Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:08, реферат
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов
формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из- за дефектов восприятия и произношения фонем.
По мнению многих авторов, таких как М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Т.А. Ткаченко - язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. Проблема фонетико-фонематического недоразвития речи рассматривается уже много лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением.
Таким образом гипотеза о том, что дети с ФФН характеризуются неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами, наиболее типичными из которых являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции звуки, была подтверждена, а цель достигнута в виде исследования звукопроизношения и создания методических рекомендаций для воспитателей.
2.3. Методические рекомендации для родителей и педагогов
Р. Е. Левина [3], А. А. Леонтьев [28], Т.А. Ткаченко
[17], Л.Е. Журова [9] и др., основными направлениями
работы по развитию речи детей, выделяют:
• формирование полноценных произносительных
навыков;
• развитие фонематического восприятия,
фонематических представлений, доступных
возрасту форм звукового анализа и синтеза.
По мере продвижения ребенка в указанных
направлениях на скорригированном речевом
материале осуществляется:
• развитие у детей внимания к морфологическому
составу слов и изменению слов и их сочетаний
в предложении;
• обогащение словаря детей преимущественно
привлечением внимания к способам словообразования,
к эмоционально-оценочному значению слов;
• воспитание у детей умений правильно
составлять простое распространенное
предложение, а затем и сложное предложение;
употреблять разные конструкции предложений
в самостоятельной связной речи;
• развитие связной речи в процессе работы
над рассказом, пересказом, с постановкой
определенной коррекционной задачи по
автоматизации в речи уточненных в произношении
фонем;
• формирование элементарных навыков
письма и чтения специальными методами
на основе исправленного звукопроизношения
и полноценного фонематического восприятия.
Важно отметить, что формирование элементарных
навыков письма и чтения является одним
из эффективных способов формирования
устной речи для детей с ФФН.
Одновременно воспитатель проводит занятия,
на которых расширяется и уточняется лексика
дошкольников, развивается разговорная,
описательная и повествовательная речь.
Все указанные направления в работе по
коррекции речи взаимосвязаны.
Очень
важным методическим требованием является
особая организация речевого материала
для занятий:
• он должен быть максимально насыщен
изучаемым звуком;
• нарушенные в произношении звуки не
включаются (по мере возможности);
• произношение изучаемого звука отрабатывается
во всех доступных сочетаниях; одновременно
учитывается слоговой состав слов, их
лексическое значение и грамматическая
структура предложения в соответствии
с возрастом.
Помимо специфических логопедических
приемов рекомендуется регулярно применять
упражнения, направленные на развитие
слуховой памяти — запоминание рядов из
3—4 слов; воспроизведение серии простых
действий. Постепенно в упражнения включаются
слова все более сходного звукового состава;
увеличивается их количество. Широко используются
различные виды слоговых упражнений:
• воспроизведение ритмов;
• сочетание отстукивания ритма и проговаривания;
• рифмованные фразы.
Воспитатель ДОУ компенсирующего вида
осуществляет коррекционную направленность
воспитания и обучения на занятиях и во
внеучебное время. Необходимо соблюдать
общий подход к отбору речевого материала
на логопедических занятиях и занятиях
воспитателя. В то же время воспитатель
имеет более широкие возможности закрепления
достигнутых речевых умений и навыков
в детских видах деятельности и в дидактических
играх, представляющих синтез игры и занятия.
Известно, что коммуникативная активность
ребенка проявляется во взаимодействии
ребенка со взрослым и сверстниками наиболее
ярко в игровой деятельности.
Дошкольников с ФФН отличает затрудненность
в установлении контактов, медленная реакция
на действия партнера по общению. Некоторые
дети с ФФН характеризуются стереотипностью
способов общения, их однообразием, эмоциональной
незрелостью. Воспитателю следует специально
создавать ситуации, требующие от ребенка
проявления разных форм общения — ситуативно-делового,
познавательного, личностного. Следует
выявить, когда ребенок проявляет наибольшую
активность, заинтересованность, в какой
ситуации чувствует себя наиболее свободно.
Воспитатель должен демонстрировать образцы
общения, вовлекать пассивных детей, поддерживать
речевую активность. Взрослый должен побуждать
детей к диалогу, поощрять общительность,
соблюдать педагогический такт.
Воспитателю необходимо внимательно прислушиваться
к речи детей и хорошо знать, над какими
разделами коррекции произношения в данный
момент работает логопед. Особые требования
предъявляются к приемам исправления
фонетических и грамматических ошибок.
Воспитатель не должен повторять за ребенком
неверное слово или форму, он должен дать
речевой образец. Если ошибка произошла
в речевом материале, который усвоен основным
составом группы, то следует предложить
ребенку произнести слово правильно. В
противном случае лучше ограничиться
четким произнесением образца. Если ошибка
является распространенной и встречается
у многих детей, нужно обсудить это с логопедом.
Важно научить детей под руководством
воспитателя слышать грамматические и
фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно
их исправлять.
Воспитатель должен побуждать детей к
самостоятельному исправлению ошибок.
В речевых ситуациях, имеющих эмоциональный
характер (игра, оживленный диалог) используется
так называемое отсроченное исправление.
По отношению к детям с проявлениями речевого
негативизма исправление ошибок осуществляется
без фиксации внимания всей группы.
При ознакомлении детей с окружающим миром
воспитатель привлекает внимание к названиям
предметов, объектов. При этом, помимо
возрастных возможностей детей учитывается
состояние фонетической стороны речи,
корригируемой логопедом. В активный словарь
вводятся слова, доступные по звуко-слоговой
структуре. Воспитатель должен следить
за их четким и правильным произношением,
так как, помимо общеразвивающих задач,
он также реализует задачи коррекционной
направленности — осуществляет активное
закрепление навыков произношения.
Проблема
фонетико-фонематического
Целью
нашего эмпирического исследования
являлось изучить особенности
1.Проанализировать
психолого-педагогическую
2. Выявить особенности звукопроизношения у детей с ФФН.
3. Разработать методические
Для своего исследования мы использовали методику, разработанную Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, которая позволила выявить характер нарушения произношения согласных звуков у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
В исследовании принимало участие 8 человек, это были дети шестого года жизни с ФФН, старшей группы МДОУ №11.
В
ходе нашего исследования мы получили
следующие результаты: звукопроизношение
нарушено у 50% детей, т.к. речь детей характеризовалась: пропусками,
искажениями, заменами, наиболее типичными
из которых являются замены звуков на
более простые по месту и способу артикуляции
звуки. Достаточный и средний уровень
был выявлен всего у 4 детей, т.к
именно эти дети наиболее успешно справились
с предложенными им заданиями. Но так же
и преобладает количество детей с низким
уровнем, т.к. у них было выявлено недостаточно
сформированное фонетико-фонематическое
восприятие речи.
1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. Диагностика
нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях
дошкольного образовательного учреждения. / В.П. Балобанова. – СПб.: Детство-пресс, 2001.- 159 с.
2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у
дошкольников. / Н.С. Варенцова. – М.: Просвещение, 1997. – 201с.
3. Левина Р.Е. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996. – 189с.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 234с.
5. Гаркуша Ю.Ф., Боскис Р.М. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. / Ю.Ф. Гаркуша. – М.: Просвещение, 1992. – 145с.
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. – 200с.
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников. / Н.С. Жукова – М.: Лабиринт, 1990. – 197с.
9. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. / Л.Е. Журова. - М.: Просвещение, 1963. – 199с.
10. Каше Г.А., Чистович Л.Ф. Подготовка к школе детей с недостатками речи. /Г.А. Каше. – М.: Владос, 1985. – 99с.
11. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием
фонематического строя речи. /Г.А. Каше. – М.: КАРО, 1978. – 245с.
12. Коноваленко
В.В., Коноваленко С.В.
13. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. / В.В. Коноваленко. – М.: Просвещение, 1998. – 132с.
14. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: КАРО, 2002. – 123с.
15. Коррекционно-педагогическая
работа в дошкольных
16. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. –М.: Просвещение, 1991. – 205с.
17. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: КАРО, 1997. – 165с.
18. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб.: Просвещение, 1999. – 203с.
19. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического
восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.: Дельта, 1998. – 147с.
20. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: Просвещение, 1991. – 157с.
21. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб.: Просвещение, 1996. – 171с.
22. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Просвещение, 2001. – 142с.
23. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М.: Владос, 1999. – 168с.
24. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим
недоразвитием. Воспитание и обучение. / Т.Б. Филичёва – М.: Просвещение, 1999. – 124с.
25. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада. / Т.Б. Филичёва. - М.: КАРО, 1999. – 110с.
26. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном
детском саду. / Т.Б. Филичёва. – М.:Просвещение, 1987. – 96с.
27. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. / Т.Б. Филичёва. – Екатеринбург: Просвещение, 1996. – 171с.
28. Леонтьев А.А. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж: Владос,1997. – 89с.
29. Левина Р.Е. Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Р.Е. Левина, http.www.ds888.wmsite.ru
Информация о работе Особенности звукопроизношения детей с ФФН шестого года жизни