Особенности звукопроизношения детей с ФФН шестого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:08, реферат

Краткое описание

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов
формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из- за дефектов восприятия и произношения фонем.
По мнению многих авторов, таких как М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Т.А. Ткаченко - язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. Проблема фонетико-фонематического недоразвития речи рассматривается уже много лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением.

Файлы: 1 файл

ФФН77.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     свистящих: сумка, стол, лиса, матрос, зонт, коза, звезда, цапля, яйцо, огурец;

     шипящих: шарф, кошка, карандаш, жук, ножи, чайник, очки, обруч, щетка, ящик, плащ;

     звонких и глухих: бусы, рыба, бабочка, пенал, паук, суп, дым, удочка, туфли, батон, рот, гуси, грибы, вагон, конфета, кролик, рука, лук;

     сонорных  и л): рак, корова, крыло, повар, лампа, пила, стул.[11]

Как считает Г.А.Каше [11], если нет картинок, то можно предложить ребенку назвать указываемые учителем некоторые части тела, например: нос, волосы, зубы, глаза, лицо, пальцы, шею, живот, плечо, щеки, брови, голову, руку, рот. В названных ребенком словах, обозначающих части тела, имеются все звуки, которые чаще других являются нарушенными.

     Кроме того, можно предложить повторить  предложения со словами, максимально  насыщенными обследуемыми звуками, типа: У Зины заноза (звук з); Сережа уступил старушке место в автобусе (звук с); У забора затеяли драку рыжий щенок Дружок и черная кошка Мурка (звуки з, б, д, ж, р): Старая бабушка вязала шерстяные чулки для своей внучки (звуки с, з, ш, ж, ч) и т.д.

     Определив, какие звуки ребенок неправильно  произносит в словах, следует проверить, умеет ли он произносить их изолированно. Ребенку предлагается повторить отдельные слоги, например са, за, ша и т.д., состоящие из звуков, которые он неправильно произносил в словах.

     Результаты  обследования произношения отдельных  звуков фиксируются вслед за произнесением их ребенком с указанием характера дефекта. Отмечается, произносит ли ребенок звук, р правильно или искаженно, а если искаженно, то как: отсутствует ли звук; замещается ли другим звуком и каким, например ш-с. Неправильное произношение звуков в словах сопоставляется с недостатками произношения отдельных звуков, и, если имеется разница, это отмечается.

     Бывает  так, что ребенок умеет произносить  звуки отдельно, а в словах и  в развернутой речи смешивает  их (с↔ш) или заменяет (р=л). Поэтому, проверив произношение звуков отдельно и в словах, следует выяснить, как дети используют их в самостоятельной речи.  С этой целью нужно внимательно прислушиваться к речи детей в процессе общения с ними, к разговорам детей друг с другом и их ответам на уроках. Особое внимание следует обратить на произношение детьми звонких согласных. Нередко можно наблюдать, что ребенок умеет правильно произносить звонкие согласные, а в речи их употребляет не всегда или произносит с недостаточным озвончением.

     В некоторых случаях не удается выявить существенных дефектов в произношении отдельных звуков, но в словах эти звуки звучат не совсем отчетливо, с вялой артикуляцией. Это тоже должно фиксироваться, так как «смазанная», недостаточно четкая артикуляция может быть признаком слабого различения звуков и привести к затруднениям при чтении и письме.

     При обследовании произношения необходимо также выявить, как ребенок произносит слова со стечением согласных  в разных позициях (в начале слова, конце, середине), многосложные слова, слова с наличием сходных звуков, чтобы определить, нет ли у него трудностей в произношении слов с различной слоговой структурой. С этой целью можно попросить ребенка произнести слова типа стрекоза, выстрел, корабль, термометр, кораблекрушение или фразу: Регулировщик управляет уличным движением у железнодорожного моста и т.д.

     При обследовании фонематического восприятия используют различные задания, в  том числе — исключающие проговаривание. С этой целью практикуют задания, при которых ребенку предлагается поднять руку, написать или показать соответствующую букву в ответ на произнесение учителем исследуемого звука. Причем этот звук предъявляется на фоне других звуков, как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, выделить звук или слог из звукового или слогового ряда: с, ш, з, ж, ц, ч, щ; са—ша, зо, жу, ца, чи, ще.

     По  мнению многих авторов, таких как  Р.М. Боскис, Л.Ф. Чистович, Р.Е. Левина, хорошим диагностическим приемом, помогающим выявить уровень развития фонематического восприятия, является подбор картинок, названия которых начинаются с определенного звука. При этом необходимо одновременно давать для отбора и картинки, названия которых начинаются со звуков, наиболее часто смешиваемых с заданным, и с других, не подлежащих отбору звуков. Если у ребенка имеются трудности в различении, они при этом обнаруживаются. Этот прием можно видоизменить, предложив распределить картинки по группам: в одной группе картинки, названия которых начинаются со звука с, в другой — со звука з, в третьей — со звука ши т.д. Вот примерный перечень картинок, которые можно использовать при обследовании различения свистящих и шипящих звуков: шар, сани, жук, зонт, шуба, шарф, щука, цыпленок, сапоги, сумка, сани, замок, шапка, голубь, чулки, цепь, марка, желудь, часы.

     Можно также проверить, как ученик различает  слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу: дочка точка, гость кость, башня пашня, мишка миска, софа сова, Саша сажа, коза кожа, роса роза.

     Некоторые представления об уровне развития фонематического восприятия дают наблюдения над тем, насколько ученик умеет различать неправильное произношение звуков в чужой речи. Установлено, что дети, в произношении которых имеются смешения и замены звуков, не замечают недостатки произношения в чужой речи и не умеют контролировать на слух свою собственную речь.

             Итак, в результате использования указанных приемов можно получить представление об уровне сформированности у детей фонематических процессов. Сопоставляя полученные данные с характером нарушения произношения, а именно: проявляется ли оно искажением отдельных звуков или смешением и заменой оппозиционных и коррелирующих звуков (с—ш; б—п; р—л и т.д.), учитель сможет сделать четкое и обоснованное заключение о том, является ли дефект звукопроизношения самостоятельным видом речевого нарушения или входит в структуру фонематического недоразвития в качестве одного из его компонентов.

                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Эмпирическое исследование особенностей звукопроизношения детей с ФФН старшей группы.

2.1. Организация исследования

Исследование  особенностей звукопроизношения у  детей старшего дошкольного возраста с ФФН проводилось в МДОУ №11, в конце 1-го полугодия , 17 мая, 2010 года. В обследовании участвовало 8 детей, посещающих занятия с логопедом и имеющих в анамнезе ФФН. Возраст детей на момент обследования - 6 лет.

     Нами  был организован эксперимент, целью которого было выявить особенности звукопроизношения детей старшей группы с ФФН. Для  этого была использована интересная методика, разработанная Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой [11]. Данная методика позволила выявить характер нарушения произношения согласных звуков у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

     Эксперимент состоял из четырёх заданий.

Задание 1.

Ребёнку предлагалось произнести звук изолированно. Для этого мы использовали приём звукоподражания, например:

- Как спускается  колесо? (с - с - с)

- Как шипит  змея? (ш - ш - ш)

Задание 2. 

     Ребёнку предлагалось повторить за мной предложения  со словами, максимально насыщенными обследуемыми звуками, типа: У Зины заноза (звук з); Сережа уступил старушке место в автобусе (звук с); У забора затеяли драку рыжий щенок Дружок и черная кошка Мурка (звуки з, б, д, ж, р): Старая бабушка вязала шерстяные чулки для своей внучки (звуки с, з, ш, ж, ч).

Задание 3.

      Ребенку предлагалось повторить отдельные слоги, состоящие из звуков, которые он неправильно произносил в словах. Слоги подбирались в соответствии со звуками, неправильно произносимыми в словах.

Задание 4.

      Ребенку предъявлялась каждая картинка, и он должен был назвать, что на ней изображено. Так как недостатки произношения касаются определенных звуков, то в этот набор были включены картинки, в названиях которых есть свистящие и шипящие, звонкие и глухие, а также сонорные и л) звуки. Вот примерный перечень того, что было изображено на картинках для выявления произношения звуков:

     свистящих: солнце, собака, сыр, рис, цыплёнок, яйцо, звонок;

     шипящих:шишка, кошка, шахматы, жук,  чашка, очки, плащ;

     звонких и глухих: бусы, рыба, бабочка, пенал, паук, суп, дым, удочка, туфли, батон, рот, гуси, грибы, вагон, конфета, кролик, рука, лук;

     сонорных  и л): рак, корова, крыло, повар, лампа, пила, стул.

 Все ответы  детей фиксировались нами. Таким образом, нами было проведено обследование на состояние звукопроизношения детей старшей группы с ФФН.

      2.2. Анализ результатов

       Мы исследовали состояние звукопроизношения у 8 детей. Исследование уровня звукопроизношения у детей с ФФН дали следующие результаты.

     Для оценки уровня сформированности звукопроизношения  у детей старшего возраста, мы исследовали основные ее показатели: чёткость речи, умение отражённо произнести предложение; так же мы рассматривали количественную оценку предложений

     Проанализировав все эти показатели,  нами были выделены уровни речи детей:

     I(достаточный) – малое преобладание  отставания в уровне овладения звукопроизношением (чёткая, не смазанная речь, в речи нет искажений слов, ребёнок умеет правильно отражённо произнести предложение).

     II(средний) – стойкое, нерезкое отставание в уровне овладения звукопроизношением (неспособность полностью отражённо произнести предложение, не частые искажения слов).

     III (низкий)  - выраженное отставание в звукопроизношении (неспособность произнести отражённо предложение, грубые искажения слов, речь смазанная еле понятная окружающим, нарушено произношение почти всех групп звуков).

         В связи с показателями мы составили диаграмму

        Рис.1

        Исследование показало, что звукопроизношение нарушено у 50% детей, т.к. речь детей характеризовалась: пропусками, искажениями, заменами, наиболее типичными из которых являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции звуки. Достаточный и средний уровень был выявлен  всего  у 4 детей, т.к именно эти дети наиболее успешно справились с предложенными им заданиями. Но так же и преобладает количество детей с низким уровнем, т.к. у них было выявлено недостаточно сформированное фонетико-фонематическое восприятие речи.

        Также нами была составлена  таблица 1 характера нарушения произношения согласных звуков у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Таблица 1

Имя. Отсутствующий звук Звук заменитель Искажения Смешиваемые звуки
Таня  Фахеева, 6 лет.

ФФН,

(дислалия)

з

р, р'

х

ш, с, щ

д

л, л'

к

т

   
Оля Малыгина, 6 лет.

ФФН,

(дислалия)

б

в

ц,з

г

д

ч

п

ф

с

к

т

т'

   
Катя  Ожёгова, 6 лет.

ФФН,

(дислалия)

л

щ

ч

йот

с'

т'

р-горловое

с,с',з,з',ц -межзубное

 
Костя Верин, 6 лет.

ФФН,

(дислалия)

р

г

д

б

л

к

т

п

  с-з-ш-щ-ж смешения в различных вариантах
Даша  Цыбуля, 6 лет.

ФФН,

(ринолалия)

л

ц

н

т

р -велярное

д, д', к, к', г, г'

приглушенно - ослабленное

 
Егор  Фахрушин, 6 лет.

ФФН,

(ринолалия)

л

ц

йот

с

Р - велярное

К,к', г, г' приглушенно-ослабленое

 
Марина  Аленко, 6 лет.

ФФН,

(дизартрия)

л

ч

ц

йот

т'

с

с,с',з,з', ш,ж,щ - боковое

р -горловое

 
Паша  Тюкавкин, 6 лет.

ФФН,

(дизартрия)

ц,с

л

т'

ы

ш, ж -заднеязычное произношение

р как г

 

Информация о работе Особенности звукопроизношения детей с ФФН шестого года жизни