Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников..
В процессе исследования нами были выдвинуты такие задачи:
1. Определить значение игры в развитии ребёнка.
2. Дать характеристику и раскрыть этапы развития сюжетно-ролевой игры.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Творческие сюжетные игры развивают у ребёнка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведение при изменении ситуации. Если ребёнок достигает этого уровня, у него появляется психологическая основа для успешного проживания сложных жизненных ситуаций – ситуаций выбора и неудач, конфликтов и кризисов.

Далеко не все дети достигают этого уровня развития игровой деятельности. Те, кто его достиг – будь то до школы или уже в школьные годы, – имеют больше шансов стать самостоятельными развивающимися личностями. Развитие сюжетно-ролевых игр не останавливается с концом дошкольного возраста. Расцвет творческих сюжетных игр обычно приходится на 7-10 лет, когда дети, если им есть с кем играть и у них есть на это время, могут придумывать и разыгрывать целые приключенческие повести. Если ребёнку играть не с кем, то игра может переходить во внутренний план, т.е. превращаться в мечты и свободное фантазирование.

В последующие годы творческие сюжетные игры могут перерастать в придумывание всевозможных историй, увлечение театром, изобразительным искусством и другими творческими видами деятельности, а также в содержательное и эмоционально-личностное общение со взрослыми и сверстниками [16, C.53].

Итак, можно сделать следующий вывод. Сюжетно-ролевая игра – это школа «морального» поведения. Благодаря игре в познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и других сферах личности дошкольника происходят следующие преобразования:

1. Формируются навыки полноценного  общения, несмотря на присущий  детям эгоцентризм. Они договариваются  друг с другом, предварительно  или в процессе самой игры  распределяя роли.

2. Появляется способность произвольно  управлять своим поведением посредством подчинения правилам (через внешний контроль со стороны товарищей по игре или взрослого). К концу дошкольного возраста появляется самоконтроль.

3. Изменяется мотивационно-потребностная  сфера: от  мотивов, имеющих форму  аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям.

4. Развиваются творческое воображение (через импровизацию в реализации  замысловатых сюжетов) и произвольная  память, преодолевается познавательный  эгоцентризм (следование своему  представлению о вещах).

5.  Появляется способность изменять свою позицию, вставать на место другого, учитывать требования роли, координировать разные точки зрения.

6. Обогащается запас знаний об  окружающем мире, пополняется словарный  запас, совершенствуются средства  выразительности.

7. Развивается знаково-символическая функция сознания как возможность замещения одного предмета знаком другого.

Сюжетно-ролевые игры это, пожалуй, первая область, где начинает подготавливаться почва для важнейшего этапа развития человека. В них ребёнок и подросток с помощью правил учатся строить самостоятельное поведение, а необходимость согласованных коллективных действий есть условие социально значимого формирования самостоятельного поведения.

Сюжетно-ролевая игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, цель курсовой работы была достигнута. Нами были изучены теоретико-методологические основы использования сюжетно-ролевой дошкольниками.

К основным результатам работы можно отнести следующее:

- рассмотрено значение игры в развитии ребёнка;

- дана характеристика и раскрыты этапы развития сюжетно-ролевой игры;

Итак, можно сделать вывод, что главное назначение игры – социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками.  Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, сосредоточенности, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Арсентьева В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. – М.: Форум, 2009. – 144 с. – C. 50.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 237 с. – C. 54.
  3. Венгер  А.Л.,  Слободчиков  В.И.,  Эльконин  Б.Д.  Проблемы  детской  психологии  и  творчество  Д.Б.  Эльконина  //  Вопросы  психологии.  –  1988.  – №  3.  – С.  20–29. 
  4. Винникотт  Д.  Игра  и  реальность.  – М.,  2002. – C. 20.
  5. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 2009. – 326 с.
  6. Выготский  Л.С.  Развитие  игры  в  детском  возрасте  //  Вопросы  психологии.  –  1966.  –  №  6. 
  7. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – C. 14.
  8. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – C. 33.
  9. Краснощекова Н. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – М.: Феникс, 2014. – 256 с. – C. 4.
  10. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: Сфера: Юрайт, 2010. – 365 с. – C. 48.
  11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия: Смысл, 2011. – 174 с.
  12. Люблинская  А.А.  Детская  психология:  Учеб.  пособие  для  студентов  педагогических  институтов.  – М.: 2006. – C. 41.
  13. Махлышева С. Краткий курс по детской психологии. – М.: Окей-книга, 2009. – 128 с. – C. 32.
  14. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А.  Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с. – C. 37-39.
  15. Михайленко  Н.Я.  Формирование  сюжетно-ролевой  игры  в  раннем  детстве:  канд.  дис.  пед.  наук.  – Л.: 1975. – C.6.
  16. Недопасова В.А. Растем играя: Сред. и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2012. – C. 53.
  17. Новиков А. М. Методология игровой деятельности – М.: Издательство «Эгвес», 2006. – 48 с. – C. 8, C. 29
  18. Новоселова  С.JI.  К  вопросу  о  возрастных  особенностях  развития  содержания  игры  как  деятельности  //  Игра  и  ее  роль  в  развитии  ребенка  дошкольного  возраста.  Сб.  науч.трудов.  – М.: 1998.  – С.  41. 
  19. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – C. 21.
  20. Разноцветные игры: По материалам Московской городской недели «Игра и игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы / Авт.-сост.: Белая К.Ю., Сотникова В.М. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – C. 21.
  21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2013. – 713 с. – C. 416.
  22. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – C. 45.
  23. Смирнова Е. О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова // Психологическая наука и образование. – 2010. – №3. – C. 62-70.
  24. Усова  А. П. Об организации обучения дошкольников. – М., 2009. – С. 56-58.
  25. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Владос, 2009. – 360 с. – C. 43.

 


 



Информация о работе Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников