Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 10:36, контрольная работа
Целью работы является исследование особенностей и проблематики психологического просвещения подростков.
Введение 3
Трудности психологического воспитания
и просвещения подростков 4
Заключение 16
2 Конспект беседы с педагогами на тему
«Как развивать память учащихся на уроке» 17
Список использованных источников 32
Содержание
1 Особенности и проблематика психологическогопросвещения подростков |
3 |
Введение |
3 |
Трудности психологического воспитания и просвещения подростков |
4 |
Заключение |
16 |
2 Конспект беседы с педагогами н «Как развивать память учащихся на уроке» |
17 |
Список использованных источников |
32 |
В настоящее время в психологии считается общепринятым, что психическое состояние – это особая категория, объединяющая большую группу психических явлений. Утверждается, что психическое состояние и психику можно рассматривать как диалектическое взаимоотношение между частью и целым, где психика – сложная система взаимосвязанных друг с другом психических компонентов, а психическое состояние – это конкретное определенное соотношение и взаимодействие этих компонентов за определенный период времени (то есть, временное состояние этой системы) [1, с. 15].
Особую актуальность приобретает исследование психических состояний подросткового возраста. Особенности подросткового возраста (повышенные требования взрослых, зависимость от сверстников, информационная перегрузка, необходимость профессионального самоопределения) способствуют возникновению острой эмоциональной нестабильности. Кроме того, подростки еще не всегда способны эффективно регулировать свои психические состояния и взаимодействовать с окружающими. Возникновение неравновесных состояний на этом фоне способно особенно сильно повлиять на деятельность [1, с. 16].
Трудности психологического воспитания и просвещения подростков
Характерологические недостатки подростков
На возникновение недостатков характера влияет игнорирование педагогами возрастных особенностей школьников. Так, неудовлетворенные потребности подростка быть, или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему, как к неразумному ребенку, часто приводит к появлению и закреплению у школьников упрямства, капризности, негативизма, грубости. Иногда возникают и более серьезные характерологические деформации, что, как правило, вызывает тяжелые и продолжительные конфликты с педагогами; скрытое или явное противостояние им. На закреплении отрицательных черт характера сказывается отношение к подросткам как учителей, так и сверстников.
Часто бывает, что и родители не всегда своевременно реагируют на появление недостатков характера у детей. А между тем, чем быстрее начать работу по их исправлению, тем легче освободиться. В противном случае они закрепляются в структуре личности школьника, «врастают» в нее. Тогда для искоренения отдельных недостатков характера необходимо будет влиять на связанные с ними другие психические качества, а то и на всю личность. Понятно, что сделать это бывает очень сложно.
Неблагоприятно влияет на подростка переоценка или недооценка взрослыми недостатков его характера. Так, некоторые родители склонны объяснять чрезвычайную капризность или недисциплинированность, невыдержанность своих детей их нервностью, то есть известной болезненностью. Это способствует укреплению у таких подростков этих недостатков и появлению чувства недозволенности. Нередко они прямо заявляют ученикам и своим одноклассникам: «Не троньте меня: я нервный!»
Плохо, когда и родители не обращают внимания на повышенную возбудимость, неуравновешенность, повышенную обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы как бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость. А ведь это повод для немедленного обращения к врачу.
Некоторые подростки, даже осознавая недостатки своего характера, не хотят от них избавляться, так как считают, что лень позволяет сохранить жизненные силы и не надорваться, а неискренность и своевременная расчетливость – позволит преуспеть в служебной карьере. Здесь важно помнить, что ребенок не только объект, но, прежде всего, субъект воспитания. Поэтому важно помочь ему правильно оценить недостатки своего характера и самому приложить усилия, чтобы от них освободиться.
Следует помнить, что не все индивидуальные черты выражают характер человека, а только наиболее существенные из них.
«В категории обычных недостатков характера учащихся выделяют два вида недостатков:
– недостатки, проявляющиеся в деятельности ученика;
– недостатки в отношении его к себе и другим людям.
К первому виду относятся: леность, пассивность, неорганизованность и неаккуратность, отсутствие настойчивости. Ко второму виду относятся эгоизм, эгоцентризм.
Ленивые подростки
Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. По многим причинам леность справедливо считается крупнейшим недостатком характера детей и взрослых.
Во-первых, общество построено на труде. Современное развитие стран с рыночным хозяйством было бы невозможно без расцвета, свободного творческого и высокоэффективного труда, без значительного повышения эффективности производства.
Во-вторых, трудовая и учебная деятельности необходимы для психического и физического развития человека. Ведь всевозможные виды трудовой деятельности используются также как терапевтическое средство.
В-третьих, лишенный трудолюбия школьник оказывается не адаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни.
В-четвертых, отсутствие у ребенка потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности. Недаром издавна говорят, что праздность – мать всех пороков.
Леность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда родители выполняют все прихоти и капризы, не побуждая его к целенаправленной учебной или трудовой деятельности. Многие из таких подростков не умеют быть усидчивыми при необходимости, не обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-познавательными интересами.
Мощным фактором, влияющим на снижение интереса к учебе, может оказаться для учащихся отдаленная во времени действенность обучения. Они хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. Соответственно, многие из них перестают интересоваться учебой теперь, не соотнося сегодняшние успехи с будущей взрослой жизнью.
Подростки с пассивным поведением
Понятие «пассивный» в словаре С.И. Ожегова раскрывается как «не проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а также «зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности». В педагогической психологии «пассивный» обычно толкуется как противоположный активному и, как следствие, лишается положительного смысла.
Основными причинами пассивности школьников можно определить.
– статочное влияние тоталитарного наследия, задававшего определенный стиль поведения граждан;
– понижение интеллектуальной активности;
– расстройство физического здоровья;
– дефекты умственного развития.
Содержание понятия «интеллектуально пассивные дети» существенно углубила Л. . Орлова в своей диссертационной кандидатской 1992 году. Она выделила 4 группы таких детей в младшем возрасте.
1. Группа с «мотивационной»
2. Группа детей с «операционно-
– в шаблонности умственной деятельности;
– избыточных операционных действиях и наличии несущественных («лишних») вопросов по ходу работы;
– в использовании обходных путей в выполнении учебных задач или применении нерациональных и даже неуместных при выполнении данного задания приемов;
– предпочтении репродуктивной деятельности (воспроизведение запечатленного и сохраненного в памяти) и знакомых, простых заданий.
3. Группа детей с «частичной»
или избирательной
4. Группа детей с общей
Л.В. Орлова предупреждает, что приведенная ею классификация не является жесткой, границы между группами подвижны. Один и тот же ребенок может входить в две группы.
Выделяются следующие причины значительного снижения учебной активности подростков:
– недостатки в воспитании деятельностных мотивов учения;
– усложнение учебного материала на средней ступени школьного образования;
– нежелание упорно заниматься учебным трудом в связи либо с завышенной самооценкой и легкостью в овладении знаниями в начальной школе, либо с заниженной самооценкой, возникшей из-за стойкой неуспеваемости;
– снижение контроля родителей над подростками или, наоборот, слишком мелочный контроль;
– переключение внимания многих подростков на внешкольную деятельность: участие в кружках, клубах, секциях, спортивных мероприятиях, коллекционирование, мелкая торговля, увлечение компьютерными играми и пр.
Основной причиной интеллектуальной пассивности у подростков часто является невозможность проявить в учебе свою активность, самостоятельность, взрослость. Причиной интеллектуальной пассивности детей может быть также болезнь или переутомление. Болезнь всегда подрывает физические и умственные силы подростков, лишая их желания что-либо делать. Поэтому вялое поведение подростка должно насторожить родителей и учителей, заставить их в первую очередь исключить именно возможность заболевания. В случае обнаружения болезни, задача выздоровления должна стать приоритетной. Причем важно не только вылечить ребенка, но и существенно оздоровить его и укрепить физическую выносливость.
Пассивность нередко возникает также из-за переутомления подростков. Этому способствуют:
– перегрузки на уроках;
– неумение сосредоточенно готовить домашние задания;
– длительное сидение за компьютером;
– частые посещения гостей и т. д.
Кроме того, нередко виноваты и сами родители, которые из лучших чувств побуждают своих детей записываться сразу в несколько кружков.
Пассивное поведение школьников может быть связано как с неправильным отношением родителей к ребенку, так и с некоторыми психологическими особенностями самого школьника. Они возникают при слишком большой опеке детей со стороны родителей. В таких семьях нередко вырастают безучастные, вялые, унылые, равнодушные дети, ни к чему активно не стремящиеся. Наконец, пассивность может возникнуть из-за требования родителями безусловного послушания.
Причины пассивности ребенка могут быть и внутреннего порядка. Одни из них обусловлены неблагоприятным фоном природного темперамента ребенка. Так, флегматик-школьник нередко инертен, вял, малоподвижен и сонлив. Для преодоления такого состояния школьника важно не только его внешне побуждать к деятельности, но и всемерно помогать ему в формировании внутренних мотивов деятельности: интересы, убеждения, стремления.
Информация о работе Особенности и проблематика психпросвещения подростков