Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:50, реферат

Краткое описание

Темой моего реферата является педагогическая концепция Жан-Жака Руссо. Эта концепция так же называется концепцией естественного воспитания. Я считаю эту тему актуальной, так как воспитание детей это довольно ёмкий и сложный процесс.
Цель моей работы: ознакомление и изучение концепции воспитания Жан-Жакка Руссо.
Задачи:

Оглавление

Содержание.
Введение………………………………………………………………... 3
Влияние взглядов мыслителей на формирование творчества Руссо………………………………………………………………..

4
Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо…………………..
8
Значение педагогической концепции Жан-Жака Руссо………...
19
Заключение……………………………………………………………... 20
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.06 Кб (Скачать)

      Нижегородский институт менеджмента  и бизнеса г.Н.Новгорода.

                   Кафедра социальной психологии  и педагогики. 
 
 
 

                                     РЕФЕРАТ

               По психологии и педагогике

            По теме: «Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо»  
 

Выполнила:

Студентка очной  формы обучения, группа 1,2

ГФ, юриспруденция.

Софронова Николь.

Проверила:

Кандидат педагогических наук, доцент.

Чехова 

Светлана Эдуардовна

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              

                                 г. Нижний Новгород

                                            2011г.

Содержание.  
    Введение………………………………………………………………... 3
  1. Влияние взглядов мыслителей на формирование творчества Руссо………………………………………………………………..
 
4
  1. Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо…………………..
8
  1. Значение педагогической концепции Жан-Жака Руссо………...
19
    Заключение……………………………………………………………... 20
   Список литературы……………………………………………………. 21
   
 
 
 

 

         Введение.

       Темой моего реферата является педагогическая концепция Жан-Жака Руссо. Эта концепция  так же  называется концепцией естественного  воспитания. Я считаю эту тему актуальной,  так как воспитание детей это  довольно ёмкий и сложный процесс.

       Цель  моей работы: ознакомление и изучение концепции воспитания Жан-Жакка Руссо.

      Задачи:

      1. Рассмотреть влияние на формирование творчества Руссо.
      2. Изучить педагогическую концепцию Жан-Жака Руссо.
      3. Проанализировать данную концепцию и сделать вывод.

Метод исследования: изучение полученной информации.

Основные  рабочие понятия:

Концепция (от лат. conceptio — понимание, система), определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения.

Воспитание -целесообразное, произвольно направляемое взросление ребенка в социокультурном (духовно-практическом) пространстве человеческого общения.

Педагогика-наука о воспитании и обучении человека. Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение».

Дети-особая социально-демографическая группа населения, имеющая возрастные границы от рождения до 17 лет включительно. Она характеризуется специфическими потребностями, интересами и правам.

Структура работы: Реферат состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, включающий в себя 7(семь) наименований.

       1. Влияние взглядов мыслителей  на формирование творчества Руссо.

       Исследователями установлено, что еще в юности молодой Руссо зачитывался сочинениями Монтеня и Рабле, изучал "философский словарь" Бейля, штудировал труды Декарта и Лейбница, читал "философские письма" уже знаменитого тогда Вольтера,  с интересом знакомился с сочинениями Локка. Со временем круг его интересов значительно расширился. В более зрелые годы Руссо, переехав в Париж, не только пополнял свои знания в области философии,  социологии,  эстетики и т.д.,  но и лично знакомился со многими  французскими философами-материалистами. Все это не могло не отразиться на духовном развитии Руссо. Однако наибольшее влияние на него, оказали Декарт и Локк. В.Ф.Асмус отмечает, что "материалистические положения" Руссо - только "половина" его воззрения. В философии Руссо не материалистический монист1, а дуалист2 декартовского типа. Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы.

       Поскольку воспитание от природы есть,  таким  образом, процесс спонтанный,  самопроизвольный, определяемый активностью самой  души и естественным ростом тела, постольку  именно этим и определяется роль и  влияние воспитателя на воспитанника. Эта роль сводится не к подавлению природы, личности ребенка, не к насилию  над ней, что приводит в конечном итоге к вырождению человека, а к созданию условий для развития и проявления природных задатков и свойств воспитанника.

       Какие же условия требуются,  по Руссо, для того,  чтобы не мешать природе,  не искажать ее естественный ход, а  тонко помогать ей,   следуя за ее развитием? К таким условиям в первую очередь относится естественное состояние человека.  "Естественный человек",   "естественное общество",  "естественное право", "естественные потребности и наклонности" - эти понятия занимают центральное место в социологии Руссо, без чего нельзя понять и его педагогики. Именно из этих понятий,  как их трактует Руссо,  вытекает и его понятие "естественного воспитания". В естественном состоянии природа человека совершенна - вот основной тезис Руссо, проливающий свет на все его рассуждения  о воспитании, которое должно быть естественным,  т.е. соответствовать природе человека, а не противоречить ей, как это было в условиях феодального воспитания. Как же понимает Руссо естественное состояние человека? Естественный человек,  по Руссо,  это, прежде всего созданный природой человек с его естественными физическими и нравственными потребностями и желаниями. Этот естественный человек с его непосредственными чувствами противопоставляется Руссо человеку цивилизованному,  испорченному нравами "гражданского" общества. Естественный человек отличается природной добротой,  отзывчивостью, состраданием к ближнему,  цельностью характера.  Это,  можно сказать, в известном смысле единый,  гармоничный человек,  лишенный страстей и неутолимых желаний. Такой "идеальный" человек был,  разумеется, лишён у Руссо конкретно-исторического содержания и использовался им скорее опять-таки как орудие полемики3, орудие противопоставления "природы" в "цивилизации", всего естественного и искусственного. В воображении Руссо такой человек рисовался то в образе "дикаря" доисторической эпохи, то становился символом простого народа с его душевной чистотой. Как отмечает И.Верцман4, влечение к простоте и естественности принимает у Руссо форму целого мировоззрения. Именно, исходя из этого мировоззрения, Руссо на первых порах отрицает цивилизацию вообще, книжную культуру, искусство и другие ценности, созданные цивилизованным обществом. Однако и здесь, как и во многих других вопросах, Руссо впадает в глубокое противоречие. Он  как выдающийся мыслитель    не мог не видеть общественного прогресса, значения его для развития как человечества в целом,  так и отдельного человека   в частности. Вот почему в "Общественном договоре" Руссо, в отличие от двух своих первых трактатов, пишет следующее: "Хотя в состоянии общественном человек и лишается многих преимуществ, которыми он обладает в естественном состоянии,  но зато он приобретает гораздо большие преимущества - его способности упражняются и развиваются, мысль его расширяется, чувства его облагораживаются, и вся его душа, возвышается до такой степени, что, если бы злоупотребления новыми условиями жизни не низводили его часто до состояния более низкого, чей то, из которого он вышел,  он должен был бы беспрестанно благословлять счастливый момент, вырвавший его навсегда из прежнего состояния и превративший его из тупого и ограниченного животного в существо мыслящее,  в человека".

       Преимущество "естественного" общества перед "гражданским" Руссо видел, прежде всего, в том, что там все люди были равны, свободны. Все бедствия человеческие, утверждает Руссо, начинались с неравенства, которое возникает в гражданском обществе и приводит к вырождению человеческой личности. Таким образом, возникновение гражданского общества,  основанного на частной собственности, Руссо характеризовал как шаг вперед в сравнении с первобытным "естественным состоянием" и одновременно как шаг назад ввиду появления неравенства,  нищеты, всевозможных болезней и нравственного одичания. Как же мыслит себе разрешить это противоречие Руссо? Какой вывод предлагает он? Разумеется, позитивной программы, основанной на научных началах, у Руссо в условиях того времени не было и не могло быть. И здесь ему присущи противоречия. Однако многие мысли Руссо по этим вопросам, несмотря на противоречия и известный утопизм, отличается ярко выраженным демократизмом: в области социально-политической он решительно выступает за демократическую республику; в области экономической - за равенство; в области педагогической - за последовательно осуществляемое естественное воспитание, основанное на принципе свободы.

