Особенности понимания и порождения речевых высказываний у детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:05, контрольная работа

Краткое описание

Воспринимая речь, человек соотносит сказанное с действительностью и со своими знаниями о ней. Восприятие речи включает в себя рецепцию слышимых или видимых элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование представления об их значении. Восприятие тем самым разворачивается на двух ступенях – собственно восприятие и понимание. Понимание – это расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым потоком. Восприятие речи характеризуется избирательностью. Она определяется важностью, релевантностью того речевого материала, который попадает в поле внимания индивида. Избирательность направляет встречный поиск со стороны индивида, помогает ему выбрать наиболее значимые для него объекты или стороны объекта.

Оглавление

I. Психологическая структура процессов восприятия и понимания речи.
II. Методы исследования импрессивной речи:
1. Особенности понимания речи у дошкольников:
 Логико - грамматических структур,
 Понимание слов, букв близких по звучанию,
 Понимание метафор, пословиц,
 Понимание сказок;
2. Результаты исследования;
3. Выводы.
III. Психологическая структура процессов порождения речи.
IV. Методы исследования экспрессивной речи ребенка:
1. Особенности порождения связанного высказывания у ребенка с ЗПР;
2. Анализ результатов исследования.
3. Выводы об особенностях порождения речи.

Файлы: 1 файл

Моя контрольная по психолингвистике№1.docx

— 600.30 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка»

Факультет   «Специального образования»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  предмету

«Психолингвистика»

 

 

Тема: «Особенности понимания  и порождения речевых высказываний у детей с задержкой психического развития»


 

 

 

                                                                                 Выполнила:   Степуро А.И.

                                                                            Специальность: Сурдопедагогика.                                                  

                                                             Дошкольное образование

                                                                        Заочная форма обучения, 3 курс

                                  34 группа

                                                                        Проверила:     Т.Н. Вержбицкая

 

 

 

Минск   2012г.

 

План


 

  1. Психологическая структура процессов восприятия и понимания речи.
  2. Методы исследования импрессивной речи:
  1. Особенности понимания речи у дошкольников:
    • Логико - грамматических структур,
    • Понимание слов, букв близких по звучанию,
    • Понимание метафор, пословиц,
    • Понимание сказок;
  1. Результаты исследования;
  1. Выводы.
  1. Психологическая структура процессов порождения речи.
  1. Методы исследования экспрессивной речи  ребенка:
  1. Особенности порождения связанного высказывания у ребенка с  ЗПР;
  1. Анализ результатов исследования.
  2. Выводы об особенностях порождения речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическая структура  процессов восприятия и понимания  речи.

Восприятие речи представляет собой проникновение в лежащий  за знаковой формой речи смысл.

Воспринимая речь, человек соотносит  сказанное с действительностью  и со своими знаниями о ней. Восприятие речи включает в себя рецепцию слышимых или видимых элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование представления об их значении. Восприятие тем самым разворачивается на двух ступенях – собственно восприятие и понимание. Понимание – это расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым потоком.

Восприятие речи характеризуется избирательностью. Она определяется важностью, релевантностью того речевого материала, который попадает в поле внимания индивида. Избирательность направляет встречный поиск со стороны индивида, помогает ему выбрать наиболее значимые для него объекты или стороны объекта.

Все исследователи речевого восприятия отмечают тот факт, что этот процесс  осуществляется на нескольких уровнях. Уровни отражают последовательность отработки речевых сигналов, уровневый характер построения сообщения, уровни организации процесса восприятия.  Так, выделяются уровни:

  • синтеза (первичного) - анализа - синтеза (вторичного);
  • восприятия - узнавания - понимания;
  • уровень фонемный - морфемный - словесный - фразовый;
  • уровень распознавания - разборчивости - смыслового восприятия;
  • уровень фонетический - фонематический - грамматический - семантико-смысловой;
  • уровень слухового ощущения - восприятия - понятийный и т.д.

Согласно классической модели восприятия речи, предложенной И.А.Зимней, существуют три уровня речевосприятия:

  • Сенсомоторный – уровень распознавания речи;
  • Перцептивный – уровень разборчивости речи;
  • Смысловой – смысловое восприятие: осмысление упорядоченных звукосочетаний (слов и цельных синтаксических структур).

В исследовательских целях широко распространено условное разграничение  основных этапов - восприятия речи и понимания речи, что не исключает признания постоянного взаимодействия соответствующих процессов и механизмов.

Определение речевого восприятия как  многоуровневой иерархической структуры предполагает сложный аналитико-синтетический путь обработки входного сигнала по разным параметрам: акустическим, семантико-языковым и смысловым. Верхней точкой этой структуры во всех схемах является понятийно-смысловая интерпретация входного сигнала, и, следовательно, смысловое восприятие может рассматриваться как высший уровень речевого восприятия, достигнув который человек оперирует уже смыслами, а не значениями отдельных языковых единиц.

Реализуясь в сложном виде коммуникативно-речевой  деятельности - аудировании, объединяющем в себе процесс «слушания» и «слышания», смысловое восприятие, несомненно, обусловливается особенностями этой деятельности. Эти особенности могут быть сгруппированы в зависимости от характера участия человека в акте коммуникации, условий предъявления речевого сигнала, психологических характеристик воспринимающего речевой сигнал человека, структуры самого речевого сообщения.

Восприятие начинается с  расчленения  речевого потока реципиентом( слушающим) на отдельные звуки и слова. Процесс восприятия и понимания речи всегда оказывается под влиянием самого характера речевого сообщения, определяемого языковыми особенностями (фонетическими, грамматическими, лексическими, стилистическими) и логико-смысловой структурой текста сообщения, к которой относят степень сложности грамматических форм выражения мысли. Известно, что наихудшим восприятие становится при максимальной длине и максимальной глубине фразы. При восприятии речи реципиент проявляет активность, которая заключается в том, что он опирается на свой прошлый опыт (как речевой, так и неречевой), осуществляет вероятностное прогнозирование, а также производит эквивалентные замены. Активность реципиента состоит и в том, что в процессе восприятия речи реципиент не просто пассивно ждет того, что ему скажет продуцент, а сам прогнозирует, выдвигает свою гипотезу о том, что он может услышать или прочитать.

Рассматривая особенности протекания процесса восприятия речевого сообщения, С.Л. Рубинштейн (1941 г.), В.А. Артёмов (1954 г.), Н.И. Жинкин (1958 г.) наметили направление «анализ через синтез» в общепсихологическом плане. По  Жинкину  Н.И., перцептивная обработка речевого сигнала осуществляется «механизмами различения и узнавания», удержания  и сохранения информации во времени для последующей обработки на основе мыслительных операций и синтеза.

Восприятие человека включает акт  понимания, осмысления.

Понимание - это последовательное изменение структуры воссоздаваемой в сознании ситуации и процесс перемещения мысленного центра ситуации от одного элемента к другому.

Понимание речи - положительный результат сложной перцептивно-мыслительно-мнемической деятельности, т.е. продукт взаимодействия процессов восприятия, мышления и памяти.

Таким образом, положительный результат  процесса осмысления в акте речевого восприятия является пониманием. Мы воспринимаем речь на основе ее понимания и понимаем на основе ее восприятия.

Исходя из композиционной структуры и сложности текста, личного отношения читателя к осмысленному содержанию выделяют:

  1. синтаксический (прагматический) уровень понимания;
  2. уровень формального понимания (понимание поверхностного слоя сообщения);
  3. уровень самостоятельной нравственной оценки (понимание глубинного смысла высказывания).

Уровни (типы, виды) понимания разрабатываются  различными авторами на основе учёта ряда факторов, относящихся к обоим компонентам отношения «текст - читатель». В своей контрольной работе я представила классификацию уровней понимания текста Нароминой В.М., адекватную педагогическим целям и основывающуюся на степени познавательной активности субъекта, глубине осмысления воспринятого высказывания:

  1. Неполное понимание - построение релевантных и нерелевантных содержанию осмысляемого текста гипотез на основе выделения «смысловых вех».
  2. Буквальное понимание - иконическое сканирование  текста, механический и линейный характер его декодирования, поверхностное узнавание фактов без логического анализа и интерпретации, наличие вследствие этого неконтекстуальных значений слов.
  3. Интерпретация - наличие в продукте осмысления элементов трансформации и переструктурирования содержания, обобщений разного рода, осмысление по «смысловым вехам» и элементам логически-смыслового анализа текста.
  4. Контекстуальное понимание - объяснение целей и задач автора на основе предположений и выводов, генерируемых читающим в ходе осмысления текста.
  5. Аналитическое понимание - уточнение, приведение доводов и аргументов, подтверждений (опровержений).
  6. Продуктивное понимание - определение сферы применения новой информации, расширение границ текста, развитие идей автора.

Р.И. Богин выделил следующие типы понимания:

  • семантизирующее (заключается в декодировании незнакомых языковых единиц);
  • когнитивное понимание (основывается на освоении содержательности знаковых единиц);
  • распредмечивающее (представлено пониманием того, что явно в тексте не выражено). Распредмечивающее понимание невозможно без осуществления двух предыдущих.

Уровни понимания отличаются по критериям глубины и отчетливости.

Согласно  критерию отчётливости выделяются следующие  уровни понимания:

  • предвосхищение, предварение понимания;
  • зарождение понимания;
  • смутное понимание;
  • понимание субъективно переживаемое как таковое, но не выражаемое вербально;
  • понимание со способностью воспроизвести воспринятое, но лишь словами, максимально приближенными к словам оригинального текста;
  • освобождение от скованности словесной формулировки.

Таким образом, можно говорить об отсутствии у различных  авторов единого подхода к данной проблеме, различных основаниях для выделения уровней понимания текста.

 

 

Методы исследования импрессивной речи.

Исследование  речевых функций представляет собой  очень важную часть изучения больных с нарушением высших корковых функций. Это обусловлено тем, что огромная часть высших психических функций человека формируется и протекает при ближайшем участии второй сигнальной системы, а также той значительной ролью, которую играет речь в общении людей между собой и в процессах мышления.

Исследование речевых функций распадается на два четко ограниченных раздела — рецептивной (импрессивной) и моторной (экспрессивной) речи. Под первой из них обычно имеется в виду восприятие звуков речи, понимание значения слова или фразы и, наконец, смысла развернутой речи. Особую форму импрессивной речи представляет чтение.

Проведение психологического констатирующего исследования у дошкольников и оформление протокола исследования с анализом полученных результатов.

 

Исследуемый ребенок: Карпович Максим, 4 года 8 месяцев. Диагноз: ЗПР.  

Заключение логопеда  ОНР- 2 уровень. 

 

Метод и его содержание

Ответ ребенка

Выводы

Понимание слов близких по звучанию.

 

Послушай и покажи на картинке:

  1. мышка-мишка,
  2. кот-крот,
  3. стол-пол,
  4. коза-коса.

 

Действия близкие по значению:

Берет-дает, слушает-кушает, читает-мечтает, несет-везет.

 

 

 

 

Затрудняется ответить.

Показывает не все верно.

 

 

Показывает верно.

 

 

 

 

Понимает не все слова: простые  различает, а сложные нет. 

 

 

Для ребенка легче различить слова, чем действия. Действие «мечтает» вызвало затруднение, требовалась подсказка.

Изучение логико-грамматических конструкций.

 

  1. Инверсия.

 

Миша забрал игрушку у Коли. У кого игрушка?

 

Таня зацепилась и упала.

 

 

  1. Обратимые отношения.

 

 

Покажи на картинке, где мальчик катает девочку на санках, где девочка катает мальчика на санках?

 

 

 

 

На картине показывает мальчика с игрушкой.

 

Молчит.

 

 

 

 

 

Показывает с трудом.

 

 

 

 

Нуждается в подсказке, приведении примера.

 

На вопрос какое действие девочка  совершила первым, не может ответить.

 

 

 

 

Проанализировав вместе с учителем, отвечает на вопрос.

Информация о работе Особенности понимания и порождения речевых высказываний у детей с задержкой психического развития