Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа
Впервые понятие «трудные дети» появилось в довоенное время и практически сразу получило широкое распространение. Однако возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время такое определение исчезло, а в 50-х-60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин существует с научном словаре педагогики и психологии. Но и сегодня среди учёных идёт дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли этот термин? Некоторые учёные считают его оскорбительным, особенно в общении с самим ребёнком или его родителями.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.
1.1. Девиантное и делинквентное поведение.
1.2. Типизация «трудных» детей и подростков.
1.3. Основные «семейные» причины появления трудного поведения.
ГЛАВА II. Особенности работы с детьми трудного поведения.
2.1. «Трудные дети» в школе и учебной деятельности.
2.2. «Трудные дети» в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Пребывая в семье
с раннего детства, подросток
подвержен многостороннему
·
Исследования неблагополучных семей
позволяют определить основные причины
педагогической запущенности подростков:
1)
грубое, неуважительное, пренебрежительное
отношение к детям со стороны родителей
и взрослых членов семьи;
2)
отсутствие требований к детям
со стороны родителей;
3)
несоблюдение единства
4)
нарушение меры в поощрении;
5)
нарушение меры в наказании;
6)
нездоровая нравственная
7)
пребывание подростка в
8)
злоупотребление родителей
9)
безнадзорность (объективная и субъективная);
10)избалованность, изнеженность
детей,
11)нездоровый образ
жизни родителей;
12)дурной пример
родителей[23].
·
Исходя из типичных ошибок семейного воспитания,
возможно выделение четырех условных
групп трудных детей:
1.Дети, выросшие в
условиях грубости, жестокости, несправедливости.
2 Безнадзорные дети
(дети, предоставленные сами себе,
родители не имеют возможности
контролировать поведение и учебу учащихся
в силу общественной и трудовой занятости
или не хотят отвечать за воспитание сыновей
и дочерей).
3. Избалованные, изнеженные
дети (дети, получившие чрезмерную
дозу любви матери, отца, превратившиеся
в семье в объект любования
и всепрощения, чаще всего они пребывают
в условиях ничегонеделанья).
4. Дети развращенные
дурным примером взрослых (родители
ведут нечестный, аморальный
Неблагоприятные условия
семейного воспитания являются первоочередной
причиной девиантного и делинквентного
поведения детей. Если взять во внимание
и тот факт, что в современном обществе
очень велико количество неблагополучных
семей, то можно сделать вывод и об огромной
численности «трудных» детей. Причём отношение
к ним в нашем обществе не всегда является
критическим, а среди сверстников «трудные»
дети практически никогда не встречают
открытого осуждения. Почему это происходит?
По мнению многих
современных психологов и социологов,
наше общество само подталкивает детей
и подростков к девиантному и делинквентному
поведению. Рассмотрим следующие факты.
Одним из средств
массового воспитания, массовой культуры
являются средства массовой информации
– СМИ. Фильмы, газетные статьи, радиопередачи
формируют представление ребёнка о том,
что является модным, современным, увлекательным.
И зачастую СМИ романтизируют девиантное
поведение, т.е. те, которые должны воспитывать
«лиц девиантного поведения», наоборот
способствуют увеличению их численности.
В качестве примера
можно привести теле репертуар только
одного дня нашего телевидения: "Любовь
со смертью" (о похождениях молодой
некрофилки), "Колдовская любовь"
(сочетание черной магии и "тяжелой"
эротики), "Космическая морская пехота"
(о "крутых" американских парнях,
наводящих "американский порядок"
в космических просторах), "Главная
цель" (о повадках, приемах и зверствах
американской мафии - учебное пособие
для доморощенных российских бандитов),
"Бандитский Петербург" (поделка
уже отечественных мастеров экрана, фильм,
изобилующий перестрелками, поножовщиной,
трупами и кровью). А чего стоят блоки телевизионных
новостей, где все та же кровь и те же трупы
и катастрофы. На современном отечественном
телевидении у Запада позаимствовано
все: "Поле чудес" и диснеевские мультфильмы,
американское шоу с русским названием
"Добрый вечер с Игорем Угольниковым"
и "Дог-шоу", каналы MTV и СТС[25].
В августе-декабре 2004
г. Единым научно-методическим центром
Комитета по культуре Правительства
Москвы совместно с Институтом социально-политических
исследований РАН проведено социологическое
исследование "Молодежь Москвы о средствах
массовой информации". В нем участвовали
754 человека. Среди них - учащиеся школ
и колледжей, студенты. На вопрос о том,
из каких источников они получают наиболее
интересную, полезную информацию о жизни
молодежи, ответы распределились следующим
образом.
Источники информации о жизни молодежи
(Здесь и далее
в % от числа опрошенных)[26]
Из телепрограмм
27,7
Из радиопрограмм
19,1
Из газет
14,3
Из журналов
18,2
Из сети "Интернет"
12,3
Из слухов
8,1
Из других источников
0,3
Как видно из приведенных
данных, на первом месте оказалось
телевидение.
В ходе исследования
был также задан вопрос, сколько
времени уделяют подростки тем или
иным информационно-культурным источникам.
Лидирующие места заняли телевидение
и радио, а в "арьергарде" оказались
книги.
Сколько времени
Вы уделяете:[27]
Источник информации
1-2ч.
3-4ч.
Более 4ч.
Не уделяю
Чтению газет и
журналов
56,4
20,5
4,7
18,4
Прослушиванию аудио-
и видеокассет
46,8
22,7
9,3
21,2
Видеофильмам
43,8
24,6
7,3
24,3
Телепередачам
43,6
36,8
14,3
5,3
Изучению специальной
литературы, учебников
36,9
12,1
5,1
45,9
Радиопередачам
35,5
26,9
14,9
22,7
Чтению художественной
литературы
34,3
15,7
7,5
42,5
К лидерам, формирующим
мнение, представления и запросы
подростков можно отнести популярных
артистов и певцов, музыкальные группы,
спортивных кумиров и модельеров,
газетных, журнальных, телевизионных и
ведущих и т. п. На страницах печатных изданий,
по молодежному радио и телевидению можно
зачастую услышать горделивые признания
рок-звезд и кинокумиров о том, какие наркотики
они употребляют и как это "круто",
как это способствует творческому процессу,
обогащает духовный мир, обостряет чувства.
А после этого исполняется "хит сезона"
- песня о наркотических галлюцинациях
и любовном экстазе. Иносказания, недоговоренности,
намеки, логические цепочки, кодовые слова,
жаргон наркоманов, анекдоты, шутки на
эту тему - все это стало обычным явлением
на телевидении, радио, в прессе. Все это
работает на пропаганду наркотиков, на
вовлечение в эту губительную воронку
мальчиков и девочек с самого раннего
возраста, на интересы и прибыли наркомафии[28].
Во многих печатных
и электронных средствах массовой информации,
ориентированных на молодежную аудиторию,
значительная часть печатных площадей,
эфирного времени предоставляется откровенной
или скрытой пропаганде и рекламе спиртных
напитков, сигарет. Реклама всех сортов
пива буквально заполонила все СМИ. Результатом
этого является рост детского и молодежного
алкоголизма. Особенно быстрыми темпами
растет, так называемый, пивной алкоголизм
в подростково-молодежной среде[29].
Таким образом многие
современные СМИ способствуют воспитанию
у подрастающего поколения интереса к
преступности, алкоголизму, наркомании,
т.е. различным формам девиации.
ГЛАВА II. Особенности
работы с детьми трудного поведения.
Итак, мы уже достаточно
определились с вопросами о том,
кто такие «трудные» дети и почему они
появляются в нашем обществе. Осталось
только ответить на вопрос, каким образом
организовать жизнь этого общества, чтобы
количество таких детей и подростков уменьшилось.
Как предотвратить девиантное поведение,
как помочь «трудному» ребёнку стать «нормальным»?
Обратимся к работам известных педагогов,
психологов и социологов.
2.1. «Трудные дети»
в школе и учебной
Дети осложнённого
поведения доставляют любому коллективу
много хлопот и неприятностей. И
работа педагога с «трудными» учащимися
в учебном коллективе – это, прежде всего,
педагогическая реабилитация. Она должна
включать: возможность отреагирования
психической напряженности; обеспечение
условий от вредных привычек; переключение
интересов подростка на социально положительную
норму с поддержкой уверенности в себе.
Восстановлению эмоционально
психологических связей с коллективом
посвящена вся педагогика перевоспитания
А.С.Макаренко[30]. Его педагогический
опыт создания спец. школы – интерната
для «трудных» подростков, подробно
описанный в «Педагогической поэме» стал
настоящей сенсацией. В своей деятельности
и сопутствующих исследованиях он пытался
приобщить каждого воспитанника к жизни
коллектива с учётом его индивидуальных
особенностей. Результатом его работы
стало возвращение десятков бывших «трудных»
детей и подростков к нормальной общественной
жизни.
А.С. Макаренко, призывая
строить учебно-воспитательную работу
с учётом индивидуальных особенностей
учащихся, говорил о педагогике «индивидуального
действия», рассчитанной на каждую конкретную
личность со всем её индивидуальным своеобразием.
Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный
подход – это не «парная педагогика»,
не камерное воспитание, не «разрозненная
возня с каждым воспитанником»[31].
Эта точка зрения, высказанная
ещё в прошлом столетии, полностью поддерживается
большинством наших современников.
Педагогу прежде
всего необходимо хорошо знать детей,
видеть в каждом из них индивидуальные,
своеобразные черты. Чем лучше разбирается
воспитатель в индивидуальных особенностях
школьников, тем правильнее он может организовать
учебно-воспитательный процесс, применяя
воспитательные меры в соответствии с
индивидуальностью воспитанников[32].
Педагогическая позиция
по отношению к «трудному» учащемуся
должна сочетаться в разумном сочетании
мер, поддерживающих положительные стремления
личности и пресекающих развитие отрицательных.
Педагог обязан уметь находить положительные
начала в характере своего воспитанника,
уметь правильно и вовремя поощрить или
наказать его[33].
Одного ученика
полезно похвалить, так как это
укрепляет его веру в свои силы;
по отношению к другому от похвалы
лучше воздержаться, чтобы не привести
его к самоуспокоению, самоуверенности.
Равно и подчёркивание
Индивидуальный подход
выражается и в применении меры и
формы наказания. На одних школьников
действует простое осуждение, на
других подобные формы осуждения впечатления
не производят и воспринимаются как снисходительность
или мягкотелость воспитателя. По отношению
к таким школьникам следует применять
более строгие меры взыскания. Но при этом
необходима ясная мотивировка более высокой
меры взыскания (чтобы у школьников не
возникло мнения о непоследовательности
и несправедливости учителя)[35].
Информация о работе Особенности работы с детьми трудного поведения