Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 15:42, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников..
В процессе исследования нами были выдвинуты такие задачи:
1. Определить значение игры в развитии ребёнка.
2. Дать характеристику и раскрыть этапы развития сюжетно-ролевой игры.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память [13, C.32]. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.
Психологи обращают внимание родителей на особую роль игры. игрушек в становлении психосексуальной идентичности [18, C.41]. Вот почему следует поощрять игры мальчиков с военными игрушками. позволяющие усваивать зафиксированные в мифах, сказках образцы мужского поведения, благородство, смелость. Подобное отношение следует поощрять и к ролевым играм девочек в дочки-матери, врача, школу и др., где наряду с другими детьми (взрослыми) участвуют куклы, зверушки, наделённые человеческими качествами. Трудно представить себе, как можно в полной мере сформировать у детей адекватные полоролевые стереотипы поведения без подобных игр и игрушек.
Следует иметь в виду ещё одну важную функцию игры и игрушки для детей дошкольного возраста, связанную с удовлетворением их интереса к человеческому телу и взаимоотношению полов. В играх в больницу, в семью дети преодолевают запрет на проявление любопытства к телу противоположного пола, поэтому фазу игры, где перед «доктором» надо обнажиться, дети стараются проигрывать втайне от взрослых, тем самым демонстрируя свою осведомлённость об интимных частях своего тела. Взрослому следует предусмотреть это и в доверительной беседе ответит на вопросы ребёнка.
Что же касается ролевых игр, удовлетворяющих интерес к постижению смыслов взаимоотношения взрослых людей, то позиция взрослых по отношению к играющим в них детям должна быть однозначно положительной. Ведь в таких играх (дочки-матери, семья и т.п.) дети демонстрируют свои представления о многообразных моделях взаимоотношений с родителями, детьми, прародителями, другими семьями и людьми [1, C.50]. Взрослый может увидеть в таких играх опыт детей или желаемые ими формы общения в семье, включиться в совместную игровую деятельность, чтобы вовлечь детей в наиболее социально приемлемые, добрые, сердечные взаимоотношения и взаимопомощь. В игре подобное обучение человеческим отношениям наиболее продуктивно, ибо ребёнок здесь сам органично и ненавязчиво может быть активным в построении связей с другими участниками при максимальном и свободном проявлении чувств.
Итак, можно сделать вывод, что главное назначение игры – социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.
Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, сосредоточенности, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.
Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление она привлекает внимание психологов и педагогов.
Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Режиссёрская и образно-ролевая игры к середине дошкольного возраста становятся итогом сюжетно-ролевой игры, из которой к 6-7 годам выделяются игры с правилами. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения.
Характеризуя её, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослым [21, C.416]. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Развитие игровых действий, ролей и правил игры происходит следующим образом: от игр с развёрнутой системой действий и скрытыми за действиями ролями и правилами (манипулирование с предметами) к играм со свёрнутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами (обыгрывание отношений с людьми) и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями (игры по правилам, подвижные, спортивные, настольные игры.
Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий [22, C.45].
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребёнок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т.д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные – «как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придаётся воображаемое, игровое значение. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т.п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.п.).
Рассмотрим основные этапы развития ролевой игры [23, C.62].
Первый этап: игры в отдельные действия взрослых.
Сюда относятся игры типа «укачивание малыша», «накладывание еды в тарелку», «вождение машины» и им подобные. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями.
По сути, это переходная ступень от простого подражания к ролевой игре; такие игры появляются спонтанно даже у тех детей, с которыми взрослые вообще не играют. Воображаемой ситуации в полном смысле слова здесь ещё нет, есть лишь её зачатки в виде игрового смысла предметов. Нет и полного отождествления себя с ролью: дошкольник целиком поглощён самим действием и может ещё не считать себя в игре мамой, которая укладывает малыша, или водителем, который куда-то едет.
В играх в отдельные действия ребёнок практически не разговаривает: он либо вообще играет молча, либо сопровождает игру звуками, подражающими реальным, например, шуму мотора машины, мяуканью кошки или маминой колыбельной. Иногда он воспроизводит в игре отдельные слова или фразы, но никогда не говорит за других персонажей. Иначе говоря, в играх этого уровня ещё нет взаимодействия персонажей.
Иногда встречаются дети, которые вообще не достигают следующего уровня развития игры. Как правило, большую часть времени они либо примитивно играют с эффектными игрушками, просто включая и выключая их, либо беспорядочно бегают по двору, не зная чем заняться, либо начинают что-то ломать и задирать других детей. Становясь старше, они начинают подолгу пассивно смотреть телевизор или видео, в три-четыре года они часто любят смотреть рекламу (ибо там обычно много звуковых и зрительных эффектов) и воспроизводить отдельные фразы с соответствующими интонациями. Повзрослев, такие дети обычно не любят ничего читать, плохо учатся в школе, конфликтуют с учителями, одноклассниками и родителями.
Второй этап: простые ролевые игры.
«Дочки-матери», «посещение врача», «приход гостей», «покупка продуктов в магазине»–- разыгрывание этих и им подобных повседневных ситуаций относится к уровню простых ролевых игр.
Здесь уже есть полноценная игровая ситуация и принятие на себя роли взрослых: в игре ребёнок становится то мамой, то папой, то врачом, то водителем автобуса... На этой стадии дошкольник полностью отождествляет себя в игре с ролью и стремится точно воспроизвести те действия, которые он видел в жизни или на экране. Этого же он требует и от партнёра по игре, в противном случае ребёнок начинает возмущаться: «ты неправильно играешь!».
По сути, только на этом уровне в игре, помимо самого ребёнка, появляется второе действующее лицо. И только здесь возникает взаимодействие персонажей и они вступают в диалог друг с другом – до этого, даже если ребёнок играл в укладывание или кормление малыша, его «малыш» был бессловесным объектом действия. Теперь тот же «малыш» становится активным действующим лицом: он может капризничать и не хотеть спать, может просить рассказать сказку или спеть песенку. Поэтому простые ролевые игры помогают ребёнку осваивать многие повседневные роли, такие как роль пациента на приёме у врача, роль пришедшего в дом гостя или роль покупателя в магазине.
Характерный признак игр этого уровня, позволяющий легко отличить их от игр в отдельные действия, состоит в том, что ребёнок начинает в игре много говорить, даже если он играет один.
Кроме того, в ролевые игры детям лучше играть вдвоём или втроём. Если же партнёрами дошкольника всегда оказываются только игрушки, у него будет мало опыта общения с другими детьми и ему будет труднее строить отношения с ними.
Хорошо развитый ребёнок достигает уровня простых ролевых игр в два – два с половиной года в совместной со взрослым игре и в возрасте около трёх лет в самостоятельной игре. Если с ребёнком играют мало – он достигает этого уровня в совместной игре в три-четыре года, а в самостоятельной – в четыре-пять лет и может так на нём и остановиться.
В самостоятельной игре дошкольника игры с простым сюжетом могут появиться в три с половиной или четыре года. При этом ребёнок вовсе не перестаёт играть в простые ролевые игры, довольно долго он может с удовольствием играть в игры обоих этих типов.
Третий этап: сюжетно-ролевые игры.
Сюжет игры – это связная последовательность игровых ситуаций. От игр предыдущего этапа сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Например, игра в «поездку на дачу» может протекать так: сначала все вместе «едут на дачу» на «машине» или на «электричке», затем «папа» копает или поливает грядки, «мама» готовит «еду», а «дети» ловят «кузнечиков», потом все вместе «идут в лес» за ягодами или за грибами и так далее.
Такое усложнение структуры игры – это важный признак развития сознания дошкольника, показатель его способности связывать разные жизненные ситуации в единое целое и осуществлять в них последовательную линию поведения. Сюжеты игры могут браться из жизни или из книжки, могут подсказываться новыми игрушками или предлагаться взрослым.
В сюжетно-ролевых играх усложняются взаимоотношения персонажей: они могут ссориться и мириться друг с другом, спорить и договариваться о совместных действиях, бороться или воевать. Взаимоотношения самих детей тоже усложняются, ведь теперь им надо договариваться не только о том, во что играть и кто какую роль будет исполнять, но и том, как будут развиваться события, какие эпизоды включать в игру, а какие нет, и кто кого победит. Поэтому, играя друг с другом в сюжетно-ролевые игры, дети начинают учиться азам делового общения. На первых порах здесь очень важно участие взрослого, который учит детей договариваться и искать справедливые и взаимоприемлемые решения всех спорных вопросов.
Сюжетно-ролевые игры помогают ребёнку успешно «переваривать» любые события, которые сильно потрясли или задели его, – радостные или страшные, печальные или обидные. В игре малыш может много раз переживать новогодний праздник или посещение цирка – до тех пор пока эмоционально не «насытится» этим опытом [9, C.4]. Точно так же он может многократно проживать те чувства, которые вызывает у него любимый мультик или книжка.
Игра позволяет также «переиграть» события, которые закончились неудачей, помочь примириться с потерей и эмоционально подготовиться к будущим событиям, вызывающим радостное или тревожное волнение (поступление в школу, поездка в гости или на рыбалку и тому подобное).
Играя в сюжетно-ролевую игру, ребёнок уже удерживает в сознании не только смысл конкретного игрового действия, но и его включённость в сюжет, его смысловые связи с другими эпизодами игры. Тем самым смысловое строение сюжетно-ролевой игры оказывается многоуровневым, и эта многоуровневость впоследствии становится основой для сложного социального поведения, где каждое действие также должно быть включено в разные смысловые связи одновременно. Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.
Однако если развитие игровой деятельности ребёнка остановится на уровне сюжетно-ролевых игр и если эту остановку впоследствии не скомпенсировать, его самостоятельность будет ограниченной – он будет легко действовать по готовым, заранее известным сценариям, но ему будет трудно гибко выстраивать свои действия в постоянно меняющихся обстоятельствах. Такой ребенок сможет успешно строить свою жизнь в стабильных и достаточно простых жизненных условиях, но будет не готов к поиску решений в сложных, противоречивых и конфликтных жизненных ситуациях.
Четвёртый этап: творческие сюжетные игры.
От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма. Благодаря этому мир человеческой жизни предстаёт перед ним как огромное пространство возможностей.
Приключения детей (которые могут включать подшучивание над родителями и подготовку необычных сюрпризов, ссоры и примирения, немыслимые в реальной жизни путешествия и встречи и ещё многое другое), строительство игрушечных городов и придумывание жизни в них и взаимоотношений их обитателей, войны между придуманными странами, жизнь кукольной семьи – вот лишь некоторые из частых тем творческих сюжетных игр [23, C.70].
Сюжеты этих игр могут быть навеяны прочитанными книгами, какими-то яркими событиями или повседневными впечатлениями, но ребёнок свободно обращается с ними, примеривает сюжет на себя, меняет ход и исход событий, моделирует разные варианты возможного хода событий, в том числе - и заведомо невозможные в реальной жизни и даже абсурдные. Сюжет в этих играх может развиваться по-разному, и если дети играют вдвоём или втроём, важной частью игры становится «договаривание» о том, как будут развиваться события.
Информация о работе Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников