Особенности звукопроизношения детей с ФФН шестого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:08, реферат

Краткое описание

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов
формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из- за дефектов восприятия и произношения фонем.
По мнению многих авторов, таких как М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Т.А. Ткаченко - язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. Проблема фонетико-фонематического недоразвития речи рассматривается уже много лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением.

Файлы: 1 файл

ФФН77.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

 
 
 

     Таким образом гипотеза о том, что дети с ФФН характеризуются  неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами, наиболее типичными из которых являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции звуки, была подтверждена, а цель достигнута в виде исследования звукопроизношения и создания методических рекомендаций для воспитателей.

     2.3. Методические рекомендации для родителей и педагогов

         Р. Е. Левина [3], А. А. Леонтьев [28], Т.А. Ткаченко [17], Л.Е. Журова [9] и др.,  основными направлениями работы по развитию речи детей, выделяют: 
      • формирование полноценных произносительных навыков; 
      • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза. 
      По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется: 
      • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; 
      • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; 
      • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи; 
      • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем; 
      • формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического  восприятия. 
      Важно отметить, что формирование элементарных навыков письма и чтения является одним из эффективных способов формирования устной речи для детей с ФФН. 
      Одновременно воспитатель проводит занятия, на которых расширяется и уточняется лексика дошкольников, развивается разговорная, описательная и повествовательная речь. Все указанные направления в работе по коррекции речи взаимосвязаны.      

     Очень важным методическим требованием является особая организация речевого материала для занятий: 
      • он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком; 
      • нарушенные в произношении звуки не включаются (по мере возможности); 
      • произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях; одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом. 
      Помимо специфических логопедических приемов рекомендуется регулярно применять упражнения, направленные на развитие слуховой памяти — запоминание рядов из 3—4 слов; воспроизведение серии простых действий. Постепенно в упражнения включаются слова все более сходного звукового состава; увеличивается их количество. Широко используются различные виды слоговых упражнений: 
      • воспроизведение ритмов; 
      • сочетание отстукивания ритма и проговаривания; 
      • рифмованные фразы.

          Воспитатель ДОУ компенсирующего вида осуществляет коррекционную направленность воспитания и обучения на занятиях и во внеучебное время. Необходимо соблюдать общий подход к отбору речевого материала на логопедических занятиях и занятиях воспитателя. В то же время воспитатель имеет более широкие возможности закрепления достигнутых речевых умений и навыков в детских видах деятельности и в дидактических играх, представляющих синтез игры и занятия. 
      Известно, что коммуникативная активность ребенка проявляется во взаимодействии ребенка со взрослым и сверстниками наиболее ярко в игровой деятельности. 
      Дошкольников с ФФН отличает затрудненность в установлении контактов, медленная реакция на действия партнера по общению. Некоторые дети с ФФН характеризуются стереотипностью способов общения, их однообразием, эмоциональной незрелостью. Воспитателю следует специально создавать ситуации, требующие от ребенка проявления разных форм общения — ситуативно-делового, познавательного, личностного. Следует выявить, когда ребенок проявляет наибольшую активность, заинтересованность, в какой ситуации чувствует себя наиболее свободно. Воспитатель должен демонстрировать образцы общения, вовлекать пассивных детей, поддерживать речевую активность. Взрослый должен побуждать детей к диалогу, поощрять общительность, соблюдать педагогический такт. 
      Воспитателю необходимо внимательно прислушиваться к речи детей и хорошо знать, над какими разделами коррекции произношения в данный момент работает логопед. Особые требования предъявляются к приемам исправления фонетических и грамматических ошибок. Воспитатель не должен повторять за ребенком неверное слово или форму, он должен дать речевой образец. Если ошибка произошла в речевом материале, который усвоен основным составом группы, то следует предложить ребенку произнести слово правильно. В противном случае лучше ограничиться четким произнесением образца. Если ошибка является распространенной и встречается у многих детей, нужно обсудить это с логопедом. 
      Важно научить детей под руководством воспитателя слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно их исправлять. 
      Воспитатель должен побуждать детей к самостоятельному исправлению ошибок. В речевых ситуациях, имеющих эмоциональный характер (игра, оживленный диалог) используется так называемое отсроченное исправление. По отношению к детям с проявлениями речевого негативизма исправление ошибок осуществляется без фиксации внимания всей группы. 
      При ознакомлении детей с окружающим миром воспитатель привлекает внимание к названиям предметов, объектов. При этом, помимо возрастных возможностей детей учитывается состояние фонетической стороны речи, корригируемой логопедом. В активный словарь вводятся слова, доступные по звуко-слоговой структуре. Воспитатель должен следить за их четким и правильным произношением, так как, помимо общеразвивающих задач, он также реализует задачи коррекционной направленности — осуществляет активное закрепление навыков произношения.
 
 
 
 
 
 

                                                                                                
 

                                                           
 

                                                       
 
 
 
 
 
 

                                                         
 
 
 
 
 
 

                                                        Заключение  

     Проблема  фонетико-фонематического недоразвития речи рассматривается уже много лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением. Современные знания о ФФН в нашей стране связаны, главным образом, с идеями  А.Н. Гвоздева, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркиной, которые уже многие годы лежат в основе отечественной теории и практики изучения ФФН у детей, сохраняя своё значение и теперь.

     Целью нашего эмпирического исследования являлось изучить особенности звукопроизношения  у дошкольников с ФФН. Мы ставили перед собой следующие задачи:

     1.Проанализировать  психолого-педагогическую литературу.

     2. Выявить особенности звукопроизношения у детей с ФФН.

          3. Разработать методические рекомендации  по развитию звукопроизношения  детей с ФФН старшей группы.

       Для своего исследования мы  использовали методику, разработанную Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, которая позволила выявить характер нарушения произношения согласных звуков у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

     В исследовании принимало участие 8 человек, это были дети шестого года жизни с ФФН, старшей группы МДОУ №11.

     В ходе нашего исследования мы получили следующие результаты: звукопроизношение нарушено у 50% детей, т.к. речь детей характеризовалась: пропусками, искажениями, заменами, наиболее типичными из которых являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции звуки. Достаточный и средний уровень был выявлен  всего  у 4 детей, т.к именно эти дети наиболее успешно справились с предложенными им заданиями. Но так же и преобладает количество детей с низким уровнем, т.к. у них было выявлено недостаточно сформированное фонетико-фонематическое восприятие речи. 
 

                                                           

                                                             Библиографический список  
 

     1. Балобанова В.П., Богданова  Л.Г.,  Венедиктова  Л.В.   Диагностика

     нарушений речи у детей и организация  логопедической  работы  в  условиях

    дошкольного образовательного учреждения. / В.П. Балобанова. – СПб.: Детство-пресс, 2001.- 159 с.

     2.  Варенцова  Н.С.,  Колесникова   Е.В.  Развитие  фонематического   слуха  у

     дошкольников. / Н.С. Варенцова. – М.: Просвещение, 1997. – 201с.

     3. Левина Р.Е. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996. – 189с.

    4. Гвоздев  А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 234с.

    5. Гаркуша  Ю.Ф., Боскис Р.М. Система коррекционных занятий воспитателя в   детском  саду для детей с нарушениями речи. / Ю.Ф. Гаркуша. – М.: Просвещение, 1992. – 145с.

    7. Ефименкова  Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. – 200с.

     8.  Жукова  Н.С.,  Мастюкова  Е.М.,   Филичёва   Т.Б.   Преодоление   общего

    недоразвития речи у дошкольников. / Н.С. Жукова – М.: Лабиринт, 1990. – 197с.

    9. Журова  Л.Е., Эльконин  Д.Б.  К вопросу о формировании  фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. / Л.Е. Журова. - М.: Просвещение, 1963. – 199с.

    10. Каше  Г.А., Чистович Л.Ф. Подготовка к школе детей с недостатками речи. /Г.А. Каше. – М.: Владос, 1985. – 99с.

     11. Каше Г.А.,  Филичёва  Т.Б.  Программа   обучения  детей  с  недоразвитием

    фонематического строя речи. /Г.А. Каше. – М.: КАРО, 1978. – 245с.

    12. Коноваленко  В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная   работа  воспитателя  в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). /В.В. Коноваленко. – М.: Просвещение, 1998. – 234с.

    13. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные  логопедические  занятия  в подготовительной группе для детей с ФФН. / В.В. Коноваленко. – М.: Просвещение, 1998. – 132с.

    14. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у  дошкольников.  –  М.: КАРО, 2002. – 123с.

    15. Коррекционно-педагогическая  работа в дошкольных учреждениях  для детей  с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Просвещение, 2000. – 234с.

    16. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических  занятиях.  –М.: Просвещение, 1991. – 205с.

    17. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: КАРО, 1997. – 165с.

    18. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб.: Просвещение, 1999. – 203с.

     19.  Ткаченко  Т.А.   Логопедическая   тетрадь.   Развитие   фонематического

    восприятия  и навыков звукового анализа. – СПб.: Дельта, 1998. – 147с.

    20.  Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: Просвещение, 1991. – 157с.

    21.  Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб.: Просвещение, 1996. – 171с.

    22.  Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Просвещение, 2001. – 142с.

    23.  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред.     Дубровиной И.В.- М.: Владос, 1999. – 168с.

     24.  Филичёва   Т.Б.,   Туманова   Т.В.   Дети   с   фонетико-фонематическим

    недоразвитием. Воспитание и обучение. / Т.Б. Филичёва – М.: Просвещение, 1999. – 124с.

     25.  Филичёва  Т.Б.,  Чиркина Г.В.  Подготовка  к школе детей   с   общим

    недоразвитием речи в условиях специального детского сада. / Т.Б. Филичёва. - М.: КАРО, 1999. – 110с.

     26.  Филичёва  Т.Б.,  Чевелева  Н.А.  Логопедическая  работа  в специальном

    детском саду. / Т.Б. Филичёва. – М.:Просвещение, 1987. – 96с.

    27.  Филичёва   Т.Б.,   Соболева   А.В.   Развитие   речи   дошкольника. / Т.Б. Филичёва.  –  Екатеринбург: Просвещение, 1996. – 171с.

    28. Леонтьев А.А. Воспитание у детей правильного  произношения.  –  Воронеж: Владос,1997. – 89с.

    29. Левина Р.Е. Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Р.Е. Левина, http.www.ds888.wmsite.ru


Информация о работе Особенности звукопроизношения детей с ФФН шестого года жизни