Особенности и недостатки дистанционного обучения сотрудников организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение системы дистанционного обучения.
Задачи:
Дать определение понятию дистанционное обучения;
Выявить особенности и виды дистанционного обучения;
Рассмотреть основные методы и организационно-технические модели дистанционного обучения;
Выявить проблемы дистанционного обучения сотрудников организации.
Рассмотреть рынок предлагаемых услуг по дистанционному обучению сотрудников организации.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….……………..…...…3
Глава 1. Дистанционное обучение: теоретические и
методологические аспекты……………………………………………...…5
1.1 Понятие, свойства и особенности дистанционного обучения…..……..5
1.2 Организационно-технологические модели и
виды дистанционного обучения…...…………………………….…..…...8
Глава 2. Проблемы дистанционного обучения сотрудников организации…...…………………….………............................................................12
2.1 Цели и задачи дистанционного обучения……………………..……….12
2.2 Недостатки дистанционного обучения и способы их компенсации…………………………………………………….…..….…………...15
Глава 3. Рынок услуг по дистанционному обучению сотрудников организации……………………………………………………………………..…..17
Заключение......……………………………………………………….………….….23
Список использованной литературы………………………….....……...…....…...25

Файлы: 1 файл

Особ и недостатки дистанционного обучения.docx

— 126.45 Кб (Скачать)

       Используя все виды дистанционного образования  можно разнообразить формы обучения.

 

        Однако следует отметить, что  виды дистанционного образования, используемые в процессе зависят прежде всего  от того, какими техническими средствами располагает учебное заведение и обучающиеся в нем студенты.

       Кроме вышеперечисленных видов дистанционного образования некоторые учебные  заведения используют телевидение  и радио. Данные виды дистанционного образования, по нашему мнению, не являются достаточно эффективными, так как  передают не персонифицированную, а  общую информацию.

       Для каждой учебной дисциплины можно  использовать все виды дистанционного образования. Самое главное их успешно  сочетать. Это позволит сделать учебный  процесс интересным, убрать монотонность труда как преподавателя, так  и студента.

       При проведении чат-занятий используются чат-технологии. Эти занятия проводятся синхронно, поскольку все участки  одновременно имеют доступ к чату.

       Использование в учебном процессе средств телекоммуникаций позволяет проводить веб-занятия. При их проведении используются специализированные веб-форумы, что способствует более  длительному общению преподавателя  и студента. Общение с использованием веб-форумов не зависит от заранее  оговоренного времени.

       Телеконференции позволяют одновременно охватить огромное количество участников образовательного процесса.

       Все используемые в образовательном  просе виды дистанционного образования  позволяют создать в учебном  заведении единую образовательную  среду. Создание единой образовательной  среды особенно актуально для  корпоративного обучения.

       Многие  учебные заведение проводят итоговый контроль знаний студентов с использованием дистанционных технологий (тестирование).

 

        Международная сеть Интернет предоставляет  большие возможности для учреждений образования. Распространенная, одна из наиболее дешевых, надежная, она предоставляет  наиболее богатые возможности для  организации дистанционного обучения. Интернет предоставляет несколько  типов сервисов, на базе которых  имеется возможность установки  системы поддержки дистанционного обучения.

       Наиболее  подходящей для организации дистанционного обучения является система "www". World, Wide, Web (www) -это новейший информационный сервис сети Интернет. "www" построена на технологии, в основу которой положено понятие гипертекста. Эта система является одним из наиболее гибких средств поиска в Интернет6.

 

       Глава 2 Проблемы дистанционного обучения сотрудников организации

     2.1 Цели и задачи дистанционного обучения

       Высшей  целью создания и развития системы  дистанционного обучения является предоставление учащимся в любых районах России и за рубежом равных образовательных возможностей. А также повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, лидирующих отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, институтов повышения квалификации, других образовательных учреждений.

       Система дистанционного обучения должна содействовать решению таких социально значимых задач, как:

    • реализация потребностей населения в образовательных услугах;
    • повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора;
    • развитие единого образовательного пространства в рамках страны и всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения нострифицированного образования в любой точке образовательного пространства.
    • удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;
    • сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциалов, накопленных отечественной высшей школой;

       Создание  системы дистанционного обучения, в полной мере отвечающей поставленным целям, представляет собой сложную общегосударственную задачу.

 

При ее решении должны быть в полной мере использованы накопленные в высшей школе научно-методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующая телекоммуникационная инфраструктура (универсальные каналы связи и  каналы вторичных сетей) и организационные  структуры высшей школы.

       Вместе  с тем при создании единой системы дистанционного обучения должны быть преодолены существующие разобщенность и несогласованность в развитии дистанционного обучения, обеспечено эффективное объединение усилий вузов, других образовательных учреждений и организаций в области дистанционного обучения на основе:

    • требований государственного образовательного стандарта;
    • общих психолого-педагогических, методических и технических требований к курсам дистанционного обучения;
    • единых требований к уровню психолого-педагогической компетентности кадров системы дистанционного обучения;
    • создания единой информационно-образовательной среды СДО;
    • объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие системы дистанционного обучения в целом;
    • единого стратегического управления системой.

