Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:58, курсовая работа
Целью нашей работы является выявление способов повышения эффективности взаимодействия школы и семьи в воспитательном процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить характерные черты и проблемы семейного воспитания;
выявить роль семьи в формировании личности ребенка;
рассмотреть педагогические основы взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе;
определить основные формы и методы работы учителя с родителями учащихся;
изучить сущность педагогического просвещения родителей;
выявить сущность и значение привлечения родителей к оказанию помощи в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы взаимоотношений семь и школы на современном этапе
Характерные черты и проблемы семейного воспитания…………7
Влияние семьи на формирование личности ребенка…………….10
Педагогические основы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе……………………………………………………….14
Глава 2. Способы повышения эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе
Формы и методы работы учителя с родителями учащихся……21
Педагогическое просвещение родителей………………………..25
Привлечение родителей к оказанию помощи в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………32
Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.
Для получения разносторонних сведений об учащихся педагогу вместе с классными учителями необходимо изучить характеристики, данные в детских годах. Просмотрев документы, педагогу необходимо составить список учащихся, с родителями которых следует встретиться индивидуально, кого можно пригласить в школу на коллективную беседу. Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей.17 А для этого необходимо: разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию; пробудить у родителей как воспитателей интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний; совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения. Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы, классного коллектива и семьи. Демократические преобразования в жизни общества повлекли за собой изменение образовательных парадигм, провозглашение принципа взаимодействия. Повышенный интерес педагогической науки к становлению личности вносит коррективы в практику обучения и воспитания. Особую актуальность в педагогике приобретают гуманистические, личностные подходы в учебно-воспитательном процессе.18
Эти
тенденции требуют изменения
в методах, формах и средствах
обучения разным видам познавательной
деятельности. Педагогический коллектив
школы считает, что усиление воспитательной
функции образовательного учреждения
обуславливает необходимость совершенствования
форм и способов взаимодействия школы
и семьи, педагогов и родителей. Именно
потому приоритетной задачей является
усиление взаимодействия с семьей. В практике
сложились наиболее рациональные ее формы:
общие и классные собрания родителей,
коллективные и индивидуальные консультации,
беседы, лекции, конференции, посещение
семей учащихся, оформление различных
по форме и содержанию текстовых материалов,
фотомонтажи, выставки работ учащихся.
Родители привлекаются к участию в организации
учебно-воспитательного процесса: руководство
кружками, выступления перед родителями
и детьми, подготовка и участие в проведении
внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная
помощь. Индивидуальная работа с родителями
и другими взрослыми членами семьи учащегося
сложна и разнообразна.
Глава 2. Способы повышения эффективности взаимодействия школы и семьи в воспитательном процессе
2.1. Формы и методы работы учителя с родителями учащихся
Вся работа школы с семьей делится на две основные формы: коллективные и индивидуальные.
К коллективным формам работы относятся следующие.
Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к активным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.19
Поклассный педагогический всеобуч лучше начинать в I — II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы: завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.
Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении с лекторием и поклассным всеобучем предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия. Конечно, не каждая родительская аудитория готова к работе по этой форме. Часто в школах имеет место упрощение этой «университетской» системы работы, остается лишь сохранение названия при несоответствующем содержании.
Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Определяется наиболее назревшая проблема семейного воспитания — «Трудовое воспитание детей», «Самый короткий путь к добру — через прекрасное» и др. В течение года может проводиться ее теоретическое и практическое изучение в школе и в семье. Тогда конференция может быть действительно итоговой.20
День
открытых дверей или родительский день
требует очень большой подготовки. Обычно
его приурочивают к школьным каникулам
перед началом четверти. Специально оформляется
школа, назначаются дежурные, продумывается
программа праздника и т.д. Примерная схема
праздника:
концерт в актовом зале минут на 30 для
родителей учащихся I — XI классов с предварительным
выступлением школьного актива. Отмечаются
лучшие классы и отдельные ученики; встреча
в классах. Учащиеся рассказывают родителям
о том, как живут, учатся, чему научились,
демонстрируют свои умения и навыки. В
I — IV классах дети готовят сувениры и
вручают их родителям; посещение выставок:
«Лучшие рисунки», «Лучшие рукодельницы»,
«Фотоснайперы», «Изобретатели и конструкторы»
и др.;
спортивные соревнования на приз родительского
комитета; проводятся в спортзале; просмотр
в актовом зале художественного фильма;
фильмы для родителей: «Первый ребенок»,
«Милочкина болезнь», «Чья эта «двойка»?»,
«Папа и мама», «Однажды солгал», «Верните
мне сына», «Семья Никитиных» и др.; демонстрируются
в трех классах, приспособленных для киноуроков.21
Конечно, вариантов праздника может быть много, главное — показать работу всей школы, привлечь внимание родителей к вопросам воспитания.
Классные родительские собрания — традиционная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний — проблемная формулировка тем собраний: «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитанию детей?», «Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?».
Заинтересованному проведению такого собрания может помочь заранее составленный вопросник. Например, на собрании «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитанию детей?» могут быть поставлены вопросы:
1. Припомните, какие жизненные трудности закаляли Ваш характер, вырабатывали волю.
2.
Припомните и охарактеризуйте
состояние Вашего ребенка (
3. Часто ли Вы видите своего ребенка в преодолении трудностей?
4.
Какие трудности чаще
5. Как Ваш ребенок относится к избавлению от трудностей в семье?
6. Какими чувствами и мыслями руководствуетесь Вы, когда видите, что ребенок борется с трудностями, но преодолеть их не может?
Существенным
фактором влияния школы на семейное
воспитание является индивидуальная работа
с родителями. Она охватывает различные
стороны учебных занятий
Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. 22
В индивидуальной работе с родителями большое место занимает создание необходимых домашних условий для учебных занятий и трудовой деятельности школьников, а также осуществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня.23 Некоторые родители не уделяют этим вопросам должного внимания, что отрицательно сказывается на успеваемости и нравственном развитии учащихся. В отдельных семьях родители не заботятся об организации досуга детей и воспитании у них здоровых духовных потребностей. В частности, обнаруживается, что некоторые учащиеся мало читают, не проявляют интереса к музыке и изобразительному искусству и слишком много времени проводят у телевизора. В ряде случаев родители без должного внимания относятся к удовлетворению запросов учащихся в области технического творчества, не помогают им в создании «рабочих уголков». Некоторые родители стремятся снять с себя ответственность за воспитание детей и полностью переложить ее па учителей даже тогда, когда их дети плохо ведут себя на улице, не выполняют домашних заданий и т.д. Все это, естественно, требует соответствующей индивидуальной работы с родителями.
Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических консультаций и практических советов родителям по улучшению семейного воспитания.24 Так, отдельные учащиеся отличаются повышенной нервозностью или проявляют упрямство. Не все родители достаточно компетентны в подходе к таким детям и нуждаются в квалифицированной помощи со стороны педагогов.
Педагогические консультации — распространенная форма индивидуальной работы. К сожалению, активность родителей заметно уменьшается по мере того, как учащиеся переходят из класса в класс. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими основами консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности в оказании помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.
Весьма
важна индивидуальная работа с родителями
тех учащихся, которые проявляют
интерес и способности к
Оказывая
индивидуальную помощь родителям и
воздействуя на них в целях
улучшения семейного
2.2. Педагогическое просвещение родителей
Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей.26
Дело в том, что, хотя, как говорят, педагогику, как и сельское хозяйство, и медицину, «знают все», на поверку оказывается, что многие беды семейного воспитания как раз и обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Например, ребенок начинает резвиться: беспорядочно бегать, кричать, разбрасывать домашние вещи... Мать или отец, повышая голос, требуют, чтобы он успокоился. Но ребенок продолжает свое. Для него это игра, деятельность, удовлетворение потребности в движении. Родителям же это мешает. Снова окрик и требование успокоиться. Если же это не помогает, родители переходят к угрозам и берутся за ремень, стремясь воздействовать страхом. Так страх делает ребенка безвольным, подавляя его деятельность и лучшие наклонности. Между тем, если бы родители были знакомы с педагогикой, они бы поняли, что в данном случае необходимо переключить ребенка на другой, более спокойный вид деятельности. К сожалению, подобных случаев, когда в семье ощущается педагогическая беспомощность, встречается немало. Вот почему помощь родителям в этом отношении - очень важная задача школы, учителей.
В 80-е гг. сложился так называемый родительский всеобуч, основной целью которого было проведение научно-методической работы и который охватывал разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей.27 Широкое распространение, например, получили «школы молодой матери», в которых основами педагогических знаний овладевали женщины, готовящиеся стать матерями или имеющие маленьких детей. Они изучали вопросы физического развития и санитарно-гигиенического ухода за детьми, овладевали методикой развития их речи, выработки навыков и привычек поведения и т.д.
Психолого-педагогические знания по воспитанию детей дошкольного возраста родители получали в специальных семинарах при детских садах, затем работу в этом направлении проводила школа.
Для педагогического просвещения родителей в школах создавали лектории по семейному воспитанию, народные университеты педагогических знаний. В них читали лекции и доклады на психолого-педагогические темы, проводили методические конференции и семинары но обмену опытом семейного воспитания, организовывали выставки литературы по педагогике и психологии, просмотр и обсуждение кинофильмов но проблемам воспитания и т.д.28 Тематика различных видов и форм педагогического просвещения разрабатывалась в расчете на воспитательную работу с учащимися определенного возраста и усложнялась по мере перехода школьников в следующие классы.
Таким образом, родители получали педагогические знания, рассчитанные на воспитание детей того или иного возраста и того класса, в котором обучался их сын или дочь.
2.3.
Привлечение родителей
к оказанию помощи
школе в проведении
внеклассной учебно-
Одной
из форм связи школы с семьей является
организация помощи родителей в
проведении внеклассной учебно-
Воспитательная деятельность родителей в школе осуществляется, прежде всего, в форме бесед с учащимися, проведения докладов и лекций. Они посвящаются вопросам развития науки и техники, ознакомлению школьников с производственными успехами людей. Тематика этих выступлений включает в себя вопросы медицины, искусства, рассказы о жизни и творческой деятельности выдающихся людей и т.д.29
Информация о работе Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях