Особенности психического развития детей с рда в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования: выявить особенности психического разви-тия детей с РДА в раннем детском возрасте и обосновать необходимость коррекционно - педагогической помощи этим детям.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолог - педагогическую литературу по особенностям психического развития детей с РДА.
2. Выявить особенности развития познавательной и эмоциональной сферы у дошкольников с РДА.
3. Рассмотреть особенности деятельности детей с РДА.
4. Раскрыть особенности коррекционно - педагогической помощи детям при аутизме.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РДА………………………………5
1.1.Общая характеристика аутичных детей……………………………………5
1.2. Особенности развития познавательной сферы у детей с РДА……….…10
1.3. Особенности деятельности детей с РДА……………………………....15
ГЛАВА ІІ. ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИО-НАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РДА…………………………..20
2.1. Особенности эмоций и чувств у детей с РДА в дошкольном возрасте…20
2.2. Коррекционно- педагогическая помощь при аутизме……………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 71.42 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ        ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

Факультет коррекционной  педагогики и специальной психологии

Кафедра коррекционной  педагогики

 

                                                  Специальность 050714 – Олигофренопедагогика

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РДА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Студентки 3 курса 311группы

факультета коррекционной  педагогики и специальной психологии

 

Гордеевой Анастасии Васильевны

 

 

 

Научный руководитель

кандидат социологических  наук,

ассистент                                                                               Е.Н. Горина        

 

Зав. кафедрой коррекционной  педагогики

кандидат социологических  наук, доцент                     О.В. Соловьёва

 

 

 

                                             Саратов 2011

                                    

                                    СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РДА………………………………5

1.1.Общая характеристика аутичных детей……………………………………5

1.2. Особенности развития  познавательной сферы у детей с РДА……….…10

 1.3. Особенности деятельности  детей с РДА……………………………....15

 ГЛАВА ІІ. ИЗУЧЕНИЕ  И КОРРЕКЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РДА…………………………..20

2.1. Особенности эмоций и чувств у детей с РДА в дошкольном возрасте…20

2.2. Коррекционно- педагогическая помощь при аутизме……………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….30

 

                                     

                                        

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

                                       ВВЕДЕНИЕ

        Аутизм не знает границ, не зависит от расовой принадлежности и социальной среды. Проблема аутизма не теряет актуальности и по-прежнему имеет тенденцию возрастания в России и странах Западной Европы. Уже ни для кого не секрет, что аутизм приобрел тенденцию эпидемии. Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма в России составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

       К сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране даже профессионалам. И семьи, имеющие аутичных детей, зачастую годами не могут получить квалифицированную помощь. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности в общении, социальной адаптации и требуют специальной поддержки. Однако вместо этого часто встречают непонимание, недоброжелательность и даже отторжение.  
      Очень важна информированность общества о проблемах детского аутизма. Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного. Непонимание, осуждение окружающих значительно усложняет положение и его самого, и родителей. В результате у них рождается стремление противостоять всему миру, рвутся дружеские связи, растет страх перед появлением в общественных местах – как следствие формируется вторичная аутизация всей семьи.  
При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих, большая часть таких детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В результате же своевременно начатой упорной коррекционной работы, медикаментозного лечения, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться к  все более сложному взаимодействию с людьми.

       Так как проблема аутизма в научной литературе исследована не достаточно, то сейчас она представляет собой значительный интерес.

      Целью данного исследования:  выявить особенности психического развития детей с РДА в раннем детском возрасте и обосновать необходимость коррекционно - педагогической помощи этим детям.

       Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолог - педагогическую литературу по особенностям психического развития детей с РДА.
  2. Выявить особенности развития познавательной и эмоциональной сферы у дошкольников с РДА.
  3. Рассмотреть особенности деятельности детей с РДА.
  4. Раскрыть особенности коррекционн - педагогической помощи детям при аутизме.

     Объект исследования: психические особенности детей  с РДА.

      Основным  методом  исследования в данной  курсовой работе является метод анализа научной литературы.

      Гипотеза: мы предполагаем, что дети с  ранним детским аутизмом нуждаются в специальной коррекционно- педагогической помощи.

     Данная курсовая  работа состоит из введения, двух  глав, заключения и библиографического  списка.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РДА

    1. Общая характеристика аутичных детей

           Термин “аутизм” происходит  от греческого слова “autos”, что означает “сам”. Впервые он был использован швейцарским психиатром Блейлером в 1911 году для описания состояния бегства от реальности и ухода в себя у взрослых пациентов, страдающих шизофренией.

Аутизм – «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных  комплексов и переживаний. В качестве психопатологического феномена отличается от интроверсии как личностного  измерения или рассматривается как болезненный вариант интроверсии.

Ранний детский аутизм (синдром Каннера) – особое расстройство, определяемое проявлениями диссоциативного дизонтогенеза, т.е. неравномерно нарушенным развитием психической, речевой, моторной, эмоциональной сфер деятельности ребенка с нарушением социального общения.

 Клинико-психолого-педагогическая  картина аутистических расстройств личности сложна, многообразна и необычна в сравнении с другими нарушениями психического развития. Основными признаками синдрома РДА, согласно Л. Каннеру, является триада симптомов: 1) аутизм с аутистическими переживаниями; 2) стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости; 3) своеобразные нарушения речевого развития. Аутизм проявляется наиболее ярко в возрасте 3—5 лет, и в числе наиболее характерных проявлений в раннем возрасте можно назвать следующие: аутичный ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, деталях лица другого человека, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»; первая улыбка хотя и появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью, иными аффективными реакциями других людей; к окружающим аутичный ребенок относится индифферентно: на руки не просится, часто предпочитая находиться в кроватке, в манеже, в коляске и т.п., на руках не приспосабливается, не выбирает удобной позы, остается напряженным; позу готовности не проявляет или проявляет ее очень вяло; к ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно, но даже если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается; отношение к моментам дискомфорта (например, нарушениям режима питания) парадоксальное: аутичный ребенок либо вообще их не переносит, либо безразличен к ним; потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: в одних случаях ребенок не испытывает такой потребности или быстро пресыщается, стремится избегать контактов; в более тяжелых случаях к контакту (особенно к тактильному) относится безразлично, вяло. Для поведения аутичного ребенка весьма характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства, в противодействии любым изменениям в окружающем.

Стереотипность проявляется и  в игре: очень типично однообразное, бессмысленное повторение одних  и тех же действий (ребенок вертит бутылку из-под минеральной воды, перебирает между пальцами веревочку и т. п.). Игрушки если и используются, то не по назначению. Дети с аутизмом любят переливать воду, играть с сыпучими материалами, но, играя в песочнице, аутичный ребенок не лепит куличи, а просто пересыпает песок.

Неравномерность развития при аутизме  отчетливо проявляется в особенностях моторики. Движения аутичных детей угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде. Нередко отдельные сложные движения ребенок выполняет успешнее, чем более легкие, иногда тонкая моторика развивается в отдельных своих проявлениях раньше, чем общая, а движение, свободно, точно и легко совершаемое в спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.

Очень рано появляются страхи, которые могут быть диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства, и дифференцированными, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, причем перечень объектов страха поистине бесконечен: зонты, шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, все белое, машины, подземные переходы и др.

Страхи различны по своей природе. В одних случаях причина страха — повышенная чувствительность к  звуковым, световым и другим сенсорным  воздействиям: например, звук, не вызывающий у большинства людей неприятных ощущений, для ребенка с аутизмом может оказаться чрезмерно сильным, стать источником дискомфорта. В других случаях объект страха действительно является источником определенной опасности, но занимает слишком большое место в переживаниях ребенка, опасность как бы переоценивается. Такие страхи называют сверхценными, и они свойственны всем детям, но если при нормальном развитии страх постепенно изживается, занимает соответствующее реальности место, то при аугизме повторные взаимодействия с пугающим объектом не только не смягчают, но и усиливают страх, фиксируют его, делают стойким. И наконец, страх тоже может быть связан с реальным пугающим событием, но фиксируется только какой-то его элемент, который и становится предметом страха: ребенок боится всего белого. Общей особенностью страхов при РДА вне зависимости от их содержания и происхождения являются их сила, стойкость, труднопреодолимость.

Еще одной особенностью внутреннего  мира детей с аутизмом являются аутистические фантазии. Их основные черты — оторванность от реальности, слабая, неполная и искаженная связь с окружающим. Эти отличающиеся стойкостью фантазии как бы замещают реальные переживания и впечатления, нередко отражают страхи ребенка, его сверхпристрастия и сверхценные интересы, являются результатом осознания ребенком в той или иной мере своей несостоятельности, а иногда следствием нарушения сферы влечений и инстинктов.

 У детей с ранним детским  аутизмом отмечается своеобразное  отношение к речевой деятельности и одновременно – своеобразие в становлении экспрессивной стороны речи.

Большой интерес представляет интеллектуальное развитие детей с аутизмом, главная особенность которого — неравномерность, парциальность развития. Следует отметить особый характер этой парциальности: справляясь с заданиями абстрактного характера, ребенок с трудом выполняет такое же по сложности задание с конкретным насыщением: 2 + З = ? решается легче, чем задача: «У тебя было два яблока, мама дала еще три, сколько стало?» Помимо этого, по данным зарубежных и отечественных авторов, от 2/3 до 3/4 детей с аутизмом страдают той или иной степенью интеллектуальной недостаточности. Во многих зарубежных концепциях именно нарушения когнитивного развития считаются центральными в патогенезе аутизма, и даже иногда высказывается мнение, что РДА следует рассматривать как своеобразный вариант интеллектуальных расстройств. Нельзя согласиться с отождествлением РДА и интеллектуального недоразвития. Это следует уже из того, что ряд лиц с верифицированным в раннем детстве диагнозом РДА успешно заканчивают массовые школы, поступают в вузы и достаточно высоко поднимаются в жизни по ступеням социальной иерархии, хотя в детстве их интеллектуальная несостоятельность считалась очевидной и доказанной. Можно привести ряд примеров: Т. Грандин (США) — профессор биологии в университете Северного Колорадо, д. Уильямс (Австралия) — писатель, И. Юханссон (Швеция) — общественный деятель. Такие случаи, однако, нечасты. В них мы видим ситуацию, когда аутистическая отгороженнсть ребенка от окружающего, аутистический барьер лишали развивающуюся психику необходимого притока сенсорной, аффективной, когнитивной информации. Формировалась клиническая картина, одной из наиболее ярких черт которой оказывалась выраженная интеллектуальная недостаточность.

Самые разные точки зрения высказываются  о том, что такое основной дефект: дезорганизованность восприятия, нарушения соотношения процессов сна и бодрствования, когнитивные и речевые проблемы, сочетание низкого психического тонуса и особой сенсорной и эмоциональной гиперестезии (повышенной чувствительности). В настоящее время ни одна из этих точек зрения не может быть принята безусловно, но наиболее интересна и обоснована последняя, принадлежащая В.В.Лебединскому и О.С. Никольской. На ней следует остановиться несколько подробнее. Низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено пресыщением, которое наступает столь быстро, что аутист как бы выхватывает из окружающего отдельные: не связанные между собой фрагменты; формирование непрерывной, целостной картины окружающего мира становится затрудненным, а часто и невозможным. Такой разорванный, несоединимый в целое мир непонятен и труднообъясним, он легко становится источником страхов. В сенсорной сфере, как уже упоминалось, многие обычные, легко переносимые большинством воздействия становятся источниками неприятных ощущений и дискомфорта.

Информация о работе Особенности психического развития детей с рда в дошкольном возрасте