Ознакомление детей с родным городом и воспитание любви к нему

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:22, контрольная работа

Краткое описание

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной педагогики, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

Оглавление

Ознакомление с родным городом и воспитание любви к нему – важнейшая задача патриотического воспитания.
Содержание работы по ознакомлению с родным городом.
Методы и приёмы ознакомления с родным городом.
Анализ педагогического опыта студента на примере одной возрастной группы.
Отражение знаний детей о родном городе в играх, рисунках, рассказах и других видах деятельности.
Педагогические выводы.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 47.16 Кб (Скачать)

     Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

      Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребёнку предлагается определить где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (в прошлое города, Золотое кольцо России, и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, аппликаций, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены на выставке, во время общих праздников.

      Следует подчеркнуть, что трудности в  ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами  вызваны тем, что дошкольникам свойственно  наглядно-образное мышление. Поэтому  необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).

      «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском учреждении.

      Не  менее важным условием нравственно-патриотического  воспитания детей является тесная взаимосвязь  с родителями. Прикосновение к  истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению и сохранению традиций, семейных связей.

      В настоящее время эта работа актуальна  и особенно трудна, требует большого терпения, так как в молодых  семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются  важными.

      Привлечение семьи к нравственно-патриотическому  воспитанию детей требует от воспитателя  особого такта, внимания и чуткости к каждому ребёнку.

      Большое значение имеют семейные экскурсии  по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий  могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребёнком выступлении или снятом фильме. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

      Безусловно, всё это приобщает детей к истории страны и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

  1. Методы и приёмы ознакомления с родным городом.

     Начинать  работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей  тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском учреждении должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности  к родному детскому саду, школе, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет  вырастать чувство любви к  своему Отечеству.

     В процессе обучения воспитатель использует различные методы и приёмы.

     Метод – это способ достижения цели, представляющий собой определённым образом упорядоченную  деятельность. Следует отличать методы ведения научных исследований от методов обучения и воспитания.

     Методы  обучения – это способы работы воспитателя, с помощью которых  достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.

     Приём – это часть метода.

     Воспитатель, определяя основной метод обучения, которым он будет пользоваться на занятии, использует разнообразные  приёмы для того, чтобы повысить его эффективность. Например, используя  беседу как основной метод систематизации знаний детей о родном городе, педагог дополняет это различными приёмами: показом иллюстраций с достопримечательностями, загадыванием загадок, чтением стихотворений.

     В основе приёмов ознакомления с родным городом должны присутствовать следующие  принципы:

  • принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не пассивно перенимают его опыт;
  • принцип наглядности – богатое и разнообразное представление наглядного материала: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
  • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, что формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий  и стремиться к достижению результата;
  • игровой принцип – усвоение и закрепление полученных знаний в игре (настольные и сюжетно-ролевые игры, тематические сценки, постановки);
  • принцип последовательности – изучение познавательного материала должно проходить последовательно, от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.

     Основным  приёмом при ознакомлении с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для детей. При этом следует учитывать следующее:

  • сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, схемами, рисунками;
  • обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому (можно спросить: как вы думаете, почему именно на этом месте было решено построить город, откуда такое название, что оно может обозначать?);
  • не называть дат: они затрудняют восприятие материала. Использовать такие выражения: «это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими как вы» или «это было очень давно, когда ваших мам, пап, бабушек и дедушке ещё не было на свете»;
  • использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов объяснять, не употреблять специальной терминологии.

     Каждый  момент ознакомления с родным городом  должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину.

     Работа  по ознакомлению с городом должна проводиться систематически, последовательно, на плановой основе, с использованием различных форм (занятия, экскурсии, вечера встреч, посещение музеев и  т.д.) по следующим направлениям:

     Самообразование педагога:

  • изучение истории города, его культурных ценностей, промышленных предприятий, природного окружения, посещения музеев, встречи с интересными людьми и т.д.;
  • составление плана работы на диагностической основе, наработке практического и методического материала.

    Создание  предметно-развивающей  среды:

  • организация фотовыставки достопримечательностей города, семейных фотографий: «Наше любимое место в городе», «Город в прошлом и настоящем»;
  • создание музеев «Боевой славы», «Старинной утвари» и т.д.;
  • организация выставок художественных произведений, работ знаменитых людей города, выставок детских работ «Золотая осень в Москве», «Наш район Братеево», «Река Городня зимой» и т.д.

    Работа  с детьми:

  • занятие по познавательному развитию: «Наш любимый город», «Герои нашего города», «Трудовые будни Москвы»;
  • занятие по продуктивным видам деятельности: «Зимний город», «Любимый город вечером», «Улицы родного города», «Животные нашего зоопарка», «Пернатые жители города» и т.д.;
  • ознакомление с художественной литературой: чтение художественной и познавательной литературы о городе, произведений писателей родного города;
  • экскурсии по улицам города, на предприятия, в парк, в музей, на Красную площадь;
  • проведение праздников и развлечений: «Я знаю свой город», «Просмотр любительских видеофильмов», викторина «Знатоки природы родного города» и т.д.;
  • игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры («Угадай по контуру», «Собери и назови», «Чья продукция», «Узнай памятник») с использованием фотографий и рисунков объектов, предприятий, знаменитых людей города.

     Работа  с родителями:

  • проведение консультаций: «Вместе с детьми узнаем город заново», «Всё начинается с малого», «Истоки любви к Родине», «Поговорим о наших земляках»;
  • проведение праздников и викторин: «Колесо истории», «Жители деревни Братеевка», «Здесь всё моё, здесь всё родное»;
  • организация вечеров встреч: «Ты помнишь, как всё начиналось?», «Никто не забыт, ничто не забыто».

     Проводимая  таким образом работа поможет  обогатить знание детей о прошлом  и настоящем родного города, воспитать  чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут.

  1. Анализ педагогического опыта студента на примере одной возрастной группы.

     Свою  работу по ознакомлению детей с родным городом провожу по следующим  направлениям: история города, достопримечательности  города, символика России и труд взрослых. Поставленные задачи реализую через все виды деятельности: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, труд и изодеятельность, игра, работа с родителями. Разработала перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов по картинкам, экскурсии и пешеходные прогулки, встречи с интересными людьми, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города.

     Для определения сформированности знаний о своем городе было опрошено 10 детей 1 «В» класса из группы продленного дня № 4 ГОУ СОШ № 867. Детям в индивидуальной форме предлагалось ответить на 9 вопросов:

  1. Как называется страна, в которой ты живешь?
  2. Как называется город, в котором ты живешь?
  3. Кто основал наш город?
  4. Сколько городу лет?
  5. Как называется улица, на которой находится твоя школа?
  6. На какой улице ты живешь?
  7. Какие еще улицы города Москвы ты знаешь?
  8. Какие достопримечательности ты знаешь в городе Москве?
  9. Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь (не менее 2-3 имён)?

     Результаты  опроса показали, что название своей страны и города знают 100% детей. Основателя города знают 70% детей. Сколько городу лет знают 40% опрошенных детей. Улицу, на которой находится школа, знают 70% школьников. Улицу, на которой живут, знают 90% детей. Другие названия улиц назвали 50 % детей. Достопримечательности города назвали 80% детей. Великих людей, прославивших наш город, знают 50% детей.

      Таким образом, после проведенного опроса выяснилось, что у большинства опрошенных детей достаточно сформированы знания о родном городе. Данные знания должны оказать положительное влияние в работе по патриотическому воспитанию.

  1. Отражение знаний детей о родном городе в играх, рисунках, рассказах и других видах деятельности.

     После проведения опроса детей я наблюдала и проанализировала их деятельность. Анализ игр показал, что родной город не только остался для детей привлекательным объектом познания, его образ наполнился новым содержанием. Усилился интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу, к стране.

       В работе с устным народным  творчеством дети научились оценивать различные жизненные ситуации, высмеивать недостатки, восхвалять положительные качества людей, сформировалось уважительное отношение к труду. Мы получили представления о национальном женском и мужском костюмах.

     Большой интерес у детей вызвали тряпичные  куклы, которыми играли бабушки. Простой  способ изготовления такой куклы  заключается в закручивании двух лоскутков односторонней ткани. Полученную куклу можно нарядить в соответствии с выбранным образом, что проделывали дети с огромным удовольствием и интересом. Занятия  с такой куклой для детей – источник эмоциональных переживаний: радости и неизменного удивления. Похоже на фокус – не было ничего, и вдруг появился человечек.

Информация о работе Ознакомление детей с родным городом и воспитание любви к нему