Принципиально важно  уметь слушать и слышать ученика. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать  от ученика плавной и связной  речи, в силу чего взрослые часто  прерывают его, чем еще больше затрудняют высказывание (“Ладно, все  понятно, иди!”). Во-вторых, учителям часто  некогда выслушать ученика, хотя у того есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к  разговору. 

Реально возникающий конфликт между педагогом  и учеником можно проанализировать на трех уровнях: 

-                            с точки зрения объективных  особенностей организации учебно-воспитательного  процесса в школе; 

-                            с точки зрения социально-психологических  особенностей класса, педагогического  коллектива, конкретных межличностных  отношений учителя и ученика; 

-                            с точки зрения возрастных, половых,  индивидуально-психологических особенностей  его участников. 

Конфликт  может считаться продуктивно  разрешенным, если налицо реальные объективные  и субъективные изменения в условиях и организации всего образовательного процесса, в системе коллективных норм и правил, в позитивных установках субъектов этого процесса по отношению  к друг другу, в готовности к конструктивному поведению в будущих конфликтах. 

Реальный  механизм установления нормальных отношений  видится в снижении количества и  накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда  не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая работа связана  с определенными трудностями  для учителя. 
 

В социальной психологии и педагогике выделено пять типов отношений: 

-                            отношения диктата – строгая  дисциплина, четкие требования к  порядку, к знаниям при официально-деловом  общении; 

-                            отношения нейтралитета – свободное  общение с учениками на интеллектуально  – познавательном уровне, увлеченность  учителя своим предметом, эрудированность; 

-                            отношения опеки – забота до  навязчивости, боязнь всякой самостоятельности,  постоянный контакт с родителями; 

-                            отношения конфронтации – скрытая  неприязнь к ученикам, постоянное  недовольство работой по предмету; пренебрежительно деловой тон  в общении; 

-                            отношения сотрудничества – соучастие  во всех делах, интерес друг  к другу, оптимизм и взаимное  доверие в общении. 
 

Говорить  с ребенком намного труднее, чем  со взрослым; для этого надо уметь адекватно оценивать по внешним проявлениям его противоречивый внутренний мир, предвидеть его возможную ответную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении со взрослыми. Слово педагога обретает убедительную силу воздействия лишь в том случае, если он хорошо знает ученика, проявил к нему внимание, в чем-то помог ему, т.е. установил с ним соответствующие отношения через совместную деятельность. Между тем начинающие учителя склонны считать, что их слово само по себе должно привести ребенка к послушанию и принятию их требований и установок.  

Для принятия правильного решения педагогу часто  недостает времени и информации, он видит факт нарушения хода урока, но ему трудно понять, чем это  вызвано, что этому предшествовало, что приводит к неправильному  толкованию поступков. Подростки, как  правило, более информированы о  причинах происходящего обычно об этом молчат, а при попытке объяснить учителю, внести ясность, тот нередко останавливает их (“Сам разберусь”). Учителю трудно принять новую информацию, противоречащую сложившимся у него стереотипам, изменить отношение к случившемуся и свою позицию. 

Объективными  причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть: а) утомление  учащихся; б) конфликты на предыдущем уроке; в) ответственная контрольная  работа; г) ссора на перемене, настроение учителя; д) его умение или неумение организовать работу на уроке; е) состояние здоровья и личностные качества. 

Конфликт  часто вырастает из стремления учителя  утвердить свою педагогическую позицию, а также от протеста ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Правильно реагируя на поведение  подростка, педагог берет ситуацию под свой контроль и тем самым восстанавливает порядок. Поспешность в оценках происходящего нередко к ошибкам, вызывает возмущение у учеников несправедливостью, вызывает к жизни конфликт. 

Конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, большинством признаются типичными, закономерными. Для их разрешения учителю  надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся подросткового  возраста, усиливая деловую взаимосвязь  между ними; дело доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо  успевающим, “трудным” по поведению. Нельзя наказывать за поведение плохими  отметками по предмету – это ведет  к затяжному личностному конфликту  с учителем. Для того, чтобы конфликтная  ситуация была успешно преодолена, она должна быть подвергнута психологическому анализу. Его основной целью является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения в условиях возникшей ситуации. Торопливая реакция  учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену “словесными ударами”, и ситуация становится конфликтной. 

Психологический анализ также используется для переключения внимания с возмущения поступком  ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках, отношениях. 

Существенную  помощь социальному педагогу может  оказать прогнозирование ответных реакций и действий учеников в  конфликтных ситуациях. На это указывали  многие педагоги-исследователи (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Н.Лобанова, М.И.Поташник, М.М.Рыбакова, Л.Ф.Спирин и др.). Так, М.М.Поташник рекомендует либо вынужденно примеряться, приспосабливаться к ситуации, либо сознательно и целенаправленно влиять на нее, т.е. творить новое. 

М.М.Рыбакова предлагает учитывать ответные реакции  учащихся в конфликтных ситуаций следующим образом: 

-                            описание возникшей ситуации, конфликта,  поступка (участники, причина и  место возникновения, деятельность  участников и т.д.); 

-                            возрастные и индивидуальные  особенности участников конфликтной  ситуации; 

-                            ситуация глазами ученика и  учителя; 

-                            личностная позиция учителя в  возникшей ситуации, реальные цели  учителя при взаимодействии с  учеником; 

-                            новая информация об учениках, оказавшихся в ситуации; 

-                            варианты погашения, предупреждения  и разрешения ситуации, корректировка  поведения учащихся; 

-                            выбор средств и приемов педагогического  воздействия и определение конкретных  участников реализации поставленных  целей в настоящее время и  на перспективу. 
 

Из литературы известно, что разрешение конфликтной  ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму: 
 

-                            анализ данных о ситуации, выявление  главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение  действий; 

-                            определение средств и путей  разрешения ситуации с учетом  возможных последствий на основе  анализа взаимодействий воспитатель  – ученик, семья – ученик, ученик  – коллектив класса; 

-                            планирование хода педагогического  воздействия с учетом возможных  ответных действий учеников, родителей,  других участников ситуации; 

-                            анализ результатов; 

-    корректировка результатов педагогического  воздействия; 

-    самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных  и умственных сил. 
 

Основным  условием разрешения конструктивного  конфликта психологи считают  открытое и эффективное общение  конфликтующих сторон, которое может  принимать различные формы: 

-                            высказывания, передающие то, как  человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение  того, что он понял их правильно; 

-                            открытые и личностно окрашенные  высказывания, касающиеся состояния,  чувств и намерений; 

информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение; 

-                            демонстрация того, что партнер  воспринимается как личность  вопреки критике или сопротивлению  в отношении его конкретных  поступков. 
 

Действия  педагога по изменению хода конфликта  можно отнести к действиям, предупреждающим  его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными – репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение. 

Приведем  ряд ситуаций и поведение социального  педагога при их возникновении: 

-                            невыполнение учебных поручений  в связи с отсутствием умения, знания мотива (изменить формы  работы с данным учеником, стиля  преподавания, коррекция уровня  “трудности” материала и др.); 

-                            неправильное выполнение учебных  поручений скорректировать оценку  результатов и хода преподавания  с учетом выясненной причины  неправильного усвоения информации); 

-                            эмоциональное неприятие учителя  (изменить стиль общения с данным  учеником); 

-                            эмоциональная неуравновешенность  учащихся (смягчить тон, стиль  общения, предложить помощь, переключить  внимание остальных учащихся). 

В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы  лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым  проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным  отношением к себе. 

Информация о работе Педагогические конфликты и пути их разрешения