Особенности средневековой индийской педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 06:30, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей средневековой индийской педагогики.
Задачами дипломной работы являются:
1. рассмотреть теоретические основы особенностей средневековой индийской педагогики;
2. изучить педагогическую мысль и образование в Средневековой Индии;
3. охарактеризовать воспитание и школу в Средневековой Индии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы особенностей средневековой индийской педагогики……………………………………………………………………………6
1.1 Сущность средневековой индийской педагогики……………………………..6
1.2 Особенности средневековой индийской педагогики………………………….7
Глава 2 Средневековая индийская педагогика…………………………………...23
2.1 Педагогическая мысль и образование в Средневековой Индии…………….23
2.2 Воспитание и школа в Средневековой Индии………………………………..39
Заключение………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы……………………………………………...61

Файлы: 1 файл

Особенности средневековой индийской педагогики Дипломная работа Катя.doc

— 293.00 Кб (Скачать)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Барнаульский государственный  педагогический колледж

 

 

 

 

 

Особенности средневековой  индийской педагогики

(дипломная работа)

 

 

 

          Выполнила: студентка 18 группы

          Овечкина Екатерина Александровна

          Научный руководитель:

Евдокимова Вера Борисовна

_________________________________

                                                 (подпись)

Рецензент ________________________

                                                 (подпись)

 

Выпускная квалификационная работа

допущена к защите

«___» _______________ 2011г.

Зав. кафедрой:

_____________________________

                                         (подпись)

 

Дата защиты «____» ______________ 2011г.

Оценка __________________

Председатель ГАК:

_______________________________

                                              (подпись)

 

 

 

Барнаул – 2011

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретические основы особенностей средневековой индийской педагогики……………………………………………………………………………6

1.1 Сущность средневековой индийской  педагогики……………………………..6

1.2 Особенности средневековой индийской  педагогики………………………….7

Глава 2 Средневековая индийская  педагогика…………………………………...23

2.1 Педагогическая мысль и образование  в Средневековой Индии…………….23

2.2 Воспитание и школа в Средневековой Индии………………………………..39

Заключение………………………………………………………………………….55

Список использованной литературы……………………………………………...61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Я выбрала тему дипломной работы «Особенности средневековой индийской педагогики», так как, эта тема очень интересна и, прочитав много литературы, меня заинтересовала средневековая индийская педагогика. Есть такой известный древнеиндийский афоризм: «До пяти лет обращайся с сыном, как с царем, с пяти до пятнадцати — как со слугой, после пятнадцати — как с другом».

Трудно что-нибудь возразить против этой мудрости и сегодня. Действительно, Индия является в большой степени  «законодательницей» в отношении  воспитания. И, тем не менее, индийская педагогическая традиция, сформировавшаяся в течение тысячелетий, причем опиравшаяся на кастовую систему построения общества, может многому научить современную педагогику. Система воспитания в современной Индии вобрала в себя лучшее, что мог дать сплав индуистской, буддийской и мусульманской педагогических традиций.

Воспитание и образование в  средневековой Индии не были прерогативой государства и рассматривались, прежде всего, как личное дело человека и семьи в зависимости от религиозных убеждений. Помимо традиционных религиозно-философских учений брахманизма и буддизма, в рамках которых эволюционировали педагогические идеи, обучение и воспитание, заметный отпечаток на теорию и практику воспитания накладывал проникший в Индию ислам.

Более демократический характер имела  буддийская система образования, которая не принимала во внимание кастовые различия. Буддисты отказались от домашнего обучения, передав функции образования монахам. В буддийских монастырях дети и подростки обучались 10-12 лет. От учеников ждали полного послушания, нарушителей дисциплины исключали. Обучение имело сугубо религиозно-философскую основу. Со временем программа обогащалась, в обучение были включены грамматика, лексикология, медицина, философия, логика.

Постепенно происходило сближение  брахманской и буддийской педагогических традиций, в результате чего сложилась единая культурно-образовательная система.

Мусульманская педагогическая концепция  носила заметный интеллектуалистский  характер и смысл. Считалось, что  вершины воспитанности достиг человек, активно использующий знания. Среди необходимых наук на особое место ставилась логика, которая должна была выработать у ребенка ясность мысли и точность выражений.

Непременным условием обучения и воспитания мусульманина в Индии было изучение Корана на арабском языке. Кроме того, в 16-17I веках в ряде школ обучали персидскому языку, который использовался государственными чиновниками и учеными.

Система мусульманского образования  в средневековой Индии во многом была сходна с той, которая существовала во всем исламском мире. Вместе с тем у нее были свои особенности. Образование можно было получить с помощью домашних учителей и в школах. Школы существовали при мечетях и монастырях доминировало обучение у частных учителей и в частных учебных заведениях. Материальная поддержка зависела от каприза властей и богатых покровителей. В конце обучения преподаватели могли рассчитывать на плату от учащихся. Постоянным приработком была переписка рукописей, за которые получали немалые деньги.

Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей средневековой индийской педагогики.

Задачами дипломной работы являются:

1. рассмотреть теоретические основы  особенностей средневековой индийской  педагогики;

2. изучить педагогическую мысль  и образование в Средневековой  Индии;

3. охарактеризовать воспитание и школу в Средневековой Индии.

Объектом исследования является средневековая индийская педагогика.

Предметом дипломной работы особенности средневековой индийской педагогики.

Практическая значимость работы заключается в том, что  результаты исследования могут быть использованы в работе преподавателей.

Литературный обзор: используется учебная литература, составленная ведущими специалистами в данной области, а именно труды таких авторов  как: Л.Ю.  Иванова, И.А.Горьковая, А.Е  Личко, Ю.В. Попов и т.д. [5, 6, 9 и т.д.].

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассмотрены теоретические  основы особенностей средневековой  индийской педагогики, а именно, сущность средневековой индийской педагогики, особенности средневековой индийской педагогики.

Во второй главе изучить средневековую  индийскую педагогику, а именно, педагогическая мысль и образование  в Средневековой Индии, воспитание и школа в Средневековой Индии.

Методами исследования являются следующие: наблюдение, изучение опыта первоисточников, доставшиеся современной педагогике в наследство от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы особенностей средневековой индийской педагогики

 

1.1 Сущность средневековой индийской  педагогики

 

Среди духовного наследия народов  Индии эпохи средневековья важное место занимали педагогические идеи, которые оказали влияние и  на развитие мировой педагогической культуры. Среди различных религиозно-философских учений, в рамках которых формировались отдельные направления педагогической мысли Индии, можно выделить три основных: брахманизм, зародившийся еще в период рабовладельческого общества, буддизм и исламизм, преобладавшие в период средневековья. Соответственно этим трем учениям в Индии сложились и три системы образования: брахманская, буддийская, мусульманская. Брахманская и буддийская системы постепенно слились и образовали так называемую индуистскую систему образования. Брахманизм, идеология которого основывалась на признании фатальной неизбежности кастового расслоения общества, освященного Богом, делил людей на брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшья (земледельцев, ремесленников) и шудры (слуг). Первые три касты провозглашались высшими, их дети по достижении юношеского возраста проходили свой обряд посвящения (второго рождения), что давало им право учиться дальше, т. е. изучать и проповедовать суть священных гимнов, создание которых относится к XI в. до н.э.

Смысл жизни, по брахманизму, состоял  в том, чтобы отречься от земного мира, познать высшую силу и приобрести бессмертие в «высшем мире». Сущность человеческого бытия определялась как «самопознание» [6, c.123].

Из содержания ведических гимнов можно  узнать, что вначале богатые семьи  держали дома людей, которые читали их детям гимны из вед. Со II-I вв. до н. э. стали открываться школы, доступные трем высшим кастам. Здесь с 8 лет начинали обучаться брахманы, с 12 лет — кшатрии и вайшьи.

Содержание образования в этих школах в основном носило религиозный характер, но вместе с тем отличалось известной разносторонностью: наряду с заучиванием вед-гимнов религиозного содержания оно предполагало также изучение элементов математики, истории, этики, астрономии, грамматики, философии. Курс обучения предусматривал, кроме того, разнообразные физические упражнения. Обучение было устным, оно для брахманов длилось, как правило, 8 лет и состояло в заучивании гимнов и других религиозных текстов.

Ученик обычно жил в доме учителя-гуру, который личным примером воспитывал у него честность, преданность вере, послушание родителям. Ученики должны были беспрекословно подчиняться своему гуру.

Общественный статус наставника-гуру был очень высоким. Ученик должен был почитать учителя больше, чем  своих родителей. Профессия учителя-воспитателя считалась самой почетной по сравнению с другими профессиями [11, c.158].

Кастовая система построения общества в средние века приводила к  ограничению доступа к образованию  широких масс населения. Даже среди  трех высших каст главенствующее положение в образовании стала занимать каста брахманов. Именно их дети готовились к занятию должностей священнослужителей, которые выполняли и главные педагогические функции. Для кшатриев и вайшья изучение вед не имело такого значения, как для брахманов, которые готовились к достаточно мистической трактовке ведических текстов и их разъяснению всем верующим.

 

1.2 Особенности средневековой индийской  педагогики

 

Индуистская и буддийская педагогические традиции претерпели в средневековом  индийском обществе определенную эволюцию.

Средневековые элементы культуры и  образованности зародились в Индии после падения империи Гупта (Vв.). При этом сохранялась кастовая система построения общества, что ограничивало доступ к образованию определенных групп населения. Больше того, даже среди трех высших каст нарастало неравенство при получении образования. Главенствующее положение занимали брахманы, чьи дети готовились к занятию должностей священнослужителей. В то же время усиливалась практическая направленность обучения представителей двух других высших каст. Вайшья, например, должен был уметь сеять и различать плодородные и неплодородные земли, измерять вес, площадь, объем и пр. Вайшья также мог знакомиться с основами географии, изучать иностранные языки, набираться опыта в торговых операциях и пр. Все эти знания приобретались не только в школе, но и у родителей.

Более демократический характер имела  буддийская система образования, которая  не принимала во внимание кастовые различия. Буддисты отказались от домашнего  обучения, передав образовательные функции монахам. В буддийских монастырях дети и подростки обучались 10 - 12 лет. От учеников ждали полного послушания, нарушителей дисциплины исключали. Обучение имело сугубо религиозно-философскую основу. Со временем программа обогащалась, в обучение были включены грамматика, лексикология, медицина, философия, логика.

Постепенно происходило сближение  брахманской и буддийской педагогических традиций, в результате чего сложилась  единая культурно-образовательная  система [13, c.105].

Эта система пришла в упадок в XI - XII вв., когда значительная часть Индии оказалась под властью вторгшихся мусульман. Огню были преданы многие хранилища рукописей. Мусульманские владыки чинили препятствия развитию культуры и образования индусов. Лишь много позже появились властители, которые стали благосклонно относиться к обучению немусульманского населения.

Воспитание и образование в  средневековой Индии не являлись прерогативой государства и рассматривались  прежде всего как личное дело человека и семьи в зависимости от религиозных убеждений. Помимо традиционных религиозно-философских учений - брахманизма и буддизма, в рамках которых эволюционировали педагогические идеи, обучение и воспитание, заметный отпечаток на теорию и практику воспитания накладывал проникший в Индию ислам.

Мусульманская педагогическая концепция  имела заметно интеллекту алистский  смысл. Считалось, что вершины воспитанности  достиг человек, активно использующий знания (истинные идеи). Предполагалось, что усвоению "истинных идей" мешают два препятствия: неточность слов и неясность мысли. При воспитании и обучении предлагалось находить адекватные слова и мысли для понимания "истинных идей". Среди наук, необходимых для решения таких педагогических задач, на особое место ставилась логика.

Непременным условием обучения и воспитания мусульманина было изучение Корана на арабском языке. Кроме того, в XVI - XVII вв. в ряде школ обучали персидскому языку, который использовался государственными чиновниками и учеными.

Система мусульманского образования в средневекой Индии во многом была сходна с той, которая существовала во всем исламском мире. Вместе с тем у нее были свои особенности [19, c.163].

Образование можно было получить с  помощью домашних учителей и в  школах. Школы существовали при мечетях  и монастырях. Доминировало обучение у частных учителей и в частных учебных заведениях. Материальная поддержка зависела от каприза властей и богатых покровителей. В конце обучения преподаватели могли рассчитывать на плату от учащихся. Постоянным приработком была переписка рукописей, за которые получали немалые деньги.

Информация о работе Особенности средневековой индийской педагогики