Особенности и недостатки дистанционного обучения сотрудников организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение системы дистанционного обучения.
Задачи:
Дать определение понятию дистанционное обучения;
Выявить особенности и виды дистанционного обучения;
Рассмотреть основные методы и организационно-технические модели дистанционного обучения;
Выявить проблемы дистанционного обучения сотрудников организации.
Рассмотреть рынок предлагаемых услуг по дистанционному обучению сотрудников организации.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….……………..…...…3
Глава 1. Дистанционное обучение: теоретические и
методологические аспекты……………………………………………...…5
1.1 Понятие, свойства и особенности дистанционного обучения…..……..5
1.2 Организационно-технологические модели и
виды дистанционного обучения…...…………………………….…..…...8
Глава 2. Проблемы дистанционного обучения сотрудников организации…...…………………….………............................................................12
2.1 Цели и задачи дистанционного обучения……………………..……….12
2.2 Недостатки дистанционного обучения и способы их компенсации…………………………………………………….…..….…………...15
Глава 3. Рынок услуг по дистанционному обучению сотрудников организации……………………………………………………………………..…..17
Заключение......……………………………………………………….………….….23
Список использованной литературы………………………….....……...…....…...25

Файлы: 1 файл

Особ и недостатки дистанционного обучения.docx

— 126.45 Кб (Скачать)

       Одними  из эффективных форм получения дополнительных знаний считаются краткосрочные  курсы, on-line курсы, электронным и медиа-материалы, что свидетельствует о возрастающем интересе к дистанционному обучению. Это подтвердило то, что более половины и руководителей и рядовых сотрудников пользовались услугами дистанционного обучения.

 

         

    Рис.3.1 Степень популярности дистанционного  
    обучения в разных сферах
     

 

        Эффективность дистанционного обучения, если оно вплетено в общую систему  развития персонала, признано всеми. Особенно популярность стали приобретать  методы, основанные на технологиях  интернета, мобильной связи – Training 2.0, Learning 2.0, mobile learning, wiki и пр. Внедрение  их оказывается дорогостоящей услугой, но, в будущем, обязательно приносит экономию средств, значительно снижает  затраты на обучение.

       Однако, неразвитость рынка, слабая информированность об услуге и отсутствие доверия к данной форме обучения пока сдерживают массовый рост обращения к ней.

       Рынок систем дистанционного образования  условно можно разделить на следующие  секторы:

    • корпоративный;
    • ДО в системе высшего и среднего образования;
    • ДО в органах государственного и местного управления9.

       Наибольшие  темпы развития имеет корпоративное  обучение, которое постепенно становится повсеместным. Происходит это прежде всего, в связи с резким увеличением  зависимости эффективности работы предприятия от темпов и уровня обучения персонала. Многие компании начинают разработку собственных систем дистанционного обучения. Их внедрение позволяет сократить расходы и оптимизировать процесс повышения квалификации персонала (См. рис.3.2).

    Предоставление  на коммерческой основе услуг в области  дистанционного обучения на базе Интернета  может быть реализовано в рамках следующих бизнес-моделей:

 

     1. Разработка и поставка технологий  и программно-технических решений  для создания онлайновых систем  обучения;

      

    Рис. 3.2 Зависимость стоимости  обучения с применением  различных методов  обучения от числа  обучающихся 

    2. Предоставление в аренду программно-аппаратных  комплексов и сетевых ресурсов  для развертывания систем удаленного  обучения (ASP);

    3. Предоставление коммерческих услуг  по доступу к курсам обучения, разработанным и сопровождаемым  специализированными компаниями  и учреждениями образования, центрами  обучения, ВУЗами и т.д.;

    4. Консалтинговые услуги по "переводу" существующих "оффлайновых" курсов  в онлайновую среду, подготовке  контента курса, а также по  развертыванию системы дистанционного  обучения и организации процесса  дистанционного обучения.

 

     Возможны также различные комбинации указанных выше моделей и альянсы  компаний, работающих в рамках той  или иной бизнес-модели.

    Сейчас  в России существует некоторое количество компаний, в той или иной степени  занимающихся системами дистанционного обучения, но, в основном, такие компании предлагают готовые онлайновые курсы или услуги по их созданию, а не решения, предназначенные для разработки и создания и администрирования курсов.

    Ниже  приведен список некоторых российских компаний-провайдеров услуг системы дистанционного обучения.

    1. Система дистанционного обучения  ПРОМЕТЕЙ (http://www.prometeus.ru) Компания предлагает готовый (коробочный) продукт или разработку системы обучения с учетом специфических требований организации (без предоставления ASP-услуг). Система "Прометей" имеет модульную архитектуру, что позволяет расширять, модернизировать и масштабировать систему по мере необходимости.

    2. Компания Cognitive Technologies (www.cognitive.ru). Компания предлагает готовый (коробочный) продукт – СДО "СТ Курс", а также услуги по ASP - "ASP-Курс". СДО "СТ Курс"- интегрированный информационный комплекс для создания и функционирования учебных курсов для дистанционного обучения.

    3. ООО "Информроект" (www.baty.ru). Компанией "Информпроект" разработана система "Батисфера", предлагающая возможности дистанционного образования для учебных заведений.

    На  сегодняшний период времени, в качестве одного из ключевых требований к программам обучения выдвигается их адаптивность.

 

     Именно возможность быстро и наиболее эффективно адаптировать обучение под  свои нужды, особенно в такое время, когда организации стремятся  сократить как затраты на внешнее  обучение, так и количество времени, которое сотрудники могут потратить  на посещение курсов вне своей  организации10.

 

     Заключение

     Основная  масса учащихся прекрасно понимает, что качественное высшее образование сегодня - это их устойчивое экономическое положение в будущем. При этом большей популярностью не всегда пользуются вузы, оплата за обучение в которых значительно меньше. Наряду с преимуществами над традиционными формами дистанционное обучение имеет свои недостатки, а так же и проблемы, связанные с внедрением и признанием его организациями.

     Говоря  о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого  информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы  и прочее. А так же существует взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов.

     Дистанционное обучение расширяет и обновляет  роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые  им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с  нововведениями и инновациями.

     Позитивное  влияние оказывает дистанционное  образование и на студента, повышая  его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать  с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.

 

      Качество дистанционного образования  не уступает в идеале качеству очной  формы получения образования, а  улучшается за счет привлечения выдающегося  кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в  учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по дисциплинам.

       Идея  непрерывного образования предполагает развитие и совершенствование каждого  человека на протяжении всей жизни. Открытое образование реализует идею опережающего образования, что является требованием  времени. По утверждению специалистов, технологические знания стареют  каждые 2–3 года, при этом наблюдается  положительная динамика данного  процесса. Из этого следует, что при  сохранении прежних образовательных  технологий, к концу обучения в  вузе знания выпускника будут в большинстве  своем уже устаревшими. Как следствие  – необходимость повышения квалификации, то есть необходимость открытого  образовательного пространства.

     Однако  требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. То, что сейчас мы видим в Интернете и на компакт-дисках, к сожалению, не соответствует элементарным педагогическим требованиям. Необходима разработка самих курсов дистанционного обучения и методики их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.

     Дистанционное образование позволяет реализовать  два основных принципа современного образования – “образование для  всех” и “образование через всю  жизнь”.

 

     Список  использованной литературы

  1. Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Изд-во МЭСИ, 2000. – 350 с.
  2. Беспалько, В.П. "Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия)". — М., 2002.-352с.
  3. Буханцева Н.В., Воронин А.А. "Современные информационные технологии в образовании". — Ростов на Дону.: ЦВВР, 2004. - С. 52
  4. Васильев А.А. «Система муниципального управления». - М.: 
    «КноРус», 2010.- 736 с.
  5. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения.- Барнаул: "Алт. Университет", 2008. – 59 с.
  6. Гаевская Е.Г. Технологии сетевого дистанционного обучения. Методические указания для практических занятий: Учебное пособие.- СПб.:, 2007. -26 с.
  7. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М., 1998.- 264с.
  8. Двоеглазов Д.В., Дешко И.П. и др. Учебно-методический комплекс дистанционного обучения.- М., "Информика", 2000. - 191 с.  
  9. Захарова Т.И. "Организационное поведение: Учебно-методический комплекс.-М.:ЕАОИ,2008.- 330с.
  10. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с
  11. Кукушин В.С. Теория и методика обучения.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. - 476 с.
  12. Локтюшина, Е.А. "Компьютеры в учебно—воспитательном процессе школы и вуза". — Волгоград, 2008. — 275 с.
  13.  
  14. Машбиц Е.И. Психолого—педагогические проблемы компьютеризации обучения. —М.: Педагогика, 1988.-192 с.
  15. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение Учеб. пособие. – Владивосток.: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 150 с.
  16. Мылова И.Б., Матвеев В.Л. Инновации в образовании. Дистанционное обучение. Методическое пособие.- СПб.:,2009.-82 с.
  17. Петров А.Е., Моисеева М.В., Бухаркина М.Ю., Полат Е. С." Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". Учебное пособие для вузов.М.: Academia, 2009.-272 с.
  18. Полат, Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Дистанционное обучение. – М.: Владос, 2008. – 400 с.
  19. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., 2009. - 264 с
  20. Марченко О.И Управление персоналом: Учебное пособие. - М.: «Ось 89», 2004.-224 с.

Информация о работе Особенности и недостатки дистанционного обучения сотрудников организации