Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа
Впервые понятие «трудные дети» появилось в довоенное время и практически сразу получило широкое распространение. Однако возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время такое определение исчезло, а в 50-х-60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин существует с научном словаре педагогики и психологии. Но и сегодня среди учёных идёт дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли этот термин? Некоторые учёные считают его оскорбительным, особенно в общении с самим ребёнком или его родителями.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.
1.1. Девиантное и делинквентное поведение.
1.2. Типизация «трудных» детей и подростков.
1.3. Основные «семейные» причины появления трудного поведения.
ГЛАВА II. Особенности работы с детьми трудного поведения.
2.1. «Трудные дети» в школе и учебной деятельности.
2.2. «Трудные дети» в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На вопрос как
же учитель должен организовать свою
работу с педагогически запущенными
детьми В.А. Сухомлинский ответил так:
«Главное - не допустить переживания этими
детьми своей «неполноценности», воспрепятствовать
появлению у них безразличного отношения
к учебному труду, не притупить чувство
чести и достоинства»[36]. Эта цель достигалась
комплексом приёмов.
Во-первых, «учить и
воспитывать таких детей надо в массовой
общеобразовательной школе: создавать
для них какие-то специальные учебные
заведения нет нужды». Это необходимо
не только для того, чтобы недостаточно
способный ребёнок никогда не чувствовал
своей «неполноценности», тут важно, чтобы
он находился в атмосфере полноценной
духовной жизни школы» .
Во-вторых, на уроке
дети с пониженной способностью к
обучению должны получать задания, которые
гарантировали бы им успех в работе.
Для этого учителю следует
выявить наиболее сильную сторону
в умственных способностях ученика и,
опираясь на неё, предлагать соответствующие
задания. Успех в выполнении даже одного
дела укрепляет веру ребёнка в свои силы.
В результате к очередному заданию он
приступает уже с «предчувствием успеха».
Переживание радости успеха – необходимое
условие нормальной, продуктивной учебной
деятельности[37].
Известный педагог
Н.Е.Щуркова предлагает несколько
вариантов работы с такими детьми:
·
Подавление их действий и поступков,
способных нанести вред
·
Игнорирование его умышленно резкого,
провоцирующего поведения
·
Вовлечение ребёнка в какую-нибудь
активную деятельность (занятия спортом,
играми, творчеством)[38]
Подводя итог всем упомянутым
способам и методам, следует сказать,
что «трудный» ребёнок всегда будет и
должен занимать больше внимания педагога,
чем «нормальный». Если вспомнить,
что «трудный» ребёнок – это чаще всего
заброшенный родителями, запущенный близкими,
нелюбимый в большинстве коллективов,
то такое отношение к нему будет оправданным.
2.2. «Трудные дети»
в обществе.
Одна из особенностей
поведения трудных детей - конфликтные
длительные отношения с окружающими.
Вначале конфликтные отношения
возникают, как правило, помимо воли
подростка с одним из родителей
или педагогов. Затем конфликтная среда
расширяется и завершается окончательно
испорченными отношениями с большинством
взрослых и сверстников. Зачастую «трудные»
дети и подростки противопоставляют себя
обществу, в котором живут и стараются
нанести ему, по возможности, вред. Таким
образом, их поведение становится асоциальным,
опасным для многих других членов этого
общества.
Сложная социально-экономическая
ситуация последних лет в России
вызвала увеличение количества безнадзорных
детей. По данным МВД ещё в 1997 году сотрудниками
органов внутренних дел выявлено 67,6 тысяч
безнадзорных несовершеннолетних, число
лиц, лишенных родительских прав, уже тогда
его рост считался возросшим за последние
5 лет в три раза.[39] К сожалению, в наши
дни рост безнадзорных и беспризорных
детей ещё продолжается.
Растущий человек
оказывается в асоциальной, подчас
криминальной среде, где действуют
чуждые обществу требования, правила,
традиции, ценности, асоциальные групповые
нормы (клички, “общий котел”, клятвы,
ритуалы, “прописка”, татуировки, уголовный
жаргон и пр.).
Для спасения детей
от поднимающейся волны
Основное назначение
Центров - оказание конкретной помощи
ребенку в обретении им смысла
жизни через обращение
В условиях Центров
воспитываются
В последние годы
отмечается высокий уровень девиантного
поведения принимаемых в
Состояли на учете
в ОПППН или имели судимость 88%
Употребляли алкоголь
98%
Употребляли наркотические
или токсические вещества 78%
Сексуально-девиантное
поведение с половой
Участвовали в грабежах
и вымогательствах 26%
Участвовали в кражах
75%
Склонность к бродяжничеству,
уходам из дома 64%
Практически каждый
второй подросток - второгодник, либо не
обучался в школе в течение 2-3
лет и более. В Центрах воспитываются
дети от 10 до 18 лет, по возрастному составу
свыше 50% - подростки старше 15 лет.
Таким образом, можно
сделать вывод, что «трудные дети» являются
большой проблемой нашего общества, и
могут быть опасны для него. В то же самое
время они нуждаются в постоянной заботе
и поддержке этого общества, требуют к
себе внимания и огромных затрат – как
моральных, так и материальных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог работе,
можно заключить, что проблема «трудных»
детей в современном обществе
очень актуальна. Алкоголизм, наркомания,
проституция, преступления в раннем
возрасте сегодня не являются редкостью.
Общественность с одной стороны, борется
с девиацией: организуют центры психологической
поддержки и реабилитации «трудных» детей
и подростков, стараются обеспечить их
занятость в общественно-полезных делах,
проводят акции в поддержку здорового
образа жизни и отказа от наркомании и
курения. С другой стороны, это же общество
провоцирует такое поведение, показывая
в СМИ «героев» девиации и уделяя этой
теме много внимания.
Возникает девиантное
и делинквентное поведение у
детей не случайно, а в силу ряда
причин – психологических, физических
и социальных. К ним относятся и врождённые
генетические заболевания, и проблемы
психики, но чаще всего – проблемы воспитания
семьёй и обществом.
«Трудными» обычно
становятся дети из неблагополучных
семей, которые с раннего возраста
видят девиантное поведение со стороны
взрослых.
С возрастом проблемы
«трудного» ребёнка могут либо ослабеть,
либо усилиться, всё дело в том, кто
и как будет им заниматься. Конечно,
первостепенную роль в воспитании должна
играть семья, и если родители вовремя
отреагируют на антисоциальное поведение
ребёнка, он вполне сможет вернуться к
«нормальной» жизни. Со стороны педагогов
также требуется повышенное внимание
и забота в отношении таких детей.
В данной работе рассмотрены
основные способы и методы взаимодействия
с ними, причины возникновения девиантного
и делинквентного поведения, а также дано
общее определение понятию «трудный»
ребёнок.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Азаров Ю.П. Искусство
2.
Жуховицкий Л. А. Открытое
3.
Избранные произведения: в 4 т., Киев:
Радянська школа, 1979-1980.
4.
Кащенко В.П. Асоциальное
5.
Кон И.С. Психология ранней
юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,
1989.
6.
Коротов В.М. Развитие идеи
А.С. Макаренко в теории и
методике воспитания – М: “
7.
Любицина М.И. В.А.
8.
Макаренко А.С. О воспитании
– М; Политиздат, 1990г
9.
Натанзон Э.Ш. Трудный
10.
Невский И.А. Учителю о детях
с отклонениями в поведении.
М., 1993.
11.
Немов Р. С. Психология: учебник
для студентов высших
12.
Плоткин М. М.Социально-
13.
Психолого – педагогические
14.
Родгчанин Е.Г, Зязюн И.А.
15.
Собкин В.С. Проявление
16.
«Социальная сфера Москвы в
оценках населения столицы».
http: // www.mos.ru
17.
Социология молодёжи. / Ю.Г.Волков, В.И.
Добреньков, Ф.Г. Кадария и др.-Ростов
– на Дону,2002001. С. 479.
18.
Хрестоматия по педагогике.: Учебное
пособие для учащихся
[1] Психолого –педагогические
подходы в работе с трудными
учащимися.: Методический материал
для педагогов ПТУ/ В.Г.Сенько. Минск, 1995.
С.4
[2] Социология
молодёжи. / Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков,
Ф.Г. Кадария и др.-Ростов –
на Дону,2002001. С. 482.
[3] Психолого –
педагогические подходы в
[4] Там же, С.5.
[5] Хрестоматия по
педагогике.: Учебное пособие для
усащихся педагогических
[6] Там же С.137.
[7] Там же С.138.
[8] Собкин В.С. Проявление
девиации в подростковой
[9] Там же.С.6.
[10] Там же.С.6.
[11] Там же.С.7.
[12] Социология молодёжи.
/ Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков, Ф.Г.
Кадария и др.-Ростов – на Дону,2002. С.
481.
[13] Социология молодёжи.
/ Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков, Ф.Г.
Кадария и др.-Ростов – на
Дону,2002. С. 480.
[14] Там же С.480.
[15] Там же С.481.
[16] Там же С.482.
[17] Кащенко В.П.
Асоциальное поведение
[18] Там же. С.45.
[19] Там же. С.47.
[20] Хрестоматия по
педагогике.: Учебное пособие для
усащихся педагогических
[21] Там же. С.139.
[22] Там же. С. 139.
[23] Плоткин М. М.Социально-
[24] Там же. С. 20.
[25] «Социальная сфера
Москвы в оценках населения
столицы». http: // www.mos.ru
[26] Там же.
[27] Там же..
[28] Там же.
[29] Там же.
Информация о работе Особенности работы с детьми трудного поведения