Особенности и недостатки дистанционного обучения сотрудников организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение системы дистанционного обучения.
Задачи:
Дать определение понятию дистанционное обучения;
Выявить особенности и виды дистанционного обучения;
Рассмотреть основные методы и организационно-технические модели дистанционного обучения;
Выявить проблемы дистанционного обучения сотрудников организации.
Рассмотреть рынок предлагаемых услуг по дистанционному обучению сотрудников организации.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….……………..…...…3
Глава 1. Дистанционное обучение: теоретические и
методологические аспекты……………………………………………...…5
1.1 Понятие, свойства и особенности дистанционного обучения…..……..5
1.2 Организационно-технологические модели и
виды дистанционного обучения…...…………………………….…..…...8
Глава 2. Проблемы дистанционного обучения сотрудников организации…...…………………….………............................................................12
2.1 Цели и задачи дистанционного обучения……………………..……….12
2.2 Недостатки дистанционного обучения и способы их компенсации…………………………………………………….…..….…………...15
Глава 3. Рынок услуг по дистанционному обучению сотрудников организации……………………………………………………………………..…..17
Заключение......……………………………………………………….………….….23
Список использованной литературы………………………….....……...…....…...25

Файлы: 1 файл

Особ и недостатки дистанционного обучения.docx

— 126.45 Кб (Скачать)

 
"Особенности и недостатки дистанционного обучения сотрудников организации" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Оглавление

Введение ……………………………………………………….……………..…...…3

Глава 1. Дистанционное обучение: теоретические и  
              методологические аспекты……………………………………………...…5

  1.1 Понятие, свойства и особенности дистанционного обучения…..……..5

     1.2 Организационно-технологические модели и  
                виды дистанционного обучения…...…………………………….…..…...8

Глава 2. Проблемы дистанционного обучения сотрудников организации…...…………………….………............................................................12

     2.1 Цели и задачи дистанционного обучения……………………..……….12

     2.2 Недостатки дистанционного обучения и способы их компенсации…………………………………………………….…..….…………...15

Глава 3. Рынок услуг по дистанционному обучению сотрудников организации……………………………………………………………………..…..17

Заключение......……………………………………………………….………….….23

Список использованной литературы………………………….....……...…....…...25

 

Введение

       В системе высшего образования  РФ на протяжении более 70 лет действует  система заочного образования. Россия считается одной из самых огромных и авторитетных образовательных систем в мире, однако ее пропускная способность, а самое главное, форма предоставления образовательных услуг уже не соответствуют потребностям.

       Сфера образования на сегодняшний день является более открытой, сложной  и дифференцированной: появляются новые  образовательные технологии, возникают  новые формы образования. Структурные изменения в экономике, политической и социальной жизни требуют переподготовить огромное число людей по всем направлениям профессионального, гуманитарного и социально-экономического образования. Вряд ли можно ожидать, что работодатель в течение 5-6 лет будет легко отпускать своего сотрудника на сессии.

       Реальная  альтернатива этому - развитие системы дистанционного обучения (e-learning). Система Дистанционного Обучения (СДО) - это программное обеспечение для организации дистанционной формы обучения, дополнительной системы поддержки учебного процесса, электронного документооборота, для создания электронных обучающих материалов, администрирования и оценки успеваемости в рамках изучаемой дисциплины, проведения консультаций.

       Дистанционное обучение подразумевает активное использование  интернет технологий, позволяющих проводить  обучение если учитель и ученик находятся  на расстоянии друг от друга. Сейчас для  этого используются возможности  Интернет или локальных компьютерных сетей1.

 

        Кроме того, дистанционное обучение имеет ряд преимуществ перед традиционными видами обучения. Во-первых, это относительная дешевизна (не нужно держать внушительный штат преподавателей - одну лекцию могут одновременно слушать миллионы учащихся во всех уголках земного шара, нет нужды в огромных помещениях для проведения лекций), а во-вторых, мобильность (возможность в короткие сроки внести в программу обучения необходимые изменения и дополнения)2.

       Исходя  из этого, можно сделать вывод о доступности такого вида обучения для большого числа людей. Все, что необходимо, так это компьютер с соответствующим программным обеспечением и доступ в интернет. Сейчас эти требования уже ни для кого не являются невыполнимыми.