       Создание  единой системы дистанционного обучения не должно препятствовать самостоятельности образовательных учреждений и развитию многообразных форм дистанционного обучения, обеспечивающих уровень подготовки, превосходящий требования государственного образовательного стандарта.

 

        Основными задачами, связанными с созданием  системы дистанционного обучения, являются:

       
    • определение и закрепление принципов организации  и функционирования единой СДО;
       
  • формирование  организационно-управленческой структуры  СДО и финансовых механизмов, обеспечивающих ее развитие;
       
  • разработка  нормативно-правового обеспечения  СДО;
       
  • создание  системы информационно-аналитического и маркетингового обеспечения СДО, включая разработку и осуществление  программы проведения рекламно-пропагандистской кампании (с учетом специфики регионов и типов контингента пользователей), направленной на ознакомление населения  с принципами функционирования, возможностями  и преимуществами СДО и на придание ей статуса высокой престижности и социальной значимости;
       
  • разработка  теоретических, научно-психологических  основ и конкретных методик дистанционного обучения с учетом социо-культурной, профессиональной, этнической, возрастно-психологической  и иной специфики пользователей  ДО;
       
  • создание  специализированных информационно-образовательных  сред и курсов ДО, включая создание распределенной системы информационных ресурсов учебного назначения, доступных  по компьютерным телекоммуникациям  и развитие системы электронных  библиотек;
       
  • разработка  критериев, средств и систем контроля качества ДО;
 

 
       
    • формирование  материально-технической базы СДО, в том числе для разработки и репродуцирования методических материалов, программ, курсов и их сопровождения;
       
  • совершенствование коммуникационной инфраструктуры для  реализации образовательных технологий ДО7.

     2.2 Недостатки дистанционного обучения и способы их компенсации

       Недостатками дистанционного обучения являются:

  • Отсутствие личного общения между преподавателем и обучаемым (происходит менее эффективная, безличностная передача знаний). Также не хватает общения с коллегами-студентами для обмена опытом;
  • Необходимость наличия у учащегося сильной личной мотивации, умения учиться самостоятельно, без постоянной поддержки и понукания преподавателя;
  • Отсутствие возможности немедленного практического применения полученных знаний с последующим обсуждением возникающих вопросов с преподавателем и разъяснением ситуации на конкретных примерах;
  • Языковая проблема при экспорте (импорте) образования. Нужно понимать, что, выбрав учебное заведение одной из западных стран, придется обучаться на языке этой страны или на английском. Незнание языка автоматически закроет вам путь в этот университет.
  • Проблема взаимного признания дипломов, сертификатов, программ обучения. Особенно остро эта проблема стоит при экспорте (импорте) образования. Министерством образования РФ разработаны основные стандарты дистанционного обучения.
 

Так, обучение с использованием дистанционной  технологии должно включать выполнение всех контрольных мероприятий и  лабораторно-практических работ, предусмотренных  Государственным образовательным  стандартом среднего или высшего  профессионального образования  и примерным учебным планом для  соответствующего направления подготовки или специальности.

       Информационные  технологии сегодня оказывают огромное влияние на жизнь человека. В наш  быт легко вошли компьютеры, высокоскоростной доступ во всемирную паутину и  технические мультимедиа-возможности. Было бы непростительно не использовать то, что буквально «лежит под ногами».

       Конечно, дистанционное образование имеет  право на жизнь. Оно дает возможность  получить знания широким слоям населения, территориально удаленным от крупных  городов или образовательных  центров. Дистанционное обучение также позволяет одному преподавателю обучать огромное количество студентов и проводить автоматизированный контроль знаний при помощи тестов и контрольных работ. Кроме того, дистанционное обучение дает возможность получить диплом престижного ВУЗа, не вставая при этом с дивана.

       Тем не менее, эффективное дистанционное  образование возможно лишь в случае высокой мотивации самого студента, иначе это просто выброшенные  на ветер деньги и время. Никто  не проконтролирует человека лучше  его самого – это следует помнить при организации дистанционного образования8.

 

Глава 3 Рынок услуг по дистанционному обучению сотрудников организации

       Дистанционное обучение – это один из самых быстрорастущих сегментов мирового рынка образовательных услуг. Она ориентирована на потребителя и опирается на современные информационные и коммуникационные технологии, считается экономически эффективной.

       Система дистанционного образования призвана обеспечить равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан без исключения.

       Гибкие  условия формирования собственной  образовательной программы привлекают государственных служащих, инженеров, педагогов, а так же людей, желающих повысить квалификацию по плану, наиболее приемлемому для них.

     Дистанционное обучение развивается не только в  рамках национальных систем образования, но и коммерческими компаниями с  преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса.

     Следует отметить, что дистанционное обучение - программы в области бизнеса  составляют четвертую часть всех программ высшего образования по дистанционной форме (См. рис.3.1).

       Современные системы управления обучением (LMS), инструменты для разработки электронного учебного контента, и системы управления им (LCMS) позволяют наладить в организации дистанционного обучения (e-learning), не обладая при этом глубокими знаниями информационных технологий.

Информация о работе Особенности и недостатки дистанционного обучения сотрудников организации