Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:50, реферат

Краткое описание

Темой моего реферата является педагогическая концепция Жан-Жака Руссо. Эта концепция так же называется концепцией естественного воспитания. Я считаю эту тему актуальной, так как воспитание детей это довольно ёмкий и сложный процесс.
Цель моей работы: ознакомление и изучение концепции воспитания Жан-Жакка Руссо.
Задачи:

Оглавление

Содержание.
Введение………………………………………………………………... 3
Влияние взглядов мыслителей на формирование творчества Руссо………………………………………………………………..

4
Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо…………………..
8
Значение педагогической концепции Жан-Жака Руссо………...
19
Заключение……………………………………………………………... 20
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.06 Кб (Скачать)

       Следовательно, педагог у Руссо не только не пассивен, но, напротив, весьма активен,  но активность его коренным образом отличается от активности педагогов - представителей  авторитарного воспитания, сводивших свою деятельность к строжайшему надзору, к жесточайшей регламентации всей жизни ребенка, к насилию над его волей, к грубому вмешательству в его внутренний мир.

       К тому же следует иметь в виду, что "пассивность" педагога Руссо  допускает лишь в том случае, когда  происходит воспитание природой, т.е. внутреннее развитие способностей и органов. Здесь, как полагает Руссо, воспитатель  не властен над природой, он лишь ждет, когда организм созреет, и следует  за развитием ребенка. Разумеется, в  ту пору Руссо не мог правильно, на научной основе, решить вопроса о  соотношении воспитания и развития, о том, что воспитание и обучение не плетется в хвосте у развития, а активно воздействует на процесс  развития, ускоряя появление природных  задатков и формирование способностей и положительных качеств.

       Воспитание  природой, о котором мы говорили, Руссо выдвигает на первый план, считая его решающим фактором. Второй автор воспитания, Руссо,- это обучение тому, как пользоваться этим развитием, т.е. это воспитание со стороны людей. И, наконец, третий фактор - "... приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятия, есть воспитание со стороны вещей".

       Далее Руссо пытается доказать, что воспитание со стороны природы вовсе не зависит  от людей, воспитание со стороны вещей  зависит лишь в некоторой степени  и только воспитание со стороны людей  определяется самими людьми. Из этих рассуждений Руссо делает вывод о том, что, поскольку над природой люди не властны, следует два последних фактора  (т.е. воспитание со стороны вещей и со стороны людей) подчинить первому фактору, т.е. природе. Успех воспитания и зависит, прежде всего, от согласования всех трех факторов.

       В соответствии с этими факторами  и сущность воспитания понимается Руссо  по-разному. Если речь идет о воспитании природой, то здесь Руссо, как указывалось выше, отождествляет воспитание   с   развитием (воспитание есть внутреннее развитие наших способностей и наших органов). Когда он говорит о воспитании через вещи, то теперь он понимает под воспитанием   содействие   ребенку в приобретении собственного опыта. И, наконец, когда рассматривается воспитание со стороны людей, то в данном случае под воспитанием понимается   руководство   детьми. Мы видим, что Руссо проводит определенную и, достаточно выраженную тенденцию: воспитание идет от   развития, которое независимо от воспитателях, поскольку это внутренний, самопроизвольный, спонтанный процесс) к более активному процессу содействия (в приобретении опыта) и к еще более активному руководству. Таким образом, сущность воспитания, как это явление понимает  Руссо, можно представить в следующей схеме: саморазвитие - содействие - руководство. Руссо тем самый поставил исключительно важную проблему о соотношений биологического и социального в развитии ребенка, однако, всецело подчинив социальное биологическому (что приводило его к педоцентизму), решить   эту   проблему научно он не смог. Воспитание есть всегда и во всех случаях функция общественная, и развитие ребенка, формирование его личности определяется не "природой" ребенка, а обществом, социальными условиями жизни и деятельности. Однако Руссо, несмотря на ошибочную концепцию о приоритете саморазвития над собственно воспитанием, наносил своими идеями сокрушительный удар по всей системе аристократического и религиозного воспитания, где совершенно не считались с "природой" ребенка, т.е. с закономерностями его физического и психического развития, с его истинными потребностями и стремлениями. Смелое и последовательное выступление великого французского мыслителя в защиту природы и прав ребенка, его гневный протест против подавления и порабощения Личности, его постановка вопроса о собственных законах развития человека - выдающийся вклад Руссо в развитие педагогической, психологической и философской мысли.