       Понятие "свобода" как в плане социальном, так и педагогическом у Руссо выступает не однозначно, и претерпевало известные изменения в разные периоды жизни в связи с общей эволюцией его мировоззрения. Первоначально, когда Руссо ратовал за естественное состояние человека в условиях дикости, когда идеальный человек выступал у него в виде свободного, не зависимого ни от кого "дикаря",  свобода понималась Руссо как безграничное проявление свободного духа,  свободы воли, как отсутствие каких-либо обязанностей перед людьми. В тот период, думал Руссо, человек должен самостоятельно, без помощи других, добывать средства для существования, приобретая тем самым полную независимость от людей. Позднее свобода человека ограничивается в трактовке Руссо, законами природы, необходимости, законами возможного и невозможного и, следовательно, понимается   им   уже   как   добровольное подчинение человека разумным законам общества или (если речь идет о ребенке) разумной воле воспитателя.

       Выяснив взгляды Руссо на природу человека, его естественное состояние и свободу, перейдем теперь к его собственно педагогическим воззрениям, к пониманию им сущности воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.Педагогическая  концепция Жан-Жака  Руссо.

       Воспитание  Руссо рассматривает как содействие саморазвитию «я» так и развитию природы ребенка. Как указывалось выше, природа ребенка не терпит грубого вмешательства, а тем более насилия, это может помешать ее естественному ходу, свободному проявление ее сил и возможностей. Природа (тело и душа, инстинкты, потребности, врожденные чувства и пр.) развивается по своим собственным внутренним законам, первым и главным из которых является закон "... Первый закон природы,- пишет Руссо, - это закон самосохранения".

       В ряде случаев Руссо не отделяет четко  и последовательно процесс развития от процессов воспитания,  отождествляя их на отдельных этапах роста ребенка (особенно первых), тем самым как  бы биологизируя5 социальную сущность воспитания. Уже в предисловии к своему "Эмилю"6 Руссо провозглашает, что предлагаемая им система воспитания - ход самой природы, что, не изучив, прежде всего, хорошо природу ребенка,  нельзя браться за его воспитание.

       В дальнейшем,  на многих страницах  трактата,  развивается мысль  о том,  что главный воспитатель - природа самого ребенка, что педагог  лишь следует ее естественному ходу и не мешает ей развиваться. На первый взгляд создается впечатление, что Руссо отводит воспитанию пассивную роль, а воспитатель в его представлении - в одном случае сторонний наблюдатель, в другом случае - не более как помощник природы и, прежде всего, озабочен тем, как бы своим вмешательством и руководством не испортить то дело саморазвития, которое так успешно и мудро совершает сама природа. Так, например, Руссо пишет:  "Вы,  начав с того, что ничего не делали, произвели бы чудо в деле воспитания". В дальнейшем свой метод воспитания он характеризует как "бездеятельную методу", утверждая, что он решительно настаивает на таком воспитании и не думает отказываться от него, несмотря на все возможные возражения. Однако действительно ли Руссо отводил воспитанию и воспитателю такую пассивную роль, а если нет, то зачем потребовались ему та категоричность и даже парадоксальность, которые  звучат в только что приведенных словах? Дело в том, что, провозгласив "бездеятельную методу" как основу воспитания, Руссо в дальнейшем фактически отказывается от этого своего положения, когда рассматривает конкретные вопросы воспитания Эмиля. Более того, Руссо буквально ни на шаг не отпускает от себя своего подопечного, постоянно следит за его поступками и действиями.

Информация о работе Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо