Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:10, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия или работы памяти. Поэтому восприятие называют «сквозным» психическим процессом. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

Файлы: 1 файл

диплом т.docx

— 101.44 Кб (Скачать)

Любая задержка психического развития имеет функциональный характер, что свидетельствует об обратимости заболевания, то есть о возможности восстановления временно нарушенной психической функции.

Задержка  психического развития характеризуется  незрелостью эмоционально-волевой  сферы, дезадаптивными формами поведения, а также неравномерным формированием процессов познавательной деятельности. В исследованиях многих ученых (И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, С. Г. Шевченко) отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации.

У детей  данной категории отмечается низкий уровень сформированности всех основных мыслительных процессов, таких как анализ, обобщение, абстракция, перенос (Т. П. Артемьева, Т. А. Фотекова, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени).

Восприятие  у детей с задержкой психического развития поверхностное. Таким детям  для приема и переработки сенсорной информации требуется более длительное количество времени (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками). У детей этой группы восприятие характеризуется: недостаточностью, фрагментарностью знаний об окружающем мире; затруднениями при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, схематичных и контурных изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Они не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. По мнению ряда исследователей, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении.

У детей  этой группы, в связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия, недостаточно сформированы пространственно-временные  представления. Страдает ориентировка в направлениях пространства, часто  возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. [1-3, 9, 11, 16, 25, 34]

Еще одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти, они проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения и плохой переработке воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память. На передний план в структуре нарушения мнемической деятельности выступает недостаточное умение применять приемы запоминания, такие как смысловая группировка, классификация. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля.

Внимание  характеризуется неустойчивостью, рассеянностью, затруднениями в его переключении и распределении. Детям с задержкой психического развития трудно собрать, сконцентрировать свое внимание.

У детей  с ЗПР отмечается неравномерность  и замедленность развития устойчивости внимания. [6, 18]

Неустойчивость  внимания и снижение работоспособности  у детей данной категории имеют  индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей наиболее высокая  работоспособность и максимальное напряжение внимания обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются неравномерная работоспособность и периодические колебания внимания на протяжении всего выполнения задания.

Выраженное  отставание наблюдается и в мыслительной деятельности детей с задержкой  психического развития. Они испытывают трудности в формировании образных представлений, у них не формируется  соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления. Т. В. Егорова, изучая особенности наглядно-образного мышления детей с ЗПР, обнаружила недостатки сформированной зрительно-аналитико-синтетической деятельности. Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала, слабости регулирующей функции мышления, низкой сформированности основных мыслительных операций анализа и синтеза. [5, 14]

Дети  с задержкой психического развития в целом отличаются сниженной  умственной работоспособностью. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий.

Этими же факторами объясняются характерные  нарушения поведения у данной категории детей. Такие дети отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. У них снижена потребность  в общении. Они с трудом приспосабливаются  к детскому коллективу, им свойственны  колебания настроения и повышенная утомляемость. У большинства из них  обнаруживается повышенная тревожность  по отношению к взрослым, от которых они зависят. Они почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развернутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности. Все это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Также у  детей с задержкой психической  развития наблюдаются трудности  в формировании игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, а следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе [18-22, 35]

Таким образом, можно сказать, что структура  задержки психического развития в старшем  дошкольном возрасте определяется недостаточным  формированием операций мыслительной деятельности, трудностями в формировании ведущей деятельности возраста – игровой деятельности, недостаточной сформированностью мотивационной стороны психической деятельности и неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления, пространственно-временных представлений, активной функции внимания.

1.3. Особенности произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития

Задержка  психического развития – это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма.

При задержке психического развития наблюдается недостаток внимания. Дети рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе, например стук в дверь. [5, 18, 33]

У детей  с задержкой психического развития встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной  продуктивности при выполнении заданий  с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводят к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера.

Значительные  недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации  к учебной деятельности. Перечисленные  нарушения внимания являются наиболее характерными для детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения.

Исследователи детей с ЗПР отмечают следующие  особенности внимания, характерные  для данного нарушения:

– низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость;

– чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности;

– «неселективное» (неизбирательное) внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;

– частая переключаемость внимания (спонтанная реакция детей на внешние раздражители);

– инертность внимания, выражающаяся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой;

Приведенные особенности нарушения внимания у детей с задержкой психического развития: препятствуют реализации мыслительной деятельности; не активизируют сосредоточенность  и избирательность познавательной деятельности; затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.

В воспитательной и учебной деятельности детей  старшего дошкольного возраста с  задержкой психического развития необходимо учитывать некоторые особенности  произвольного внимания. Во-первых, у детей данной категории наблюдаются  частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности (так  называемая смена «рабочих» и  «нерабочих» настроений), что связано  с их нервно-психическим состоянием. Во-вторых, на успешность выполнения учебных заданий отрицательно влияют не только характеристики произвольного внимания, но и такие обстоятельства, как сложность задания, значительный объем работы [14, 39]

У детей  с задержкой психического развития с синдромом гиперактивности отмечается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители. Это сильно затрудняет сосредоточение на необходимом учебном материале. При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушения внимания нарастают в момент утомления и резкого падения работоспособности. При явлениях психофизического инфантилизма – утрата интереса к данному виду деятельности [9-11, 20, 31]

Установлено, что с возрастом в процессе обучения и воспитания произвольное внимание детей с задержкой психического развития в значительной степени поддается коррекционному воздействию.

Психологическая коррекция нарушения внимания требует  длительного времени и условий, при которых дети могут работать, не отвлекаясь, постепенно приобретая усидчивость и аккуратность. Для достижения этих целей, важно помогать ребенку формировать навык самоконтроля в учебно-воспитательном процессе. Для преодоления нарушений произвольного внимания, одновременно будут востребованными различные коррекционные приемы, в частности, это может быть предъявление интересных, личностно значимых заданий.

Выводы  по первой главе.

Проблема  развития внимания - сложная, ёмкая, многогранная. В основном психологи сходятся во мнении о том, что внимание не выделяется в отдельный психологический  полноправный процесс. Внимание своего особого содержания не имеет: оно  проявляется внутри таких психологических  процессов как восприятие, мышление, память. Оно сторона всех познавательных процессов сознания, обеспечивает успешную и четкую работу сознания.

Задержка  психического развития у детей является сложным полиморфным нарушением, при котором у разных детей  страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Без специальной коррекционной педагогической помощи ребёнок с задержкой психического развития оказывается психологически не подготовленным к школе по всем параметрам.

Итак, вышесказанное  свидетельствует о важности своевременного создания условий для развития внимания детей с задержкой психического развития

 

. Глава 2. Исследование особенностей внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 

2.1 Цель, задачи, методы и организация  исследования

Цель исследования: изучить возможности использования дидактической игры для формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического.

Задачи исследования:

– Проанализировать психолого-педагогическую, психологическую литературу по теме исследования.

– Подобрать и провести методики для диагностики произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.

– Разработать коррекционно-развивающую программу с использованием дидактической игры для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольников с задержкой психического развития.

– Выполнить сравнительный анализ тест-результатов констатирующего и контрольного экспериментов для определения эффективности коррекционно-развивающей программы.

Количественная  обработка тест-результатов выполнялась с помощью математико-статистических методов:

– частотного анализа и параметров статистических распределений психодиагностических показателей,

– непараметрического статистического U-критерия Манна-Уитни для независимых выборок (констатирующий эксперимент),

– непараметрического статистического критерия знаков для зависимых выборок (формирующий эксперимент).

Гипотеза исследования: трудности в формировании произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР связаны с низким уровнем основных свойств внимания. Эффективным методом психологической коррекции этих трудностей является дидактическая игра.

Экспериментальное исследование формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития осуществлялось на базе Государственного дошкольного образовательного учреждения детский сад №85 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга.

Информация о работе Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития