Особенности работы с детьми трудного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Впервые понятие «трудные дети» появилось в довоенное время и практически сразу получило широкое распространение. Однако возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время такое определение исчезло, а в 50-х-60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин существует с научном словаре педагогики и психологии. Но и сегодня среди учёных идёт дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли этот термин? Некоторые учёные считают его оскорбительным, особенно в общении с самим ребёнком или его родителями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.
1.1. Девиантное и делинквентное поведение.
1.2. Типизация «трудных» детей и подростков.
1.3. Основные «семейные» причины появления трудного поведения.
ГЛАВА II. Особенности работы с детьми трудного поведения.
2.1. «Трудные дети» в школе и учебной деятельности.
2.2. «Трудные дети» в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

На вопрос как  же учитель должен организовать свою работу с педагогически запущенными  детьми В.А. Сухомлинский ответил так: «Главное - не допустить переживания этими детьми своей «неполноценности», воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства»[36]. Эта цель достигалась комплексом приёмов. 

Во-первых, «учить и  воспитывать таких детей надо в массовой общеобразовательной школе: создавать для них какие-то специальные учебные заведения нет нужды». Это необходимо не только для того, чтобы недостаточно способный ребёнок никогда не чувствовал своей «неполноценности», тут важно, чтобы он находился в атмосфере полноценной духовной жизни школы» . 

Во-вторых, на уроке  дети с пониженной способностью к  обучению должны получать задания, которые  гарантировали бы им успех в работе. Для этого учителю следует  выявить наиболее сильную сторону в умственных способностях ученика и, опираясь на неё, предлагать соответствующие задания. Успех в выполнении даже одного дела укрепляет веру ребёнка в свои силы. В результате к очередному заданию он приступает уже с «предчувствием успеха». Переживание радости успеха – необходимое условие нормальной, продуктивной учебной деятельности[37]. 

Известный педагог  Н.Е.Щуркова предлагает несколько  вариантов работы с такими детьми:  

·                   Подавление их действий и поступков, способных нанести вред 

·                   Игнорирование его умышленно резкого, провоцирующего поведения 

·                   Вовлечение ребёнка в какую-нибудь активную деятельность (занятия спортом, играми, творчеством)[38] 

Подводя итог всем упомянутым способам и методам, следует сказать, что «трудный» ребёнок всегда будет и должен занимать больше внимания педагога, чем «нормальный».  Если вспомнить, что «трудный» ребёнок – это чаще всего заброшенный родителями, запущенный близкими, нелюбимый в большинстве коллективов, то такое отношение к нему будет оправданным. 
 

2.2. «Трудные дети»  в обществе. 
 

Одна из особенностей поведения трудных детей - конфликтные  длительные отношения с окружающими. Вначале конфликтные отношения  возникают, как правило, помимо воли подростка с одним из родителей или педагогов. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников. Зачастую «трудные» дети и подростки противопоставляют себя обществу, в котором живут и стараются нанести ему, по возможности, вред. Таким образом, их поведение становится асоциальным, опасным для многих других членов этого общества. 

Сложная социально-экономическая  ситуация последних лет в России вызвала увеличение количества безнадзорных детей. По данным МВД  ещё в 1997 году сотрудниками органов внутренних дел выявлено 67,6 тысяч безнадзорных несовершеннолетних, число лиц, лишенных родительских прав, уже тогда его рост считался возросшим за последние 5 лет в три раза.[39] К сожалению, в наши дни рост безнадзорных и беспризорных детей ещё продолжается. 

Растущий человек  оказывается в асоциальной, подчас криминальной среде, где действуют  чуждые обществу требования, правила, традиции, ценности, асоциальные групповые  нормы (клички, “общий котел”, клятвы, ритуалы, “прописка”, татуировки, уголовный жаргон и пр.). 

Для спасения детей  от поднимающейся волны бродяжничества, безнадзорности, девиантного поведения  стало создание Центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям  на всей территории Российской Федерации от Архангельска до Таганрога, от Калининграда и Пскова до Хабаровска. 

Основное назначение Центров - оказание конкретной помощи ребенку в обретении им смысла жизни через обращение педагогов  к его внутреннему миру, его  природной активности, через изучение, понимание и реализацию его внутренних возможностей и потребностей к самореабилитации, саморазвитию, самоопределению. 

В условиях Центров  воспитываются несовершеннолетние с устойчивым противоправным поведением, совершившие деяния, предусмотренные  Уголовным Кодексом РФ, получившие отсрочку исполнения приговора или осужденные условно (В большинстве случаев только благодаря вмешательству Центра в судьбу ребенка. В случае вынесения приговора с лишением свободы Центр содействует обжалованию приговора в более высокой судебной инстанции, и из следственного изолятора ребенок помещается в приют Центра). Существующая система “борьбы” с подростковой преступностью определяет помещение таких детей только в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа или в воспитательно-трудовые колонии системы МВД. 

В последние годы отмечается высокий уровень девиантного  поведения принимаемых в подобные Центры детей. Так при анализе  базы данных одного из регионов России в 2002 году зафиксировано следующее: 

Состояли на учете  в ОПППН или имели судимость 88% 

Употребляли алкоголь 98% 

Употребляли наркотические  или токсические вещества 78% 

Сексуально-девиантное поведение с половой распущенностью 38% 

Участвовали в грабежах и вымогательствах 26% 

Участвовали в кражах 75% 

Склонность к бродяжничеству, уходам из дома 64% 

Практически каждый второй подросток - второгодник, либо не обучался в школе в течение 2-3 лет и более. В Центрах воспитываются  дети от 10 до 18 лет, по возрастному составу  свыше 50% - подростки старше 15 лет. 

Таким образом, можно сделать вывод, что «трудные дети» являются большой проблемой нашего общества, и могут быть опасны для него. В то же самое время они нуждаются в постоянной заботе и поддержке этого общества, требуют к себе внимания и огромных затрат – как моральных, так и материальных.   

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

Подводя итог работе, можно заключить, что проблема «трудных»  детей в современном обществе очень актуальна. Алкоголизм, наркомания, проституция, преступления в раннем возрасте сегодня не являются редкостью. Общественность с одной стороны, борется с девиацией: организуют центры психологической поддержки и реабилитации «трудных» детей и подростков, стараются обеспечить их занятость в общественно-полезных делах, проводят акции в поддержку здорового образа жизни и отказа от наркомании и курения. С другой стороны, это же общество провоцирует такое поведение, показывая в СМИ «героев» девиации и уделяя этой теме много внимания. 

Возникает девиантное и делинквентное поведение у  детей не случайно, а в силу ряда причин – психологических, физических и социальных. К ним относятся и врождённые генетические заболевания, и проблемы психики, но чаще всего – проблемы воспитания семьёй и обществом.  

«Трудными» обычно становятся дети из неблагополучных  семей, которые с раннего возраста видят девиантное поведение со стороны взрослых. 

С возрастом проблемы «трудного» ребёнка могут либо ослабеть, либо усилиться, всё дело в том, кто  и как будет им заниматься. Конечно, первостепенную роль в воспитании должна играть семья, и если родители вовремя отреагируют на антисоциальное поведение ребёнка, он вполне сможет вернуться к «нормальной» жизни. Со стороны педагогов также требуется повышенное внимание и забота в отношении таких детей. 

В данной работе рассмотрены  основные способы и методы взаимодействия с ними, причины возникновения девиантного и делинквентного поведения, а также дано общее определение понятию «трудный» ребёнок.  
 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1.                 Азаров Ю.П. Искусство воспитания  – М: “Просвещение”, 1985г. 

2.                 Жуховицкий Л. А. Открытое письмо  к читателю// Педагогика. - 1989.- № 4. С.18 -25. 

3.                 Избранные произведения: в 4 т., Киев: Радянська школа, 1979-1980. 

4.                 Кащенко В.П. Асоциальное поведение школьника// Вопросы психологии.- 2003.-№5. С.43. 

5.                 Кон И.С. Психология ранней  юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.  

6.                  Коротов В.М. Развитие идеи  А.С. Макаренко в теории и  методике воспитания – М: “Педагогика”, 1989г. 

7.                 Любицина М.И. В.А. Сухомлинский  о воспитании детей – Ленинград, 1984г. 

8.                  Макаренко А.С. О воспитании  – М; Политиздат, 1990г 

9.                  Натанзон Э.Ш. Трудный школьник  и педагогический коллектив: Пособие для учителя – М: “Просвещение”, 1984г. 

10.             Невский И.А. Учителю о детях  с отклонениями в поведении.  М., 1993. 

11.             Немов Р. С. Психология: учебник  для студентов высших педагогических  учебных заведений: 2-е изд. –  М.: Просвещение: Владос.  

12.             Плоткин М. М.Социально-педагогическая  помощь детям из неблагополучных  семей// Педагогика.- 2000.- №1. С.19  

13.             Психолого – педагогические подходы  в работе с трудными учащимися:  Методический материал для педагогов ПТУ/ В.Г.Сенько. Минск, 1995. С.4 М.,1999. С.219. 
 

14.             Родгчанин Е.Г, Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах  В.А. Сухомлинского - М: “Педагогика”, 1991г. 

15.             Собкин В.С. Проявление девиации  в подростковой субкультуре // Вопросы психологии.- 2004.-№3.С.3. 

16.             «Социальная сфера Москвы в  оценках населения столицы».  

http: // www.mos.ru 

17.             Социология молодёжи. / Ю.Г.Волков, В.И.  Добреньков, Ф.Г. Кадария и др.-Ростов  – на Дону,2002001. С. 479. 

18.             Хрестоматия по педагогике.: Учебное  пособие для учащихся педагогических  университетов, институтов и колледжей  в 2 частях. Часть 2/ О.П.Морозова.  
 

[1] Психолого –педагогические  подходы в работе с трудными  учащимися.: Методический материал для педагогов ПТУ/ В.Г.Сенько. Минск, 1995. С.4 

  

  

[2]  Социология  молодёжи. / Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков, Ф.Г. Кадария и др.-Ростов –  на Дону,2002001. С. 482. 
 

[3] Психолого –  педагогические подходы в работе  с трудными учащимися.: Методический  материал для педагогов ПТУ/ В.Г.Сенько. Минск, 1995. С.5. 
 

[4] Там же, С.5. 

[5] Хрестоматия по  педагогике.: Учебное пособие для  усащихся педагогических университетов,  институтов и колледжей в 2 частях. Часть 2/ О.П.Морозова. Барнаул,1999. С.137 
 

[6] Там же С.137. 

[7] Там же С.138. 

[8] Собкин В.С. Проявление  девиации в подростковой субкультуре  // Вопросы психологии.-2004.-№3. С.6. 
 

[9] Там же.С.6. 

[10] Там же.С.6. 

[11] Там же.С.7. 

[12] Социология молодёжи. / Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков, Ф.Г.  Кадария и др.-Ростов – на Дону,2002. С. 481. 
 

[13] Социология молодёжи. / Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков, Ф.Г.  Кадария и др.-Ростов – на  Дону,2002. С. 480. 
 

  

[14] Там же С.480. 

[15] Там же С.481. 

[16] Там же С.482. 

[17] Кащенко В.П.  Асоциальное поведение школьника// вопросы психологии.- 2003.-№5. С.43. 
 

[18] Там же. С.45. 

[19] Там же. С.47. 

[20] Хрестоматия по  педагогике.: Учебное пособие для  усащихся педагогических университетов,  институтов и колледжей в 2 частях. Часть 2/ О.П.Морозова. Барнаул,1999. С. 138. 
 

[21] Там же. С.139. 
 

[22] Там же. С. 139. 

[23] Плоткин М. М.Социально-педагогическая  помощь детям из неблагополучных  семей// Педагогика.- 2000.- №1. С.19    
 

[24] Там же. С. 20. 

[25] «Социальная сфера  Москвы в оценках населения  столицы».  http: // www.mos.ru 
 
 

[26] Там же. 

[27] Там же.. 

[28] Там же. 

[29] Там же. 

Информация о работе Особенности работы с детьми трудного поведения