Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:45, курсовая работа
В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.
Агрессивность – помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава первая.
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………….4
1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………14
Глава вторая.
Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………...…..24
Список литературы………………………………………………………………25
Наряду
с деловыми конфликтными
Как правило,
они возникают из-за возникшего
у подростка чувства взрослости
и стремления признать себя таковым,
а с другой стороны, отсутствием
у педагога оснований
для признания его равным себе.
И в случае неверной тактики педагога
способно привести к устойчивой личной
взаимной неприязни и даже вражде.
Попадая
в конфликтную ситуацию учитель
может направлять свою активность либо
на то, чтобы лучше понять своего собеседника,
либо на регуляцию собственного психологического
состояния с целью погашения конфликта
или его профилактики. В первом случае
разрешение конфликтной ситуации достигается
путем налаживания взаимопонимания между
людьми, устранения недомолвок, несогласованности.
Впрочем проблема понимания другого человека
довольно сложная.
Опытные
педагоги знают, что следует сказать
(отбор содержания в диалоге), как
сказать (эмоциональное сопровождение
разговора), когда сказать, чтобы
достигнуть цели обращенной к ребенку
речи (время и место), при ком
сказать и зачем сказать (уверенность
в результате).
В общении
педагога с учениками большое
значение имеют не только содержание
речи, но и ее тон, интонация, мимика.
Если при общении взрослых интонация
может нести до 40% информации, то
в процессе общения с ребенком
воздействие интонации
Реально
возникающий конфликт между педагогом
и учеником можно проанализировать
на трех уровнях:
-
с точки зрения объективных
особенностей организации
-
с точки зрения социально-
-
с точки зрения возрастных, половых,
индивидуально-психологических
Конфликт
может считаться продуктивно
разрешенным, если налицо реальные объективные
и субъективные изменения в условиях
и организации всего
Реальный
механизм установления нормальных отношений
видится в снижении количества и
накала конфликтов путем перевода их
в педагогическую ситуацию, когда
не нарушается взаимодействие в педагогическом
процессе, хотя такая работа связана
с определенными трудностями
для учителя.
В социальной
психологии и педагогике выделено пять
типов отношений:
-
отношения диктата – строгая
дисциплина, четкие требования к
порядку, к знаниям при
-
отношения нейтралитета –
-
отношения опеки – забота до
навязчивости, боязнь всякой
-
отношения конфронтации –
-
отношения сотрудничества –
Говорить
с ребенком намного труднее, чем
со взрослым; для этого надо уметь адекватно
оценивать по внешним проявлениям его
противоречивый внутренний мир, предвидеть
его возможную ответную эмоциональную
реакцию на обращенное к нему слово, его
чувствительность к фальши в общении со
взрослыми. Слово педагога обретает убедительную
силу воздействия лишь в том случае, если
он хорошо знает ученика, проявил к нему
внимание, в чем-то помог ему, т.е. установил
с ним соответствующие отношения через
совместную деятельность. Между тем начинающие
учителя склонны считать, что их слово
само по себе должно привести ребенка
к послушанию и принятию их требований
и установок.
Для принятия
правильного решения педагогу часто
недостает времени и
Объективными
причинами возникновения
Конфликт
часто вырастает из стремления учителя
утвердить свою педагогическую позицию,
а также от протеста ученика против
несправедливого наказания, неправильной
оценки его деятельности, поступка.
Правильно реагируя на поведение
подростка, педагог берет ситуацию
под свой контроль и тем самым восстанавливает
порядок. Поспешность в оценках происходящего
нередко к ошибкам, вызывает возмущение
у учеников несправедливостью, вызывает
к жизни конфликт.
Конфликтные
ситуации на уроках, особенно в подростковых
классах, большинством признаются типичными,
закономерными. Для их разрешения учителю
надо уметь организовать коллективную
учебную деятельность учащихся подросткового
возраста, усиливая деловую взаимосвязь
между ними; дело доходит до конфликта,
как правило, с учеником, плохо
успевающим, “трудным” по поведению.
Нельзя наказывать за поведение плохими
отметками по предмету – это ведет
к затяжному личностному
Психологический
анализ также используется для переключения
внимания с возмущения поступком
ученика на его личность и ее проявление
в деятельности, поступках, отношениях.
Существенную
помощь социальному педагогу может
оказать прогнозирование
М.М.Рыбакова
предлагает учитывать ответные реакции
учащихся в конфликтных ситуаций следующим
образом:
-
описание возникшей ситуации, конфликта,
поступка (участники, причина и
место возникновения,
-
возрастные и индивидуальные
особенности участников
-
ситуация глазами ученика и
учителя;
-
личностная позиция учителя в
возникшей ситуации, реальные цели
учителя при взаимодействии с
учеником;
-
новая информация об учениках,
оказавшихся в ситуации;
-
варианты погашения,
-
выбор средств и приемов
Из литературы
известно, что разрешение конфликтной
ситуации целесообразно осуществлять
по следующему алгоритму:
-
анализ данных о ситуации, выявление
главных и сопутствующих
-
определение средств и путей
разрешения ситуации с учетом
возможных последствий на
-
планирование хода
-
анализ результатов;
-
корректировка результатов
-
самооценка классного
Основным
условием разрешения конструктивного
конфликта психологи считают
открытое и эффективное общение
конфликтующих сторон, которое может
принимать различные формы:
-
высказывания, передающие то, как
человек понял слова и
-
открытые и личностно
информация,
содержащая обратную связь относительно
того, как участник конфликта воспринимает
партнера и толкует его поведение;
-
демонстрация того, что партнер
воспринимается как личность
вопреки критике или
Действия
педагога по изменению хода конфликта
можно отнести к действиям, предупреждающим
его. Тогда конфликтотерпимыми действиями
можно будет назвать неконструктивные
действия (отложить решение конфликтной
ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.)
и компромиссные действия, а конфликтогенными
– репрессивные действия (обратиться
в администрацию, написать докладную и
др.) и агрессивные действия (разорвать
работу ученика, высмеять и др.). Как видим,
выбор действий по изменению хода конфликтной
ситуации имеет приоритетное значение.
Приведем
ряд ситуаций и поведение социального
педагога при их возникновении:
-
невыполнение учебных
-
неправильное выполнение
-
эмоциональное неприятие
-
эмоциональная
В разрешении
конфликта многое зависит от самого
педагога. Иногда следует прибегнуть
к самоанализу для того, чтобы
лучше осознать происходящее и попытаться
положить начало переменам, тем самым
проведя границу между
Информация о работе Педагогические конфликты и пути их разрешения