Особенности звукопроизношения детей с ФФН шестого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:08, реферат

Краткое описание

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов
формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из- за дефектов восприятия и произношения фонем.
По мнению многих авторов, таких как М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Т.А. Ткаченко - язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. Проблема фонетико-фонематического недоразвития речи рассматривается уже много лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением.

Файлы: 1 файл

ФФН77.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

                                                                 Введение  

         Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов

формирования  произношения у детей с различными речевыми  расстройствами  из- за дефектов восприятия и произношения фонем. 

     По  мнению многих авторов, таких как  М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Т.А. Ткаченко - язык  является  средством  общения  людей  в  силу  своей  материальной звуковой природы. Усвоение  звуковой  системы  речи  представляет  собой  ту основу,  на  которой  строится  овладение  языком  как  основным   средством общения. Проблема фонетико-фонематического недоразвития речи рассматривается уже много лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением. Современные знания о ФФН в нашей стране связаны, главным образом, с идеями  А.Н. Гвоздева, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркиной, которые уже многие годы лежат в основе отечественной теории и практики изучения ФФН у детей, сохраняя своё значение и теперь.

     Гипотеза: дети с ФФН характеризуются неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами, наиболее типичными из которых являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции звуки.

     Обьект  исследования: речь детей с ФФН старшей группы дошкольного общеобразовательного учреждения.

     Предмет исследования: состояние звукопроизношения детей с ФФН старшей группы.

     Цель  исследования: изучить особенности звукопроизношения у дошкольников с ФФН.

     Задачи  исследования:

     1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу.

      2. Выявить особенности звукопроизношения у детей с ФФН.  
 

     3. Разработать методические рекомендации по развитию звукопроизношения детей с ФФН старшей группы.

     База  исследования: МДОУ №11 г. Комсомольска – на - Амуре. В эксперименте принимали участие 8 детей старшего дошкольного возраста с речевым заключением фонетико – фонематическое недоразвитие речи, из них 5 девочек и 3 мальчика.

     Теоретическая значимость данной работы заключается в  обобщении представлений об особенностях звукопроизношения детей старшей группы с ФФН.

          Практическая значимость данной  работы заключается в разработке  методических рекомендаций, которые  могут использоваться логопедами, воспитателями и родителями.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава I. Теоретические основы развития фонетико – фонематической стороны речи в онтогенезе и особенностей речи детей с ФФН. 

          1.1.  Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе 

     Как считает Г.А. Каше, в усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных  процесса: процесс  развития  произносительной  стороны   речи   и   процесс   развития восприятия звуков речи. Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить  с появления первых слов  (к  одному  году).  К  двум  годам  произношение  ещё несовершенно:  нечётко  произносятся  многие  звуки,  смягчаются   согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов. К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных  слов,  наблюдаются  частые  замены звуков, сокращения слов,  пропуски слогов. К четырем  годам  почти  исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты  замены (р-л, р-ч), удлиняется  структура многосложных  слов.  К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить  все  звуки,  отчетливо  воспроизводить звукослоговую структуру слов. Для полноценного усвоения  звуковой  структуры  речи  большое  значение имеет фонематическое восприятие. Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым,  строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии  воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук,  обладающий  определённой  ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится  до  одного года, затем сменяется периодом  фонематического  развития  речи.  Р.Е.Левина наметила несколько этапов развития языкового  сознания  детей:  от  различия далёких друг от друга фонем  до  формирования  тонких  и  дифференцированных звуковых образов слов. Выделяют   несколько   уровней    фонематического    развития    детей. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым  понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При  восприятии  речи  слова  не расчленяются, их звуковой состав  не  осознаётся.  Позднее  дети  овладевают фонематическим анализом и синтезом.[10]

     Как утверждает Н.А. Никашина, развитие речи в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

         Р.Е.Левина, Н.А.Никашина,  Р.М.Боскис,  Г.А.Каше  считают, что дети с  ФФНР  –  это  дети  с  ринолалией,  дизартрией,  дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Они отводят  большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности  воспринимать звуки речи (фонемы).

          По  данным  Т.А.Ткаченко,  развитие  фонематического   восприятия положительно  влияет  на  формирование  всей  фонетической  стороны  речи  и слоговой структуры слов. Без  достаточной  сформированности   фонематического   восприятия, невозможно становление его высшей  ступени  -  звукового  анализа.  Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные  элементы  (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

        Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом  в

коррекции  речевого  недоразвития  является  фонематическое   восприятие   и звуковой анализ». У детей с сочетанием нарушения  произношения  и  восприятия  фонем отмечается  незаконченность   процессов   формирования   артикулирования   и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

        Р.М.Боскис,  Р.Е.Левина,  Н.Х.Швачкин,  Л.Ф.Чистович, считают, что при  нарушении  артикуляции  слышимого  звука  может  в  разной степени ухудшаться и его восприятие. Уровень развития фонематического слуха детей влияет  на  овладение звуковым анализом. Степень  недоразвития  фонематического  восприятия  может быть различна. Данные авторы выделяют следующие его уровни:

     1. Первичный  уровень.  Фонематическое  восприятие  нарушено  первично.

Предпосылки к овладению  звуковым  анализом  и  уровень  действий  звукового анализа сформированы недостаточно.

     2. Вторичный  уровень.  Фонематическое  восприятие  нарушено  вторично. Наблюдаются нарушения речевых  кинестезий  вследствие  анатомических

дефектов  органов  речи.  Нарушено  нормальное  слухопроизносительное взаимодействие важнейший механизм развития произношения. Характер нарушенного звукопроизношения у  детей  с  ФФНР  указывает  на низкий  уровень  развития   фонематического   восприятия.   Они   испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в  момент произнесения того или иного звука или слога. Такие  же  трудности  возникают при повторении за логопедом слогов с парными  звуками,  при  самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук,  при  выделении  начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

       Р.Е. Левина в фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляет  несколько состояний:

- трудности  в анализе нарушенных в произношении звуков;

- при  сформированной артикуляции неразличение  звуков, относящихся

к разным фонетическим группам;

- невозможность  определить наличие и последовательность  звуков в слове. [3]

           Таким образом,  в процессе онтогенеза развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

1.2. Особенности речи детей с ФФНР

          Известный автор Т.Б. Филичева считает, что состояние звукопроизношения этих детей     характеризуется следующими особенностями:

1. Отсутствие  в речи тех или иных звуков  и замены  звуков.  Сложные   по артикуляции звуки  заменяются  простыми  по  артикуляции,  например: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или замена  его другим  по  артикуляционному признаку создаёт условия для  смешения  соответствующих  фонем.  При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически,  у  ребёнка формируется  артикулема,  но  сам   процесс   фонемообразования   не заканчивается. Трудности различения  близких  звуков,  принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и  на письме. Количество неправильно употребляемых  в  речи  звуков  может

достигать большого числа –  до  16  –  20.  Чаще  всего  оказываются несформированными свистящие и  шипящие    ([с]-[с`],[з]-[з`], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]);[т`]  и [д`];  звуки   [л],[р],[р`];   звонкие замещаются  парными  глухими;  недостаточно  противопоставлены  пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный [й];гласный [ы].

2.  Замены  группы  звуков  диффузной   артикуляцией.  Вместо  двух  или нескольких  артикуляционно  близких  звуков  произносится   средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш],  вместо  [ч]  и [т]-нечто вроде смягчённого [ч].

               Причинами   таких   замен   является   недостаточная   сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения,  где  одна  фонема заменяется  другой,  что  ведёт   к   искажению   смысла   слова,   называют фонематическим.

3. Нестойкое  употребление звуков в речи. Некоторые  звуки по  инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже  слово  в  разном контексте или при повторении  произносит  различно.  Бывает,  что  у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки  другой  - искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

4. Искажённое  произношение одного или нескольких  звуков. Ребёнок  может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков  из  разных  групп.  Относительное благополучие   звукопроизношения    может    маскировать    глубокое недоразвитие фонематических процессов. Причиной искажённого произношения звуков обычно является  недостаточная сформированность   артикуляционной   моторики   или   её   нарушения.    Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов. Знание  форм  нарушения  звукопроизношения  помогает   определить методику работы с  детьми.  При  фонетических  нарушениях  большое  внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой  и  общей  моторики,  при фонематических нарушениях развитию фонематического слуха. [11]

     При наличии большого количества дефектных  звуков у  детей  с  ФФНР нарушается  слоговая  структура  слова  и  произношение  слов  со  стечением согласных: вместо скатерть –  они  говорят  «катиль»  или  «катеть»,  вместо велосипед – «сипед».

         Кроме  перечисленных  особенностей   произношения   и   фонематического восприятия у детей с ФФНР  наблюдаются:  общая  смазанность  речи,  нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря  и  грамматического  строя речи (ошибки в падежных  окончаниях,  употребление  предлогов,  согласовании прилагательных и числительных с существительными). Проявления речевого недоразвития  у  данной  группы  детей  выражены  в большинстве случаев не резко.             Таким образом, только  при специальном обследовании  речи выявляются разнообразные ошибки.

1.3. Методика обследования  детей с ФФН старшей группы

     В первую очередь, по методике Г.А. Каше, Т.Б.Филичевой[11] необходимо выяснить, в чем выражаются недостатки произношения, проверить, как ребенок произносит звуки речи — отдельно и в словах. Более точное представление об особенностях произношения можно составить, используя для обследования набор разных картинок. Ребенку предъявляется каждая картинка, и он должен назвать, что на ней изображено. Так как недостатки произношения касаются определенных звуков, то в этот набор должны быть включены картинки, в названиях которых есть свистящие и шипящие, звонкие и глухие, а также сонорные и л) звуки. Вот примерный перечень того, что может быть изображено на картинках для выявления произношения звуков:

Информация о работе Особенности звукопроизношения детей с ФФН шестого года жизни