Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является выявление способов повышения эффективности взаимодействия школы и семьи в воспитательном процессе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить характерные черты и проблемы семейного воспитания;
выявить роль семьи в формировании личности ребенка;
рассмотреть педагогические основы взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе;
определить основные формы и методы работы учителя с родителями учащихся;
изучить сущность педагогического просвещения родителей;
выявить сущность и значение привлечения родителей к оказанию помощи в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы взаимоотношений семь и школы на современном этапе
Характерные черты и проблемы семейного воспитания…………7
Влияние семьи на формирование личности ребенка…………….10
Педагогические основы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе……………………………………………………….14

Глава 2. Способы повышения эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе
Формы и методы работы учителя с родителями учащихся……21
Педагогическое просвещение родителей………………………..25
Привлечение родителей к оказанию помощи в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     Распространенной  формой участия родителей во внеклассной  работе школы является проведение экскурсий  учащихся на промышленные предприятия  и в научные учреждения, а также организация краеведческой работы.

     С помощью родителей школы имеют  возможность расширять содержание работы ученических кружков, а также  факультативных занятий.

     Родители  нередко руководят кружками «Умелые руки», авиамоделирования, технического творчества. Специалисты-инженеры и научные работники проводят факультативные занятия по химии, физике, математике и другим предметам.

     Наконец, совместно с семьей и общественностью  школа проводит профориентационную работу. Родители помогают учителям знакомить учащихся с особенностями различных профессий, участвуют в проведении встреч с производственниками, в создании витрин и стендов о людях различных видов труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В данном исследовании нами были решены следующие задачи:

  • определены характерные черты и проблемы семейного воспитания;
  • выявлена роль семьи в формировании личности ребенка;
  • рассмотрены педагогические основы взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе;
  • определены основные формы и методы работы учителя с родителями учащихся;
  • изучена сущность педагогического просвещения родителей;
  • выявлено значение привлечения родителей к оказанию помощи в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы.

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

     Семья — один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести.

     Однако воспитание детей — не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание — лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная.

     В настоящее время актуальной задачей  продолжают оставаться индивидуальный дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения детей, которые переживают трудности в связи с теми или иными семейными проблемами.

     Современная наука располагает многочисленными  данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни.

     Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н.Леонтьев, С.А.Козлова), из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н.Леонтьев). В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь.

     Педагогическое  взаимодействие школы и семьи  состоит в создании благоприятных  условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

     Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат.

     При построении взаимодействия семьи и  школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.

     В процессе взаимообщения не только педагоги должны указывать родителям на недостатки в методах и содержании семейного  воспитания, но и родители педагогам,—  на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной.

     Вся работа школы с семьей делится  на две основные формы: коллективные и индивидуальные.

     К  коллективным формам относятся: педагогический лекторий, поклассный педагогический всеобуч, научно-практическая конференция, родительский день, классные родительские собрания.

     Среди индивидуальных форм наиболее распространенной является педагогическая консультация.

     Также одной из форм связи школы с семьей является организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – Спб.: Питер, 2011. – 400 с.
  2. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. – СПБ.: Питер, 2011. – 304 с.
  3. Бороздина Г.В. Психология и педагогика / под ред. Баркова Г.А. – М.: Юрайт-Издат, 2011. – 477 с.
  4. Вайдорф-Сысоева М.Е. Педагогика: коспект лекций / под ред. Гришиной Л.В.  – М.: Юрайт, 2010. – 239 с.
  5. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: учебное пособие. – М.: Черь, 2005. – 317 с.
  6. Дмитриева И.К. Педагогика. – М.: Феникс, 2007. – 185 с.
  7. Ефремов О.Ю. Педагогика: учебное пособие. – Спб.: Питер, 2010. – 352 с.
  8. Зверева О.Л., Кротова Т.В., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие. – М.: Сфера, 2009. – 256 с.
  9. Землянухина Н.А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка/Н.А. Землянухина/ Социальная педагогика. 2005. - №1. - С. 81 – 83.
  10. Капранова В.А. История педагогики / под ред. Лигвинович Е.А., Чернушевич Ю.В. – М.: Инфра-М, 2011. – 240 с.
  11. Каверина Л. Б. Организация работы классного руководителя/Л. Б. Каверина//Классный руководитель, 2006. - №7. - С. 43 – 49.
  12. Каптерев П. Ф. о семейном воспитании: учеб. пособие / сост. И. Н.Андреева. М.: Академия, 2000. - 168 с.
  13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогика: словарь. – М.: Март, 2005. – 448 с.
  14. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. – М.: Кнорус, 2010. – 744 с.
  15. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник. – М.: Инфра-М, 2010. – 400 с.
  16. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Владос, 2010. – 647 с.
  17. Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2010. – 464 с.
  18. Москвина Н. И. Взаимодействие семьи и школы/Н. И. Москвина//Классный руководитель, 2005. - №5. - С.102 – 107.
  19. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2011. – 502 с.
  20. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2011. – 574 с.
  21. Подласый И.П. Педагогика в 3-х кН.: кн. 1. Общие основы: учебник. – М.: Владос, 2007. – 527 с.
  22. Подласый И.П. Педагогика в 3-х кН.: кН. 2.: Теория и технология обучения: учебник. – М.: Владос, 2007. – 575 с.
  23. Подласый И.П. Педагогика в 3-х кН.: кн. 3: Теория и технология воспитания: учебник. – М.: Владос, 2007. – 463 с.
  24. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия. – М.: Современная школа, 2010. – 720 с.
  25. Самыгин С.И., Латышева А.Т., Сущенко С.А. Педагогика. – М.: Феникс, 2010. – 160 с.
  26. Семья и личность / под ред. Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. Кулешова, 2003. – 101 с.
  27. Степаненков Н. К. Педагогика: учеб. пособие. – 2-е изд. – Минск: изд. Скакун В. М.: Академия, 2001. – 448 с.
  28. Степанов Е. Н. Родительское собрание: методика подготовки и проведения/Е. Н. Степанов// Классный руководитель, 2006. - №7. - С. 6 – 13.

Информация о работе Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях