Ознакомление детей с родным городом и воспитание любви к нему

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:22, контрольная работа

Краткое описание

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной педагогики, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

Оглавление

Ознакомление с родным городом и воспитание любви к нему – важнейшая задача патриотического воспитания.
Содержание работы по ознакомлению с родным городом.
Методы и приёмы ознакомления с родным городом.
Анализ педагогического опыта студента на примере одной возрастной группы.
Отражение знаний детей о родном городе в играх, рисунках, рассказах и других видах деятельности.
Педагогические выводы.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 47.16 Кб (Скачать)

Департамент образования города Москвы

ГОУ Педагогический колледж №4 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Педагогика».

Специальность 050704 «Дошкольное образование».

Тема: «Ознакомление детей с родным городом и воспитание любви к нему». 
 
 

Выполнила:

студентка 3 курса 

35 группы 

Акинина И.Н.

Проверила:

Семёнова  Г.В. 
 
 

Москва 

2011

План.

  1. Ознакомление с родным городом и воспитание любви к нему – важнейшая задача патриотического воспитания.
  2. Содержание работы по ознакомлению с родным городом.
  3. Методы и приёмы ознакомления с родным городом.
  4. Анализ педагогического опыта студента на примере одной возрастной группы.
  5. Отражение знаний детей о родном городе в играх, рисунках, рассказах и других видах деятельности.
  6. Педагогические выводы.

 

  1. Ознакомление  с родным городом  и воспитание любви  к нему – важнейшая  задача патриотического  воспитания.

     Патриотизм  в современных условиях – это, с одной стороны, преданность  своему Отечеству, а с другой –  сохранение культурной самобытности каждого  народа, входящего в состав России. Патриотическое воспитание подрастающего  поколения всегда являлось одной  из важнейших задач современной  педагогики, ведь детство и юность – самая благодатная пора для  привития священного чувства любви  к Родине. Патриотизм – одна из важнейших  черт всесторонне развитой личности. У детей должно вырабатываться чувство  гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

     Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родной страны, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

     Цель воспитания патриотизма у детей – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

     В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному  вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей, которые не полностью отражают всю полноту данной темы. И это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

     Исходя  из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

  • воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, школе, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

     Данные  задачи решаются во всех видах детской  деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как  воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

     Нравственно-патриотическое воспитание детей — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

     Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, сестре, брату, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

     У каждого народа свои сказки, и все  они передают от поколения к поколению  основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики», — писал К.Д. Ушинский. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

     Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

     Немалое значение для воспитания у детей  интереса и любви к родному  городу имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.

      Период  дошкольного возраста по своим психологическим  характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так  как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность  чувств. Знания, впечатления, пережитые  в детстве, остаются с человеком  на всю жизнь.

      Результатом освоения данного направления является воспитание будущего поколения, обладающего  духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное и историческое прошлое России.

  1. Содержание работы по ознакомлению с родным городом.

     Средствами  патриотического воспитания дошкольников являются само окружение, в котором  они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство, та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране.

     Задача  педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему – природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное и важное для данной местности.

     Любой край, область, даже небольшая деревня  неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор  соответствующего материала позволяет  формировать у детей представление о том, чем славен родной город. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

     Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

  • Четырёхлетний ребёнок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
  • Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.
  • Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.
  • Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.

     Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого  необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами и умельцами.

     В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших  членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной  войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие  важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

     Продолжением  данной работы является знакомство детей  с другими городами России, с гимном, флагом и гербом государства.

     Показать  через малое большое, зависимость  между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что  важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

     Организованная  таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви  к своей стране.

     Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших  и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

     Быть  гражданином, патриотом — это  непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного  отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

     Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у  ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по отношению к некоторым другим нациям. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребёнка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

     К концу дошкольного периода ребёнок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

     Основной  формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия: «Родная семья», «Родной город», «Родная природа», Родная страна», «Родная культура». Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, «Богатыри Земли Русской» — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

       Важно, чтобы темы были связаны  между собой логически и вместе  представляли целостную картину  сведений о России, повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приёмы сравнения (город раньше и теперь), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Информация о работе Ознакомление детей с родным городом и воспитание любви к нему