Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:45, курсовая работа
В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.
Агрессивность – помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава первая.
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………….4
1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………14
Глава вторая.
Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………...…..24
Список литературы………………………………………………………………25
Степень
участия в конфликте может
быть различной: от непосредственного
противодействия до опосредованного
влияния на ход конфликта. Исходя
из этого выделяют: основных участников
конфликта; группы поддержки; других участников.
Основные
участники конфликта. Их часто называют
сторонами или
2. Предмет
конфликта. В нем отражается
столкновение интересов и
Предмет
конфликта — это то противоречие,
из-за которого и ради разрешения которого
стороны вступают в противоборство.
3. Объект
конфликта. Объект находится
4. Микро-
и макросреда. При анализе конфликта
необходимо выделять такой
Важными
психологическими составляющими конфликтной
ситуации являются устремления сторон,
стратегии и тактики их поведения,
а также их восприятие конфликтной
ситуации, т. е. те информационные модели
конфликта, которые имеются у
каждой из сторон и в соответствии
с которыми участники организуют свое
поведение в конфликте.
Конфликты
в условиях учебной деятельности
Для школы
характерны разного рода конфликты.
Педагогическая сфера представляет
собой совокупность всех видов целенаправленного
формирования личности, а ее сутью
является деятельность по передаче и
освоению социального опыта. Поэтому
именно здесь необходимы благоприятные
социально-психологические
Конфликты
между учениками в школе
В сфере
народного образования принято
выделять четыре субъекта деятельности:
ученик, учитель, родители и администратор.
В зависимости от того, какие субъекты
вступают во взаимодействие, можно выделить
следующие виды конфликтов: ученик – ученик;
ученик – учитель; ученик – родители;
ученик – администратор; учитель – учитель;
учитель – родители; учитель – администратор;
родители – родители; родители – администратор;
администратор – администратор.
Наиболее
распространены среди учащихся конфликты
лидерства, в которых отражается
борьба двух-трех лидеров и их группировок
за первенство в классе. В средних
классах часто, конфликтуют группа
парней и группа девчонок. Может
обозначиться конфликт трех-четырех
подростков с целым классом или
вспыхнуть конфликтное
Большое
влияние на конфликтное поведение
школьников оказывает личность учителя.
Ее воздействие может проявляться
в различных аспектах.
Во-первых,
стиль взаимодействия учителя с
другими учениками служит примером
для воспроизводства во взаимоотношениях
со сверстниками. Исследования показывают,
что стиль общения и
Во-вторых,
учитель обязан вмешиваться в
конфликты учеников, регулировать их.
Это, конечно, не означает их подавление.
В зависимости от ситуации может
быть необходимо административное вмешательство,
а может быть — просто добрый
совет. Положительное влияние
Процесс
обучения и воспитания, как и всякое
развитие, невозможен без противоречий
и конфликтов. Конфронтация с детьми,
условия жизни которых сегодня нельзя
назвать благоприятными, является обычной
составной частью реальности. По мнению
М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между
учителем и учеником выделяются следующие
конфликты:
-
деятельности, возникающие по поводу
успеваемости ученика,
-
поведения (поступков), возникающие
по поводу нарушения учеником
правил поведения в школе и
вне ее;
-
отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных
отношений учащихся и учителей.
Конфликты
деятельности возникают между учителем
и учеником и проявляются в
отказе ученика выполнить учебное
задание или плохом его выполнении.
Подобные конфликты часто происходят
с учениками, испытывающими трудности
в учебе; когда учитель ведет
предмет в классе непродолжительное
время и отношения между ним
и учеником ограничиваются учебной
работой. В последнее время наблюдается
увеличение таких конфликтов из-за
того, что учитель часто предъявляет
завышенные требования к усвоению предмета,
а отметки использует как средство
наказания тех, кто нарушает дисциплину.
Эти ситуации часто становятся причиной
ухода из школы способных, самостоятельных
учеников, а у остальных снижается
мотивация к учению вообще.
Конфликты
поступков всякая ошибка учителя
при разрешении конфликта порождает
новые проблемы и конфликты, в
которые включаются другие ученики;
конфликт в педагогической деятельности
легче предупредить, чем успешно
разрешить.
Важно,
чтобы учитель умел правильно
определить свою позицию в конфликте,
так как если на его стороне
выступает коллектив класса, то ему
легче найти оптимальный выход
из сложившейся ситуации. Если же класс
начинает развлекаться вместе с нарушителем
дисциплины или занимает двойственную
позицию, это ведет к негативным
последствиям (например, конфликты
могут приобрести постоянный характер).
Конфликты
отношений часто возникают в
результате неумелого разрешения педагогом
проблемных ситуаций и имеют, как
правило, длительный характер. Эти конфликты
приобретают личностный смысл, порождают
длительную неприязнь ученика к
учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Особенности
педагогических конфликтов
Среди
них можно выделить следующие:
-
ответственность учителя за
-
участники конфликтов имеют
-
разница в жизненном опыте
участников порождает разную
степень ответственности за
-
различное понимание событий
и их причин (конфликт “глазами
учителя” и “глазами ученика”
видится по-разному), поэтому учителю
не всегда легко понять
-
присутствие других учеников
делает их из свидетелей
-
профессиональная позиция
-
контролируя свои эмоции, быть
объективным, дать возможность
учащимся обосновать свои
-
не приписывать ученику свое
понимание его позиции,
-
не оскорблять ученика (есть
слова, которые, прозвучав,
-
стараться не выгонять ученика
из класса;
-
по возможности не обращаться
к администрации;
не отвечать на агрессию
давать оценку только его
-
дать себе и ребенку право
на ошибку, не забывая что “не
ошибается только тот, кто
-
независимо от результатов
-
не бояться конфликтов с
Специфика
урегулирования педагогических конфликтов.
Мало
найдется проблем между людьми или
группами людей, которые можно было
бы решить в один миг.
Успешное
разрешение конфликтов поэтому обычно
включают цикл, состоящий из определения
проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению
и оценке результата. В любой конкретной
ситуации следует выявить источник конфликта
до того, как заняться разработкой политики
по их разрешению.
Прежде
всего, надо выяснить, что произошло.
В чем проблема? На этом этапе
важно изложить факты, чтобы все
согласились с определением проблемы.
Чувства и ценностные оценки должны
четко отделяться от фактов. И руководитель
должен представить идеальное решение
со своей стороны. фактов.
Затем
спросим у всех заинтересованных
лиц: какие чувства они испытывают и что
бы хотели увидеть в качестве идеального
решения? Возможно несколько вариантов.
Когда
конфликт проанализирован, можно переходить
к совместному в духе сотрудничества
поиску шагов, чтобы привести всех к
примирению.
Конфликты
есть деструктивные и
Конструктивный
конфликт – когда открывается
острая проблема, приводит к столкновению
с реальной проблемой и путями
ее решения, помогает совершенствоваться.
(Можно сравнить: в споре рождается
истина.)
При разрешении
конфликтов между учителем и учащимся
необходимо помимо анализа причин конфликта,
учитывать возрастной фактор
Информация о работе Педагогические конфликты и пути их разрешения