Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является выявление способов повышения эффективности взаимодействия школы и семьи в воспитательном процессе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить характерные черты и проблемы семейного воспитания;
выявить роль семьи в формировании личности ребенка;
рассмотреть педагогические основы взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе;
определить основные формы и методы работы учителя с родителями учащихся;
изучить сущность педагогического просвещения родителей;
выявить сущность и значение привлечения родителей к оказанию помощи в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы взаимоотношений семь и школы на современном этапе
Характерные черты и проблемы семейного воспитания…………7
Влияние семьи на формирование личности ребенка…………….10
Педагогические основы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе……………………………………………………….14

Глава 2. Способы повышения эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе
Формы и методы работы учителя с родителями учащихся……21
Педагогическое просвещение родителей………………………..25
Привлечение родителей к оказанию помощи в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

     Для получения разносторонних сведений об учащихся педагогу вместе с классными  учителями необходимо изучить характеристики, данные в детских годах. Просмотрев документы, педагогу необходимо составить список учащихся, с родителями которых следует встретиться индивидуально, кого можно пригласить в школу на коллективную беседу. Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей.17 А для этого необходимо: разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию; пробудить у родителей как воспитателей интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний; совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения. Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы, классного коллектива и семьи. Демократические преобразования в жизни общества повлекли за собой изменение образовательных парадигм, провозглашение принципа взаимодействия. Повышенный интерес педагогической науки к становлению личности вносит коррективы в практику обучения и воспитания. Особую актуальность в педагогике приобретают гуманистические, личностные подходы в учебно-воспитательном процессе.18

     Эти тенденции требуют изменения  в методах, формах и средствах  обучения разным видам познавательной деятельности. Педагогический коллектив  школы считает, что усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Именно потому приоритетной задачей является усиление взаимодействия с семьей. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь. Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Способы повышения  эффективности взаимодействия школы и семьи  в воспитательном процессе

     2.1. Формы и методы работы учителя с родителями учащихся

     Вся работа школы с семьей делится  на две основные формы: коллективные и индивидуальные.

     К коллективным формам работы относятся  следующие.

     Педагогический  лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к активным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.19

     Поклассный  педагогический всеобуч лучше начинать в I — II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы: завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.

     Во  многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении с лекторием и поклассным всеобучем предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия. Конечно, не каждая родительская аудитория готова к работе по этой форме. Часто в школах имеет место упрощение этой «университетской» системы работы, остается лишь сохранение названия при несоответствующем содержании.

     Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Определяется наиболее назревшая проблема семейного воспитания — «Трудовое воспитание детей», «Самый короткий путь к добру — через прекрасное» и др. В течение года может проводиться ее теоретическое и практическое изучение в школе и в семье. Тогда конференция может быть действительно итоговой.20

     День  открытых дверей или родительский день требует очень большой подготовки. Обычно его приурочивают к школьным каникулам перед началом четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, продумывается программа праздника и т.д. Примерная схема праздника:  
концерт в актовом зале минут на 30 для родителей учащихся I — XI классов с предварительным выступлением школьного актива. Отмечаются лучшие классы и отдельные ученики; встреча в классах. Учащиеся рассказывают родителям о том, как живут, учатся, чему научились, демонстрируют свои умения и навыки. В I — IV классах дети готовят сувениры и вручают их родителям; посещение выставок: «Лучшие рисунки», «Лучшие рукодельницы», «Фотоснайперы», «Изобретатели и конструкторы» и др.;  
спортивные соревнования на приз родительского комитета; проводятся в спортзале; просмотр в актовом зале художественного фильма;  
фильмы для родителей: «Первый ребенок», «Милочкина болезнь», «Чья эта «двойка»?», «Папа и мама», «Однажды солгал», «Верните мне сына», «Семья Никитиных» и др.; демонстрируются в трех классах, приспособленных для киноуроков.21

     Конечно, вариантов праздника может быть много, главное — показать работу всей школы, привлечь внимание родителей  к вопросам воспитания.

     Классные  родительские собрания — традиционная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний — проблемная формулировка тем собраний: «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитанию детей?», «Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?».

     Заинтересованному проведению такого собрания может помочь заранее составленный вопросник. Например, на собрании «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитанию детей?» могут быть поставлены вопросы:

     1. Припомните, какие жизненные трудности  закаляли Ваш характер, вырабатывали волю.

     2. Припомните и охарактеризуйте  состояние Вашего ребенка (речь, поступки, чувства и настроение, результаты действия), когда он  столкнулся с настоящей трудностью.

     3. Часто ли Вы видите своего ребенка в преодолении трудностей?

     4. Какие трудности чаще побеждает  Ваш ребенок, с какими не справляется?

     5. Как Ваш ребенок относится  к избавлению от трудностей в семье?

     6. Какими чувствами и мыслями  руководствуетесь Вы, когда видите, что ребенок борется с трудностями, но преодолеть их не может? 

     Существенным  фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные  стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию.

     Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о  проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. 22

     В индивидуальной работе с родителями большое место занимает создание необходимых домашних условий для учебных занятий и трудовой деятельности школьников, а также осуществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня.23 Некоторые родители не уделяют этим вопросам должного внимания, что отрицательно сказывается на успеваемости и нравственном развитии учащихся. В отдельных семьях родители не заботятся об организации досуга детей и воспитании у них здоровых духовных потребностей. В частности, обнаруживается, что некоторые учащиеся мало читают, не проявляют интереса к музыке и изобразительному искусству и слишком много времени проводят у телевизора. В ряде случаев родители без должного внимания относятся к удовлетворению запросов учащихся в области технического творчества, не помогают им в создании «рабочих уголков». Некоторые родители стремятся снять с себя ответственность за воспитание детей и полностью переложить ее па учителей даже тогда, когда их дети плохо ведут себя на улице, не выполняют домашних заданий и т.д. Все это, естественно, требует соответствующей индивидуальной работы с родителями.  

     Индивидуальная  работа зачастую носит характер педагогических консультаций и практических советов  родителям по улучшению семейного  воспитания.24 Так, отдельные учащиеся отличаются повышенной нервозностью или проявляют упрямство. Не все родители достаточно компетентны в подходе к таким детям и нуждаются в квалифицированной помощи со стороны педагогов.

     Педагогические  консультации — распространенная форма индивидуальной работы. К сожалению, активность родителей заметно уменьшается по мере того, как учащиеся переходят из класса в класс. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими основами консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности в оказании помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.   

     Весьма  важна индивидуальная работа с родителями тех учащихся, которые проявляют  интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов  или особую одаренность в области искусства.25 Контакты школы с родителями таких учащихся направляются на то, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности и в особенности в общественно полезную работу с тем, чтобы содействовать правильному формированию их нравственности.  

     Оказывая  индивидуальную помощь родителям и  воздействуя на них в целях  улучшения семейного воспитания, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт. Особенно критической оценки заслуживают жалобы учителей тем родителям, дети которых плохо ведут себя в школе. Такие жалобы, как правило, не дают положительного эффекта, а иногда приносят и прямой вред.

     2.2. Педагогическое просвещение родителей  

     Действенным средством оказания помощи семье  в воспитании детей является организация  педагогического просвещения родителей.26

     Дело  в том, что, хотя, как говорят, педагогику, как и сельское хозяйство, и медицину, «знают все», на поверку оказывается, что многие беды семейного воспитания как раз и обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Например, ребенок начинает резвиться: беспорядочно бегать, кричать, разбрасывать домашние вещи... Мать или отец, повышая голос, требуют, чтобы он успокоился. Но ребенок продолжает свое. Для него это игра, деятельность, удовлетворение потребности в движении. Родителям же это мешает. Снова окрик и требование успокоиться. Если же это не помогает, родители переходят к угрозам и берутся за ремень, стремясь воздействовать страхом. Так страх делает ребенка безвольным, подавляя его деятельность и лучшие наклонности. Между тем, если бы родители были знакомы с педагогикой, они бы поняли, что в данном случае необходимо переключить ребенка на другой, более спокойный вид деятельности. К сожалению, подобных случаев, когда в семье ощущается педагогическая беспомощность, встречается немало. Вот почему помощь родителям в этом отношении - очень важная задача школы, учителей.  

     В 80-е гг. сложился так называемый родительский всеобуч, основной целью которого было проведение научно-методической работы и который охватывал разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей.27 Широкое распространение, например, получили «школы молодой матери», в которых основами педагогических знаний овладевали женщины, готовящиеся стать матерями или имеющие маленьких детей. Они изучали вопросы физического развития и санитарно-гигиенического ухода за детьми, овладевали методикой развития их речи, выработки навыков и привычек поведения и т.д.  

     Психолого-педагогические знания по воспитанию детей дошкольного возраста родители получали в специальных семинарах при детских садах, затем работу в этом направлении проводила школа.

     Для педагогического просвещения родителей в школах создавали лектории по семейному воспитанию, народные университеты педагогических знаний. В них читали лекции и доклады на психолого-педагогические темы, проводили методические конференции и семинары но обмену опытом семейного воспитания, организовывали выставки литературы по педагогике и психологии, просмотр и обсуждение кинофильмов но проблемам воспитания и т.д.28 Тематика различных видов и форм педагогического просвещения разрабатывалась в расчете на воспитательную работу с учащимися определенного возраста и усложнялась по мере перехода школьников в следующие классы.

     Таким образом, родители получали педагогические знания, рассчитанные на воспитание детей  того или иного возраста и того класса, в котором обучался их сын или дочь.

     2.3. Привлечение родителей  к оказанию помощи  школе в проведении  внеклассной учебно-воспитательной  работы

     Одной из форм связи школы с семьей является организация помощи родителей в  проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, работники искусства, ветераны труда и др. Их участие во внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися придает ей разнообразие и повышает ее содержательность.

     Воспитательная деятельность родителей в школе осуществляется, прежде всего, в форме бесед с учащимися, проведения докладов и лекций. Они посвящаются вопросам развития науки и техники, ознакомлению школьников с производственными успехами людей. Тематика этих выступлений включает в себя вопросы медицины, искусства, рассказы о жизни и творческой деятельности выдающихся людей и т.д.29

Информация о работе Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях