Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:08, реферат
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов
формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из- за дефектов восприятия и произношения фонем.
По мнению многих авторов, таких как М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Т.А. Ткаченко - язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. Проблема фонетико-фонематического недоразвития речи рассматривается уже много лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением.
свистящих: сумка, стол, лиса, матрос, зонт, коза, звезда, цапля, яйцо, огурец;
шипящих: шарф, кошка, карандаш, жук, ножи, чайник, очки, обруч, щетка, ящик, плащ;
звонких и глухих: бусы, рыба, бабочка, пенал, паук, суп, дым, удочка, туфли, батон, рот, гуси, грибы, вагон, конфета, кролик, рука, лук;
сонорных (р и л): рак, корова, крыло, повар, лампа, пила, стул.[11]
Как считает Г.А.Каше [11], если нет картинок, то можно предложить ребенку назвать указываемые учителем некоторые части тела, например: нос, волосы, зубы, глаза, лицо, пальцы, шею, живот, плечо, щеки, брови, голову, руку, рот. В названных ребенком словах, обозначающих части тела, имеются все звуки, которые чаще других являются нарушенными.
Кроме того, можно предложить повторить предложения со словами, максимально насыщенными обследуемыми звуками, типа: У Зины заноза (звук з); Сережа уступил старушке место в автобусе (звук с); У забора затеяли драку рыжий щенок Дружок и черная кошка Мурка (звуки з, б, д, ж, р): Старая бабушка вязала шерстяные чулки для своей внучки (звуки с, з, ш, ж, ч) и т.д.
Определив,
какие звуки ребенок
Результаты обследования произношения отдельных звуков фиксируются вслед за произнесением их ребенком с указанием характера дефекта. Отмечается, произносит ли ребенок звук, р правильно или искаженно, а если искаженно, то как: отсутствует ли звук; замещается ли другим звуком и каким, например ш-с. Неправильное произношение звуков в словах сопоставляется с недостатками произношения отдельных звуков, и, если имеется разница, это отмечается.
Бывает так, что ребенок умеет произносить звуки отдельно, а в словах и в развернутой речи смешивает их (с↔ш) или заменяет (р=л). Поэтому, проверив произношение звуков отдельно и в словах, следует выяснить, как дети используют их в самостоятельной речи. С этой целью нужно внимательно прислушиваться к речи детей в процессе общения с ними, к разговорам детей друг с другом и их ответам на уроках. Особое внимание следует обратить на произношение детьми звонких согласных. Нередко можно наблюдать, что ребенок умеет правильно произносить звонкие согласные, а в речи их употребляет не всегда или произносит с недостаточным озвончением.
В некоторых случаях не удается выявить существенных дефектов в произношении отдельных звуков, но в словах эти звуки звучат не совсем отчетливо, с вялой артикуляцией. Это тоже должно фиксироваться, так как «смазанная», недостаточно четкая артикуляция может быть признаком слабого различения звуков и привести к затруднениям при чтении и письме.
При обследовании произношения необходимо также выявить, как ребенок произносит слова со стечением согласных в разных позициях (в начале слова, конце, середине), многосложные слова, слова с наличием сходных звуков, чтобы определить, нет ли у него трудностей в произношении слов с различной слоговой структурой. С этой целью можно попросить ребенка произнести слова типа стрекоза, выстрел, корабль, термометр, кораблекрушение или фразу: Регулировщик управляет уличным движением у железнодорожного моста и т.д.
При
обследовании фонематического восприятия
используют различные задания, в
том числе — исключающие
По мнению многих авторов, таких как Р.М. Боскис, Л.Ф. Чистович, Р.Е. Левина, хорошим диагностическим приемом, помогающим выявить уровень развития фонематического восприятия, является подбор картинок, названия которых начинаются с определенного звука. При этом необходимо одновременно давать для отбора и картинки, названия которых начинаются со звуков, наиболее часто смешиваемых с заданным, и с других, не подлежащих отбору звуков. Если у ребенка имеются трудности в различении, они при этом обнаруживаются. Этот прием можно видоизменить, предложив распределить картинки по группам: в одной группе картинки, названия которых начинаются со звука с, в другой — со звука з, в третьей — со звука ши т.д. Вот примерный перечень картинок, которые можно использовать при обследовании различения свистящих и шипящих звуков: шар, сани, жук, зонт, шуба, шарф, щука, цыпленок, сапоги, сумка, сани, замок, шапка, голубь, чулки, цепь, марка, желудь, часы.
Можно также проверить, как ученик различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу: дочка — точка, гость — кость, башня — пашня, мишка — миска, софа — сова, Саша — сажа, коза — кожа, роса — роза.
Некоторые представления об уровне развития фонематического восприятия дают наблюдения над тем, насколько ученик умеет различать неправильное произношение звуков в чужой речи. Установлено, что дети, в произношении которых имеются смешения и замены звуков, не замечают недостатки произношения в чужой речи и не умеют контролировать на слух свою собственную речь.
Итак, в результате использования указанных приемов можно получить представление об уровне сформированности у детей фонематических процессов. Сопоставляя полученные данные с характером нарушения произношения, а именно: проявляется ли оно искажением отдельных звуков или смешением и заменой оппозиционных и коррелирующих звуков (с—ш; б—п; р—л и т.д.), учитель сможет сделать четкое и обоснованное заключение о том, является ли дефект звукопроизношения самостоятельным видом речевого нарушения или входит в структуру фонематического недоразвития в качестве одного из его компонентов.
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей звукопроизношения детей с ФФН старшей группы.
2.1. Организация исследования
Исследование особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФН проводилось в МДОУ №11, в конце 1-го полугодия , 17 мая, 2010 года. В обследовании участвовало 8 детей, посещающих занятия с логопедом и имеющих в анамнезе ФФН. Возраст детей на момент обследования - 6 лет.
Нами был организован эксперимент, целью которого было выявить особенности звукопроизношения детей старшей группы с ФФН. Для этого была использована интересная методика, разработанная Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой [11]. Данная методика позволила выявить характер нарушения произношения согласных звуков у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Эксперимент состоял из четырёх заданий.
Задание 1.
Ребёнку предлагалось произнести звук изолированно. Для этого мы использовали приём звукоподражания, например:
- Как спускается колесо? (с - с - с)
- Как шипит змея? (ш - ш - ш)
Задание
2.
Ребёнку предлагалось повторить за мной предложения со словами, максимально насыщенными обследуемыми звуками, типа: У Зины заноза (звук з); Сережа уступил старушке место в автобусе (звук с); У забора затеяли драку рыжий щенок Дружок и черная кошка Мурка (звуки з, б, д, ж, р): Старая бабушка вязала шерстяные чулки для своей внучки (звуки с, з, ш, ж, ч).
Задание 3.
Ребенку предлагалось повторить отдельные слоги, состоящие из звуков, которые он неправильно произносил в словах. Слоги подбирались в соответствии со звуками, неправильно произносимыми в словах.
Задание 4.
Ребенку предъявлялась каждая картинка, и он должен был назвать, что на ней изображено. Так как недостатки произношения касаются определенных звуков, то в этот набор были включены картинки, в названиях которых есть свистящие и шипящие, звонкие и глухие, а также сонорные (р и л) звуки. Вот примерный перечень того, что было изображено на картинках для выявления произношения звуков:
свистящих: солнце, собака, сыр, рис, цыплёнок, яйцо, звонок;
шипящих:шишка, кошка, шахматы, жук, чашка, очки, плащ;
звонких и глухих: бусы, рыба, бабочка, пенал, паук, суп, дым, удочка, туфли, батон, рот, гуси, грибы, вагон, конфета, кролик, рука, лук;
сонорных (р и л): рак, корова, крыло, повар, лампа, пила, стул.
Все ответы детей фиксировались нами. Таким образом, нами было проведено обследование на состояние звукопроизношения детей старшей группы с ФФН.
2.2. Анализ результатов
Мы исследовали состояние звукопроизношения у 8 детей. Исследование уровня звукопроизношения у детей с ФФН дали следующие результаты.
Для оценки уровня сформированности звукопроизношения у детей старшего возраста, мы исследовали основные ее показатели: чёткость речи, умение отражённо произнести предложение; так же мы рассматривали количественную оценку предложений
Проанализировав все эти показатели, нами были выделены уровни речи детей:
I(достаточный) – малое преобладание отставания в уровне овладения звукопроизношением (чёткая, не смазанная речь, в речи нет искажений слов, ребёнок умеет правильно отражённо произнести предложение).
II(средний) – стойкое, нерезкое отставание в уровне овладения звукопроизношением (неспособность полностью отражённо произнести предложение, не частые искажения слов).
III (низкий) - выраженное отставание в звукопроизношении (неспособность произнести отражённо предложение, грубые искажения слов, речь смазанная еле понятная окружающим, нарушено произношение почти всех групп звуков).
В связи с показателями мы составили диаграмму
Рис.1
Исследование показало, что звукопроизношение нарушено у 50% детей, т.к. речь детей характеризовалась: пропусками, искажениями, заменами, наиболее типичными из которых являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции звуки. Достаточный и средний уровень был выявлен всего у 4 детей, т.к именно эти дети наиболее успешно справились с предложенными им заданиями. Но так же и преобладает количество детей с низким уровнем, т.к. у них было выявлено недостаточно сформированное фонетико-фонематическое восприятие речи.
Также нами была составлена таблица 1 характера нарушения произношения согласных звуков у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Таблица 1
Имя. | Отсутствующий звук | Звук заменитель | Искажения | Смешиваемые звуки |
Таня
Фахеева, 6 лет.
ФФН, (дислалия) |
з
р, р' х ш, с, щ |
д
л, л' к т |
||
Оля
Малыгина, 6 лет.
ФФН, (дислалия) |
б
в ц,з г д ч |
п
ф с к т т' |
||
Катя
Ожёгова, 6 лет.
ФФН, (дислалия) |
л
щ ч |
йот
с' т' |
р-горловое
с,с',з,з',ц -межзубное |
|
Костя
Верин, 6 лет.
ФФН, (дислалия) |
р
г д б |
л
к т п |
с-з-ш-щ-ж смешения в различных вариантах | |
Даша
Цыбуля, 6 лет.
ФФН, (ринолалия) |
л
ц |
н
т |
р -велярное
д, д', к, к', г, г' приглушенно - ослабленное |
|
Егор
Фахрушин, 6 лет.
ФФН, (ринолалия) |
л
ц |
йот
с |
Р - велярное
К,к', г, г' приглушенно-ослабленое |
|
Марина
Аленко, 6 лет.
ФФН, (дизартрия) |
л
ч ц |
йот
т' с |
с,с',з,з', ш,ж,щ -
боковое
р -горловое |
|
Паша
Тюкавкин, 6 лет.
ФФН, (дизартрия) |
ц,с
л |
т'
ы |
ш, ж -заднеязычное
произношение
р как г |
Информация о работе Особенности звукопроизношения детей с ФФН шестого года жизни