       Рассмотрение  и решение проблем в сфере  образования на сегодняшний день актуально, поскольку в современном  мире образование признано одной  из основных ценностей для человека.

     Целью написания курсовой работы является изучение системы дистанционного обучения.

     Задачи:

    • Дать определение понятию дистанционное обучения;
    • Выявить особенности и виды дистанционного обучения;
    • Рассмотреть основные методы и организационно-технические модели дистанционного обучения;
    • Выявить проблемы дистанционного обучения сотрудников организации.
    • Рассмотреть рынок предлагаемых услуг по дистанционному обучению сотрудников организации.

 

       Глава 1 Дистанционное обучение: теоретические и методологические аспекты

      1.1 Понятия, свойства и особенности дистанционного обучения

       По  определению Государственного Комитета Российской Федерации по высшему  образованию, под дистанционным  обучением (ДО) понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.

       Информационно-образовательная  среда дистанционного обучения представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

     Образовательный процесс проходит в специфической  педагогической системе, элементами которой  являются подсистемы: целей обучения, содержания обучения, методов обучения, средств обучения, организационных  формы обучения, учебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая.3

Дистанционное образование основывается на различных  методиках:

     1. Самостоятельная работа студента с базами данных. В этом случае участие преподавателя в учебном процессе сведено к минимуму. Отсутствует контакт между самими учащимися.

 

      Данная методика является вариантом самообучения: студента снабжают всеми необходимыми материалами и программой обучения, а по истечении определенного срока проверяют полученные знания.

     2. Персонализированное образование рассчитано на обучение одного учащегося одним преподавателем. Преподаватель постоянно контролирует деятельность студента, удаленно просматривая его компьютер и следя за общим ходом работы, а также давая полезные советы и рекомендации. Преподаватель и студент физически не встречаются, общение происходит в синхронном или асинхронном режиме.

     3. Лекторский метод основан на  работе преподавателя с группой  учащихся без обратной связи.

     4. Смешанный подход является наиболее  сложным и, вместе с тем,  наиболее продуктивным. Он основан  на взаимосвязи преподавателя  со студентами, а также виртуальном общении студентов друг с другом.

       В процессе дистанционного обучения используются современные  технологии, что также позволяет  освоить навыки, которые в будущем  пригодятся в работе и повседневной жизни.

       Можно выделить следующие особенности  дистанционного обучения:

    • Асинхронность.

Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут  реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.

    • Параллельность.

Обучение  может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства».

 

    • Гибкость.

Обучающиеся не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.

    • Модульность.

Каждая  отдельная дисциплина или ряд  дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление  об определенной предметной области. Это  позволяет из набора независимых  учебных курсов формировать учебный  план, отвечающий индивидуальным или  групповым потребностям.

    • Рентабельность.

Под этой особенностью подразумевается экономическая  эффективность дистанционного обучения.

    • Преподаватель.

Речь  идет о новой роли преподавателя (в системе дистанционного обучения - тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование учебного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются также очные контакты.

    • Обучающийся.

Для того, чтобы пройти дистанционное обучение, от него требуется исключительная самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования.

    • Дальнодействие.

Расстояние  от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии  качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

 

    • Охват.

Эту особенность  иногда называют «массовостью». Количество обучающихся в системе дистанционного обучения не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационных технологий (ИТ).

    • Новые информационные технологии (НИТ).

В системе дистанционного обучения используются НИТ (компьютеры, аудио- видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.)4.

      1.2 Организационно-технологические модели и виды дистанционного обучения

     Выделяют  следующие организационно-технологические модели дистанционного обучения:

    • Единичная медиа - использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционному заочному обучению.
    • Мультимедиа - использование различных средств обучения: учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако, доминирует при этом передача информации в "одну сторону".

 

      При необходимости используются элементы очного обучения - личные встречи обучающихся  и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т.п. Эту технологическую модель мы рассмотрим более подробно ниже. За главный  объект мы возьмем электронный учебник.

    • Гипермедиа - модель дистанционного обучения третьего поколения, которая предусматривает использование новых информационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких средств как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и аудиографику при одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта.5

     Различают следующие  виды дистанционного образования:

    • видеоконференции;
    • видеолекции;
    • чат-занятия;
    • веб-занятия.

Информация о работе Особенности и недостатки дистанционного обучения сотрудников организации