Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:02, контрольная работа
На первых этапах вхождения в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка. Под воздействием социальной ситуации развития у детей формируются новые потребности в овладении знаниями и умениями, в своевременной явке в школу, в выполнении всех заданий учителя, в получении одобрения со стороны учителя и товарищей, потребность занимать определенное место в коллективе. Ребенок входит в новый режим, устанавливает доверительные отношения с учителем и товарищами.
Младший школьный возраст характеризуется новизной социального статуса ребенка, впервые вступившего в систему "ответственных зависимостей". В этот период начинает формироваться собственное видение, свои критерии оценок поступков и поведения окружающих, возникает требовательность и избирательность в отношениях со сверстниками, развивается познавательное отношение к социальному миру [9, c.27].
1. Характеристика психологических особенностей младших школьников 3
2. Современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников в процессе образования 9
3. Критерии сформированности у первоклассников коммуникативных знаний, умений и способностей 16
Список использованных источников 20
Так же для развития коммуникативных способностей учащихся можно использовать следующие виды игр:
Возникает необходимость создания и использования методических приемов на уроках, построенных на актуализацию естественной любознательности ребенка, т.е. осмысление, совместное решение тех проблем, которые волнуют детей в их повседневной жизни и являются лично значимыми для них. Создаются специальные условия, нацеленные на актуализацию стимулирования естественной любознательности и коммуникативной активности. Этими условиями могут быть игровые формы, решение личных проблем, активные методы – ситуации [5, c.17].
В учебной практике были разработаны следующие приемы обучение умению слушать друг друга:
В ходе таких упражнений дети осмысливают свое внимание к окружающим, учатся ценить общение с ними. Созданию атмосферы доброжелательности служат добрые традиции в классе: дети привыкают встречать друг друга радостной улыбкой, каждого весело приветствуют.
На занятиях дети
учатся передавать свое настрое
Необходимо занимается развитием у детей творческих способностей (в том числе речевых, коммуникативных) средствами театрально-игровой деятельности. Для успешного проведения театрализованных игр необходима импровизация, доверительная атмосфера, как со стороны воспитателя, так и со стороны детей.
Большинство театрализованных игр не продолжительны по времени и просты по своей организации (что особенно важно для начинающих актеров), проводятся они не только на специальных занятиях, но и в свободное время: на прогулке, во второй половине дня.
Главный методический прием в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием художественного эффекта. Учащиеся по-разному, в разном темпе воспринимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают глубже понимать ее содержание и направленность, становятся инициативнее.
Особенно учителя обращают внимание на то, как говорят дети. Театрализованная игра способна приучить детей к искусству речевой коммуникации. Поэтому, удачно выстроенные, яркие, эмоциональные монологи и диалоги в таких играх надо при обсуждении положительно отмечать, стараться создать эмоциональный комфорт для наиболее полной творческой отдачи играющих [6, c.47].
Подготовка к театрализованной деятельности детей младшего школьного возраста должна проходить в несколько этапов:
В личности младших школьников, находящихся на высоком уровне развития коммуникативных способностей, проявляются следующие аспекты: учащиеся общаются со сверстниками и взрослыми, сопровождая речь жестами, мимикой; такие школьники хорошо представляют социальные ситуации, в которых можно разговаривать на деловом, игровом уровнях; отношения таких учеников со сверстниками строятся легко, проявляются их лидерские качества; в школьной среде ведут себя естественно, из конфликтных и сложных ситуаций выходят самостоятельно.
Младшие школьники со
средним уровнем
Для младших школьников,
у которых коммуникативные
Для раскрытия когнитивного критерия– уровень сформированности у первоклассников коммуникативных знаний, можно использовать тест – опросник для родителей "Оценка коммуникативных способностей младших школьников", который включает в себя перечень следующих вопросов:
Для отслеживания деятельностного критерия – уровня сформированности коммуникативных умений первоклассников в сфере межличностного общения, используются следующие методики: тестовая методика самоотношения "Какой Я", методика выявления межличностных отношений "Выбор действия", методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей позволяющие "проживать" различные ситуации, определяя свои потребности к лидерству, к поддержке, к сотворчеству, к признанию заслуг другого, к умению отстаивать свою точку зрения [2, c.47].
Для отслеживания мотивационного критерия – уровня сформированности социальной приспособленности первоклассников. Используются следующие методики: методика Рене Жиля (выявление социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений); тест Розенцвейга (исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности).
Одним из педагогических условий выступает оснащение первоклассников знаниями о коммуникации как процессе общения людей между собой, которое заключается в знании вербальных и невербальных средств коммуникации и культуры речевого общения. В результате реализации, которого учитель использует интересные, нестандартные формы и методы работы на уроках. Происходит активизация деятельности учеников на различных уроках, расширялись эмоциональные контакты между детьми, развивается коммуникативная грамотность учащихся, культура взаимоотношений.
Вторым условием выступает включение первоклассников в коллективно-игровую деятельность диалогового характера, которое состоит из умения межличностного общения и умения строить отношения в коллективе. Данное условие предполагает изменение педагогом содержания деятельности по развитию коммуникативных способностей первоклассников, обогащая ее дополнительным социальным компонентом. Используя в работе с детьми определенный комплекс коммуникативных упражнений, приемов, заданий, тренингов, игр способствовал развитию многосторонних социальных связей и социального опыта воспитанников, повышает самооценку детей, способствовал воспитанию у младших школьников культуры общения через усвоение основ нравственного поведения.
Третье педагогическое условие предполагает использование ситуации успеха в качестве средства, стимулирующего мотивацию детей на общение, содержащее в себе проявление навыков социальной приспособленности и навыков выхода из сложных ситуаций. Происходит повышение мотивации учения и развитие познавательных интересов, что позволяет ученикам почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда; корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку; развитие инициативности, креативности, активности; поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
У младших школьников только начинают формироваться элементы основ коммуникации, что проявляется в своеобразии нравственного усвоения мира. Моральные переживания возникают раньше, чем моральные понятия. Для младшего школьника характерно наличие непроизвольного внимания. Школьник еще не способен сам управлять своим вниманием. На первых этапах в этом возрасте цели деятельности перед учеником ставят взрослые (учителя, родители). Если появляется необходимость, они же могут помочь в достижении целей. Развитие произвольного внимания происходит в направлении и от выполнения целей, которые перед ними ставят взрослые, к целям, которые определяет себя сам ученик и потому их выполнение сам же и контролирует.