          С развитием стилей сентиментализма в конце 18 века, начинает все острее и глубже осознаваться в употреблении слова личность значение: индивидуальные, личные свойства кого-нибудь, личное достоинство, самобытность, обнаружение личных качеств и ощущений, чувств, личная сущность (ср. в языке Карамзина, в русских переводах сочинений Жан-Жака Руссо и т. д.).

       Теория  свободного воспитания Жан-Жакка Руссо заключается в том, что в развитии личности ребенка нужно следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы.

       Формирование  личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, аскетического воспитания, а так же духовного развития человека.

       Вся эта работа начинается еще в младшем  дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Человек-вечный познаватель. В старшем возрасте этот процесс скорее самопознание мира. Но наибольшая активность становления личности происходит в подростковом возрасте. Подростковый период - это один из сложнейших этапов жизни человека. Именно эти аспекты учитываются в педагогической концепции Жан-Жака Руссо.

       Направленность  личности человека, его устремлений  зависит во многом от окружающей действительности, духовности общества, характера, целей  и средств воспитания и образования. Жан-Жак Руссо хорошо это понимал. И он не ограничивался анализом только материальных потребностей и потребностей познания. Высшей потребностью человека он считал “потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этой потребности на основе духовной общности людей, их стремления обладанию духовными ценностями”. Поэтому главная задача народного учителя, по мнению Руссо, сделать так, чтобы важнейшей необходимостью каждого воспитанника была его потребность в другом человеке.

       Материальные  потребности, потребность в познании, и, наконец, потребность в другом человеке, в общении с другими  людьми - такова иерархия потребностей. Которая хорошо прослеживается в работах Жан-Жака Руссо по мере развития его философско-педагогических взглядов. Главный смысл воспитания для Руссо в том, чтобы взаимное человеческое общение и духовное обогащение были источниками полноты и многогранности. Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Поэтому Руссо, считал, что на развитие личности и формирование качеств нужно воздействовать именно в детском возрасте.

       Развитие  человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личность формируется и развивается  в деятельности и общении. Ведущие  черты личности развиваются в  результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир. Развитие человека - это процесс количественного  и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности. Природная сторона  человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти  развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.

       Творчество  Руссо с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система  не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так  и в практику образования и  воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной  педагогической мысли.

       Руссо делил жизнь своего воспитанника на четыре периода. Первый период —  от рождения до 2 лет — это время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей. Второй период — от 2 до 12 лет, по его выражению, период «сна разума», когда ребенок  еще не может рассуждать и логически  мыслить, когда следует развивать  главным образом «внешние чувства», когда силы ребенка накапливаются  для того, чтобы найти свой выход  уже в более старшем возрасте. Третий период — от 12 до 15 лет, в эти годы широко развертывается умственное воспитание, удовлетворяются умственные запросы ребенка. Четвертый период — «период бурь и страстей» — с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляется преимущественно нравственное воспитание.

       Мысли Руссо о возрастных различиях  ребенка находятся в соответствии с его взглядами на природоспособность воспитания и не лишены диалектики. Он стремился найти ведущее начало для каждой из ступеней естественного развития ребенка, на которое и должно быть в данный период направлено основное внимание в процессе воспитания. При этом каждая из ступеней тесно связана с другой.

       Руссо стремился глубоко понять человеческую природу и выявить специфику  ее развития. Однако он не мог правильно  указать законы развития ребенка. Неверно, что ребенок с 2 до 12 лет будто  лишен возможности мыслить логически, так же как и утверждение, что  нравственные понятия недоступны детям этого возраста.

       Руссо не отделял четко развития от воспитания, тем самым он как бы биологизировал самый процесс воспитания. Но существенным является то, что он требовал учитывать возрастные особенности детей. Он справедливо также писал, что каждый ребенок приносит с собой в жизнь особый темперамент, который определяет его способности и характер и который следует изменять или развивать и совершенствовать. Он решительно возражал против трафарета, единообразного подхода в воспитании. Задача воспитателя заключается в том, чтобы хорошо знать возрастные особенности ребенка, глубоко изучать его индивидуальные склонности и способности.

       В раннем детстве (до двух лет) основой  всего является физическое воспитание. Если это возможно, ребенка должна вскармливать сама мать. Обычно пеленают ребенка, укладывают его так, что  голова его остается неподвижной, ноги выпрямленными, руки вытянутыми вдоль  тела. «Счастье, если ему оставляют  возможность дышать», — восклицает Руссо. Так сразу же отнимают у  ребенка свободу, а этого нельзя делать, не следует мешать природе.

       Руссо подробно останавливается на физическом воспитании Эмиля. Он указывает, как  надо закалять ребенка и укреплять его физические силы.

       С двух лет наступает новый период воспитания. Не надо в этом возрасте заставлять рассуждать ребенка, не надо читать ребенку всякие наставления, заставлять его заучивать рассказы и сказки. В этом возрасте, по мнению Руссо, необходимо главным образом  всячески развивать внешние чувства  ребенка. Руссо дает целый ряд  указаний, как следует развивать  эти чувства. По-прежнему необходимо усиленно заниматься укреплением здоровья ребенка, его физическим развитием. Учить его в прямом смысле этого  слова пока не следует. Пусть ребенок  все измеряет, взвешивает, считает  и сравнивает сам, когда он почувствует  в этом нужду. Хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги; но если он научился читать, пусть первой и единственной его книгой будет  «Робинзон Крузо», герой которой  на необитаемом острове делал все необходимое для своей простой жизни в природе.

       По  мнению Руссо, ребенок в этом возрасте не имеет еще нравственных понятий, но воспитывающая роль примера, несомненно, в это время велика. Никакие  нравственные, никакие абстрактные  понятия недоступны ребенку до 12 лет, но то, что связано с познанием  самих вещей, может все же помочь и формированию отдельных отвлеченных  понятий. И Руссо считал, что ребенок  в этом возрасте вполне может усвоить  одну важную идею — идею собственности. Эмиль хочет огородничать и сажает бобы, но на земле садовника Роберта, как раз на том месте, где, оказывается, Роберт уже посадил дыни. Из столкновения, происшедшего между Эмилем и Робертом, ребенок познает, как идея собственности  естественно восходит к праву  «первого завладения посредством труда». Таким образом, Руссо, противореча  своим основным положениям о невозможности  формирования у ребенка в этом возрасте отвлеченных понятий, считает, что идея собственности может  стать вполне доступной пониманию  ребенка.

       Отвергая  наказания, Руссо выдвигает метод  «естественных последствий». Свобода  ребенка может быть ограничена только вещами. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться  ее законам. Те же соображения должны быть положены и в основу отношений  к людям. Если ребенок ломает все, к чему ни прикоснется, — не сердитесь, стремитесь только устранить от него все то, что он может испортить. Вот он сломал стул, которым пользовался, не торопитесь давать ему новый. Пусть  он почувствует все неудобства отсутствия стула. Если ребенок разбивает стекло в окне своей комнаты, не вставляйте нового, «лучше схватить ему насморк, чем вырасти безумным». Но если ребенок  продолжает бить стекла, рекомендуется  запирать его в темной комнате, это  Руссо считал не наказанием, а «естественным  последствием» проступка ребенка.

       К двенадцати годам Эмиль физически  крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, он узнал окружающий мир через свои внешние органы чувств. И он вполне подготовлен для того, чтобы вступить в третий период своего развития, когда осуществляется умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте ребенок, по Руссо, еще не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может как следует понять отношений между людьми, поэтому он должен изучить то, что связано с окружающей его природой. Надо при выборе предметов для изучения исходить из интереса ребенка. Естественно, что интерес ребенка направляется на то, что он видит, и потому его интересуют география, астрономия, природоведение. Руссо развивал оригинальную методику получения этих знаний ребенком, основанную на самостоятельном исследовании им явлений. Он ставит Эмиля в положение исследователя, открывающего научные истины, изобретающего компас и т. д.

       Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка  самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Все должно быть предоставлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность —  сама природа, сами жизненные факты, с которыми Эмиль непосредственно  знакомится. Пытаясь нарисовать умственное воспитание нового, свободного человека, Руссо не сумел связать личный опыт ребенка с опытом человечества, выраженным в науке. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Вместе с  тем он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости и активности ребенка, важность для  обучения его непосредственного общения с природой и жизнью.

Информация о работе Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо