Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:10, дипломная работа
Актуальность исследования. Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия или работы памяти. Поэтому восприятие называют «сквозным» психическим процессом. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Любая задержка психического развития имеет функциональный характер, что свидетельствует об обратимости заболевания, то есть о возможности восстановления временно нарушенной психической функции.
Задержка
психического развития характеризуется
незрелостью эмоционально-
У детей данной категории отмечается низкий уровень сформированности всех основных мыслительных процессов, таких как анализ, обобщение, абстракция, перенос (Т. П. Артемьева, Т. А. Фотекова, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени).
Восприятие
у детей с задержкой
У детей
этой группы, в связи с неполноценностью
зрительного и слухового
Еще одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти, они проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения и плохой переработке воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память. На передний план в структуре нарушения мнемической деятельности выступает недостаточное умение применять приемы запоминания, такие как смысловая группировка, классификация. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля.
Внимание
характеризуется
У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания. [6, 18]
Неустойчивость
внимания и снижение работоспособности
у детей данной категории имеют
индивидуальные формы проявления. Так,
у одних детей наиболее высокая
работоспособность и
Выраженное
отставание наблюдается и в мыслительной
деятельности детей с задержкой
психического развития. Они испытывают
трудности в формировании образных
представлений, у них не формируется
соответствующий возрастным возможностям
уровень словесно-логического
Дети с задержкой психического развития в целом отличаются сниженной умственной работоспособностью. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий.
Этими же
факторами объясняются
Также у детей с задержкой психической развития наблюдаются трудности в формировании игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, а следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе [18-22, 35]
Таким образом, можно сказать, что структура задержки психического развития в старшем дошкольном возрасте определяется недостаточным формированием операций мыслительной деятельности, трудностями в формировании ведущей деятельности возраста – игровой деятельности, недостаточной сформированностью мотивационной стороны психической деятельности и неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления, пространственно-временных представлений, активной функции внимания.
Задержка психического развития – это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма.
При задержке психического развития наблюдается недостаток внимания. Дети рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе, например стук в дверь. [5, 18, 33]
У детей с задержкой психического развития встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводят к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера.
Значительные
недостатки произвольного внимания
у детей с задержкой
Исследователи детей с ЗПР отмечают следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:
– низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость;
– чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности;
– «неселективное» (неизбирательное) внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;
– частая переключаемость внимания (спонтанная реакция детей на внешние раздражители);
– инертность внимания, выражающаяся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой;
Приведенные
особенности нарушения внимания
у детей с задержкой
В воспитательной
и учебной деятельности детей
старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития необходимо
учитывать некоторые
У детей с задержкой психического развития с синдромом гиперактивности отмечается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители. Это сильно затрудняет сосредоточение на необходимом учебном материале. При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушения внимания нарастают в момент утомления и резкого падения работоспособности. При явлениях психофизического инфантилизма – утрата интереса к данному виду деятельности [9-11, 20, 31]
Установлено, что с возрастом в процессе обучения и воспитания произвольное внимание детей с задержкой психического развития в значительной степени поддается коррекционному воздействию.
Психологическая коррекция нарушения внимания требует длительного времени и условий, при которых дети могут работать, не отвлекаясь, постепенно приобретая усидчивость и аккуратность. Для достижения этих целей, важно помогать ребенку формировать навык самоконтроля в учебно-воспитательном процессе. Для преодоления нарушений произвольного внимания, одновременно будут востребованными различные коррекционные приемы, в частности, это может быть предъявление интересных, личностно значимых заданий.
Выводы по первой главе.
Проблема развития внимания - сложная, ёмкая, многогранная. В основном психологи сходятся во мнении о том, что внимание не выделяется в отдельный психологический полноправный процесс. Внимание своего особого содержания не имеет: оно проявляется внутри таких психологических процессов как восприятие, мышление, память. Оно сторона всех познавательных процессов сознания, обеспечивает успешную и четкую работу сознания.
Задержка
психического развития у детей является
сложным полиморфным
Итак, вышесказанное свидетельствует о важности своевременного создания условий для развития внимания детей с задержкой психического развития
. Глава 2. Исследование особенностей внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования
Цель исследования: изучить возможности использования дидактической игры для формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического.
Задачи исследования:
– Проанализировать психолого-педагогическую, психологическую литературу по теме исследования.
– Подобрать и провести методики для диагностики произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
– Разработать коррекционно-развивающую программу с использованием дидактической игры для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольников с задержкой психического развития.
– Выполнить сравнительный анализ тест-результатов констатирующего и контрольного экспериментов для определения эффективности коррекционно-развивающей программы.
Количественная обработка тест-результатов выполнялась с помощью математико-статистических методов:
– частотного анализа и параметров статистических распределений психодиагностических показателей,
– непараметрического статистического U-критерия Манна-Уитни для независимых выборок (констатирующий эксперимент),
– непараметрического статистического критерия знаков для зависимых выборок (формирующий эксперимент).
Гипотеза исследования: трудности в формировании произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР связаны с низким уровнем основных свойств внимания. Эффективным методом психологической коррекции этих трудностей является дидактическая игра.
Экспериментальное исследование формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития осуществлялось на базе Государственного дошкольного образовательного учреждения детский сад №85 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга.