Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:10, дипломная работа
Актуальность исследования. Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия или работы памяти. Поэтому восприятие называют «сквозным» психическим процессом. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
В 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;
В 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;
В старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:
– расширяется объем внимания;
– возрастает устойчивость внимания;
– формируется произвольное внимание.
Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта и развития ребенка. Старший дошкольник способен удерживать в поле зрения небольшое количество предметов или явлений.
Незаменимым средством организации внимания является речь. По мере развития ее функций дети становятся способными заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности. В старшем дошкольном возрасте использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка.
Не смотря на то, что дошкольники начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста. Они не могут долго задерживать, сосредотачивать свое внимание на однообразной и малопривлекательной для них деятельности. Им больше интересна игровая эмоционально окрашенная деятельность, в которую они достаточно долгое время могут быть вовлечены.
Для поддержания
устойчивого произвольного
– отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;
– привычные условия работы.
– возникновение косвенных интересов.
Например: у ребенка существует устойчивый интерес к результату деятельности;
– создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.).
– тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений).
Для своевременного развития у детей определенных качеств внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способности управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения.
Нарушения внимания
Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.
К нарушениям внимания относятся:
– неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
– снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;
– повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;
– снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
Виды нарушений внимания:
1) Отвлекаемость (отвлечение внимания) – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость, бывает внешней и внутренней. Под влиянием раздражителей, возникает внешняя отвлекаемость, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы. [3, 9, 21, 29, 42]
2) Рассеянность внимания – это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.
Причины рассеянного внимания:
– умственное и физическое переутомление
– наличие тяжелых переживания, травм
– ухудшение состояния здоровья
– ослабленное состояние нервной системы (неврастения)
– эмоциональная перегрузка
– нарушения режима труда и отдыха. [6, 18, 33]
3) Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
4) Сужение объема внимания
5) Неустойчивость внимания (Низкая концентрация внимания) - неспособность сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость
Об уровне развития внимания много говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется потому, насколько человек углублен в работу. Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий, например, пересказывает рассказ и перемещается по комнате.
Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой. Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е гг. XX века. Острая необходимость изучения особенностей психического развития детей с задержкой психического развития в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с полноценно развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами образования. (М. С. Певзнер). Важным направлением в исследовании этой проблемы является систематическое клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития, которое начали в 70-е г.г. XX в. сотрудники Научно-исследовательского института дефектологии. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР были представлены в работе Т. А. Власовой и М. С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии».
Определение понятия «задержка психического развития»
К. С. Лебединской в 70 – 80 гг. была разработана классификация основных типов задержки психического развития. Классификация основных видов ЗПР по К. С. Лебединской опирается на классификацию Власовой-Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип. Было выделено четыре основных типа задержки психического развития:
1) ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.
2) ЗПР соматогенного происхождения (причина – перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.
3) ЗПР психогенного происхождения (причина – неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)
4) ЗПР церебрально-астенического генеза (причина – мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией – повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.
В клинико-психологической
структуре каждого из перечисленных
вариантов задержки психического развития
имеется специфическое
Задержанное психическое развитие – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Задержка психического развития – это сложное нарушение, при котором страдают разные компоненты психологической и физической деятельности.
Выявить у детей задержку психического развития при рождении нельзя. Задержка психического развития, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идет уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. [3,19,41]
При систематике ЗПР выделяют две основные формы [8,18,36,42]:
1) Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);
2) Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально – астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).
Задержка психического развития может быть вызвана различными причинами:
1) Биологические причины:
– недоношенность,
– родовые травмы,
– инфекционные заболевания,
– генетическая обусловленность,
– патология беременности (травмы, интоксикации, токсикозы),
– органические поражения центральной нервной системы (ЦНС).
2) Социальные причины:
– неблагоприятные условия воспитания (гипоопека, гиперопека),
– воспитание в условия социальной депривации.
У детей с задержкой психического развития наблюдается гиперактивность, импульсивность, возбудимость, сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, тревожность, а также агрессии. (М. С. Певзнер).
При ЗПР
основные нарушения интеллектуального
уровня развития ребенка приходятся
на недостаточность познавательных
процессов. У таких детей недостаточно
сформирована познавательная деятельность,
она характеризуется
Основные затруднения, возникающие при необходимости разграничения данного вида нарушения психического развития с легкой дебильностью, с одной стороны, и с вариантами интеллектуальной нормы – с другой, связаны главным образом с необходимостью возможно более полной и точной оценки структуры и уровня нарушений интеллектуальной деятельности ребенка. Не менее значимым является и анализ особенностей эмоционально – волевой сферы ребенка, экспериментально – психологическое уточнение которых в процессе дифференциальной диагностики может существенно дополнить данные клинико-психопатологического обследования. Кроме того, качественная неоднородность контингента детей с задержкой психического развития, определяемая разнообразием патогенетических механизмов, требует и его внутренней дифференциации, которая должна рассматриваться как обязательное условие для оптимального выбора форм и методов медико-педагогической коррекции.
Все это
представляет вполне определенные требования
к методам психологической диагностики
задержкой психического развития. Прежде
всего, они должны обеспечить достаточно
полный охват различных компонентов психической
деятельности ребенка, ее структурных,
динамических и содержательных характеристик.
Недопустимо ограничиваться применением
разрозненных, случайно подобранных диагностических
проб и опираться при оценке результатов
лишь на констатацию успешности либо не
успешности их выполнения. Анализ экспериментальных
данных должен осуществляться в контексте
целостной деятельности, в традициях качественного
подхода к диагностике, позволяющего определить
вероятные причины затруднений, которые
возникают у ребенка в процессе выполнения
заданий, оценить актуальный уровень сформированности
определенных интеллектуальных качеств,
а также ближайших потенций их дальнейшего
формирования. Последняя характеристика
в данном виде диагностики играет особую
роль, так как отражает уровень обучаемости
ребенка, который при задержке психического
развития существенно выше, чем при олигофрении
в степени дебильности, и поэтому правомерно
рассматривать как наиболее значимый
дифференциально-
Существенное значение имеет оценка степени выраженности тех или иных нарушений психической деятельности ребенка. Поэтому как частные его достижения при выполнении отдельных экспериментальных заданий, так и общие характеристики его деятельности должны по возможности носить формализованный характер и иметь количественное выражение. В данном случае сочетание часто противопоставляемых качественного и количественного подходов к диагностике, видится наиболее продуктивным, так как позволяет, с одной стороны, дать содержательную психологическую трактовку выявляемых особенностей психического развития ребенка и, с другой стороны, сопоставить их по степени выраженности, как с возрастной нормой, так и с легкой степенью дебильностью.
Причины возникновения задержки психического развития многообразны. Это могут быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, природовом, а так же раннем периоде жизни ребенка. Может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей [19-21, 26, 35-37]