Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является выявление способов повышения эффективности взаимодействия школы и семьи в воспитательном процессе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить характерные черты и проблемы семейного воспитания;
выявить роль семьи в формировании личности ребенка;
рассмотреть педагогические основы взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе;
определить основные формы и методы работы учителя с родителями учащихся;
изучить сущность педагогического просвещения родителей;
выявить сущность и значение привлечения родителей к оказанию помощи в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы взаимоотношений семь и школы на современном этапе
Характерные черты и проблемы семейного воспитания…………7
Влияние семьи на формирование личности ребенка…………….10
Педагогические основы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе……………………………………………………….14

Глава 2. Способы повышения эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе
Формы и методы работы учителя с родителями учащихся……21
Педагогическое просвещение родителей………………………..25
Привлечение родителей к оказанию помощи в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Особенности взаимодействия школы  и семьи в современных  условиях

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические  основы взаимоотношений  семь и школы на современном этапе

    1. Характерные черты и проблемы семейного воспитания…………7
    2. Влияние семьи на формирование личности ребенка…………….10
    3. Педагогические основы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе……………………………………………………….14

Глава 2. Способы повышения  эффективности взаимодействия семьи и школы  в воспитательном процессе

  1. Формы и методы работы учителя с родителями учащихся……21
  2. Педагогическое просвещение родителей………………………..25
  3. Привлечение родителей к оказанию помощи в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном  этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала  одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и актуальных проблем образования является сотрудничество школы и семьи.

     Успешное  решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи  и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

     В период реформ система образования  меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления  об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей.

     Скоординировать усилия школы и семьи – значит устранить противоречия, создать  однородную воспитательную и развивающую  среду. Взаимодействие семьи и школы основывается на общей цели: сформировать сотруднические отношений между всеми участниками педагогического процесса.

     Общей задачей взаимодействия семьи и  школы является обеспечение качественного  образования, работа по профессиональной  ориентации детей, воспитание нравственности  и культуры поведения,  формирование потребности в здоровом образе жизни.

     Решению  общей задачи способствует комплексный подход в решении частных педагогических  задач: формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы, формирование психолого-педагогической культуры; формирование у педагогов понимания значимости сотрудничества с семьей, своей роли  в формировании гуманных отношений между родителями и детьми, освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.

     Проблема  взаимоотношений семьи и школы - относительно молодая проблема в  педагогике. До XX века в зарубежной и русской педагогике существовало четкое разделение воспитания семейного и воспитания в учебном заведении.

     Проблемы  семейного воспитания рассматривали  в своей педагогической деятельности Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци и т.д. К.Д. Ушинский одним из первых ввел в педагогику понятие коллектива воспитателей, как средства нравственного воспитания ребенка. Н.И. Пирогов выдвинул идею гармонического единства действий главных деятелей воспитания. На рубеже IX и XX веков впервые появляется идея взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания ребенка. К.Н. Вентцель наряду с проблемами семейного воспитания, просвещения родителей поднимает проблему связи школы с родителями. Н.К.Крупская была одним из первых педагогов, пропагандирующих идею тесного взаимодействия школы с семьей. A.C. Макаренко говорил о создании именно коллектива воспитателей, включая в него и родителей, о наличии единой воспитательной стратегии, согласованности воздействий. С.Т. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы и окружающей среды, частью которой является семья школьника.

     Гармонии  педагогических воздействий уделял много внимания В.А. Сухомлинский, называя  ее коренной, основополагающей закономерностью  воспитания. Рассматривая все окружение ребенка, как воспитывающую среду, В.А. Сухомлинский отмечал важность единства требований и нравственных приоритетов. Все действия воспитателей, влияющих на ребенка, взаимозависимы, взаимообусловлены.

     В 80-90-х годах XX века проблемы организации взаимодействия школы и семьи находят свое разрешение в рамках системного и комплексного подходов: Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.А. Караковский, Г.А. Победоносцев, М.М. Поташник и др.

     Семейное, школьное и социальное воспитание ребенка  осуществляется в темном единстве. Педагоги и родители воспитывают одних и тех же детей,  имеют общие  цели и задачи воспитания. Сотрудничество педагогов и родителей дает возможность лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций и сторон, в разных ситуациях, а значит помочь друг другу в понимании его индивидуальных особенностей, в преодолении негативных поступков, формировании ценных жизненных ориентаций.

     Однако  зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка со как школы, так и семьи.

     Поэтому объектом нашего исследования являются основы взаимоотношений школы и семьи в воспитательном процессе.

     Предмет исследования – способы повышения  эффективности взаимодействия школы  и семьи на современном этапе.

     Целью  нашей работы является выявление  способов повышения эффективности  взаимодействия школы и семьи в воспитательном процессе.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определить характерные черты и проблемы семейного воспитания;
  2. выявить роль семьи в формировании личности ребенка;
  3. рассмотреть педагогические основы взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе;
  4. определить основные формы и методы работы учителя с родителями учащихся;
  5. изучить сущность педагогического просвещения родителей;
  6. выявить сущность и значение привлечения родителей к оказанию помощи в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы.

     Теоретической основой при написании курсовой работы послужили работы таких авторов, как Коджаспирова А.И., Сермяжко Е.А., Дмитриева И.К., Бороздина Г.В., Азаров Ю.П., Зверева О.Л. и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические  основы взаимоотношений  семьи и школы  на современном этапе

    1. Характерные черты и проблемы семейного воспитания

     В настоящее время проблемы семьи  изучают многие науки: экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования или развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.

     Семья — один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей.1 Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

     Однако  воспитание детей — не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание — лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная.2 Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не только об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущении детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых. Семья — основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в подростковый период. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.

     На  современном этапе в зависимости  от структуры родственных связей выделяются различные типы семей. Наиболее распространенной из них является простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется другой тип — расширенная, или сложная, семья. Она включает в себя три и более поколения, живущих вместе и связанных общим хозяйством. Важным основанием для выделения типа семьи является также наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью, в состав которой входят оба супруга, и неполную семью, в которой один из супругов отсутствует.3

     Какая из названных типов семей лучше  подходит для решения задач воспитания, однозначно ответить невозможно. В  любой из них имеются свои достоинства  и недостатки. Так, в простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между «отцами» и «детьми». Однако в подобной семье быстрее теряются связи, нарушаются семейные традиции, объединяющие взрослых и детей, у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие в заботе об их воспитании. В сложной семье также имеются позитивные и негативные стороны. С одной стороны, большая дружная семья, включающая несколько поколений, создает возможность для разностороннего общения и взаимовлияния, облегчает быт: старшее поколение помогает в воспитании детей, в уходе за ними. С другой стороны, в вопросах воспитания разные поколения могут расходиться во взглядах, что вызывает бурные столкновения в семье, создает драматические ситуации, от которых прежде всего страдают дети.

     Особую  группу представляют неполные семьи. Причины  этого социального явления неоднозначны, но чаще всего — это разводы, которые  не могут оставить детей равнодушными и от которых они глубоко страдают. Однако к неполным семьям нельзя относиться предвзято, а к детям, которые в них воспитываются, — как к потенциально неблагополучным. Можно утверждать, что в ряде случаев семья, с воспитательной точки зрения, наоборот, перестает быть неблагополучной именно в результате развода, потому что из нее удаляются источники постоянного негативного влияния на детей (влияние алкоголика, наркомана или психически неуравновешенного отца).4

     Конечно, в неполной семье условия воспитания усложняются за счет снижения материального уровня, перегрузки родителя, с которым остались дети, психологической перенапряженности. Однако появляются и некоторые компенсирующие факторы внутрисемейного порядка: дети проникаются уважением и сочувствием к родителю, видя, как нелегко ему прокормить семью, наладить нормальный быт, стремятся помочь в домашних делах, приучаются сдерживать сиюминутные запросы, становятся более близкими эмоционально. Это создает в семье благоприятную нравственную атмосферу, что и помогает преодолевать трудности.

Информация о работе Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях