Особенности формирования нравственной культуры будущих учителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение проблемы формирования нравственной культуры будущих учителей.
Предмет исследования – формирование нравственной культуры будущих учителей.
Объект исследования – нравственная культура.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:
- раскрыть особенности нравственной культуры будущих учителей;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ………….………3
1.1. Особенности нравственной культуры …………….………………6
1.2. Характеристики биологических, психологических и социальных особенностей будущих учителей….................................................................14
1.3. Особенности формирования нравственной культуры будущих учителей ………..……………………………………………………………...22
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ..................................................................................25
2.1. Характеристика исследования………………………...………….25
2.2. Результаты исследования…………….………..………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

особенности формирования нравственной культуры будущих учителей.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

      - школьников;

      - родителей;

      - студентов педагогической специальности.

 

       2.2. Результаты исследования

      По  результатам анкетирования школьников, их родителей и студентов были построены графики, показывающие качества нравственной культуры, которыми должен обладать будущий учитель. Можно определить основные и самые важные качества, которые отметили все анкетируемые: демократичный, доброжелательный, компетентным, любящий детей, не должен переносить даже самое ужасное настроение на учеников, ответственный, отзывчивый, понимающий, порядочный, профессиональный, справедливый, трудолюбивый, уважительным, умный, хорошо владеющий предметом.

      

 Рис. 2.2.1 Качества, которым школьники уделили меньше внимания 

      Довольно  интересные результаты показали такие  качества, как здоровье, наблюдательность, открытость и талантливость. Школьники  уделили им меньше внимания, чем  их родители и студенты (рис 2.2.1).

      Высоко школьники оценили в учителях такие качества, как веселый, с чувством юмора, современный, когда родители особо не проявили внимания данным качествам (рис. 2.2.2 на стр. 27). Это связано с тем, что школьники в учителе больше ценят его манеру общения, чем профессионализм.

      

      Рис. 2.2.2 Качества, которым школьники уделили больше внимания 

      Из  результатов исследования видно, что  родители большое значение уделяют  таким качествам, как коммуникабельность, строгость и умение мотивировать и подталкивать детей, чем школьники  и студенты (рис.2.2.3). Родителям важно, чтоб учитель мотивировал детей на учебу.

      

      Рис. 2.2.3 Качества, которым родители уделили  внимания больше, чем школьники 

      Студенты, в свою очередь высоко отметили качества учителя – креативность, общительность, стильность, терпеливость (рис. 2.2.4). Это можно обосновать современным взглядом студентов на личность учителя.

      Рис. 2.2.4 Качества, которые высоко оценили  студенты  

      Следующие качества получили низкую оценку со стороны  анкетируемых:  модный, настойчивый, практичный, решительный, целенаправленный, чуткий (рис. 2.2.5).

      

      Рис. 2.2.5 Качества, которые высоко оценили  студенты

      Остальные предложенные нами качества получили среднюю оценку со стороны анкетируемых.

      Подводя итоги, отметим, что можно выделить основные и самые значимые качества, но самым главным качеством должно быть коммуникабельность. Современный учитель должен обладать множеством качеств и уметь совмещать в себе порой самые несовместимые несовместимы. Он должен быть строгим, но при этом веселым и любящим детей, общительным и оптимистичным, но требовательным. Учитель должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Учитель – это наше будущее.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Общество, порождая требования к профессиональному  имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

     «Влюбленный в детей и увлеченный своей  работой педагог интуитивно и  сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.

     В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым. Как  точно заметил С.Л. Соловейчик: «Рядовой учитель – не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель…Подавший заявление в педагогический институт по сути берет на себя обязанности стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников».

     Учитель – это не только профессия, это  – жизненное кредо. Учитель – это наше будущее.

      Образовательный  процесс  в  вузе  становится  не  только  средством передачи  накопленных  знаний,  умений  и  навыков,  но  и  способствует  формированию  у  человека  нового  видения  мира,  характеризующегося пониманием  взаимосвязи  и  взаимообусловленности  в  нем  происходящего, осознанием  глобальных  проблем  и  личной  ответственности  за  их  решение. Профессиональная подготовка специалиста в вузе должна быть  основана  на  понимании его как человека  культуры;  «гражданина мира»,  открытого для диалога культур, характеризующегося  толерантным сознанием,  обладающим  критическим мышлением и способностью  к воображению;  высоконравственного,  ответственного  и  интеллигентного. 

     Цель  воспитательной  работы  со  студентами обусловлена  миссией  развития  духовно-нравственных, физических  и  профессиональных  качеств  личности  будущего  специалиста. 
 

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Нар. образование: рос. обществен.-пед. журн. - 2006. - №2. – с. 216-222.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология // В.В. Давыдов – М.: "АСТ", 2008. – с. 672.
  3. Выпряжкина И.Б. Критерии психологической компетентности учителя // Сборник Образование в век глобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20-21 марта 2003 г.) – М.: МСЭУ, 2003. – с. 37-41.
  4. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии – 2005.
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник // И.А. Зимняя – М.: Логос, 2005. – с. 384.
  6. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 222 с.
  7. Калюжный, А.А. Психолого-педагогические особенности формирования имиджа учителя // А.А. Калюжный – PR в образовании, 2004. – 186 с.
  8. Климов Е.А. Путь в профессию // Е.А. Климов — Л.: Лениздат, 1974. — 192 с.
  9. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. // Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М.: «Академия», 2003. - 176 с.
  10. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 2003.
  11. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал // Л.М. Митина – М.: "Дело", 2004. – 216 с.
  12. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя // Л.М. Митина – М.: Академия, 2004. – с. 320.
  13. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения // Н.В. Кузьмина – М.: Высшая школа, 2000. – с. 66.
  14. Мудрик А.В. Социальная педагогика // А.В. Мудрик – М.: Высшее образование, 2001. – с. 192.
  15. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания // Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.
  16. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов – М.: Академия, 2008. – с. 576.
  17. Попова Л. Имидж современного педагога // Учитель №6, 2002;
  18. Ростопшин П. Психология и педагогика. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000. - 96 с.
  19. Шингаев С. Психологический портрет педагога: взгляд с точки зрения социального здоровья // Психология обучения. - 2009. - № 10.
  20. Эльконин Б.Д. Избр. психол. труды // Б.Д. Эльконин – М.: Академия, 2005. – с. 144.
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

Каким должен быть современный учитель? 
 
 

  1. Аккуратным
  2. Весёлым
  3. Гуманным
  4. Демократичным
  5. Доброжелательным
  6. Жизнерадостным
  7. Здоровым
  8. Интересным
  9. Компетентным
  10. Коммуникабельным
  11. Красивым
  12. Креативным
  13. Любящим детей
  14. Модным
  15. Мотивировать и подталкивать детей
  16. Мудрым
  17. Наблюдательным
  18. Настойчивым
  19. Не должен переносить свое даже самое ужасное настроение на учеников
  20. Неунывающим
  21. Обаятельным
  22. Общительным
  23. Объективным
  24. Оптимистичным
  25. Остроумным
  26. Ответственным
  27. Отзывчивым
  28. Открытым
  29. Понимающим
  30. Порядочным
  31. Практичным
  32. Профессиональным
  33. Решительным
  34. С чувством юмора
  35. Современным
  36. Справедливым
  37. Стильным
  38. Строгим
  39. Талантливым
  40. Творческим
  41. Терпеливым
  42. Толерантным
  43. Требовательным
  44. Трудолюбивым
  45. Уважительным
  46. Увлекающим
  47. Увлеченным своим предметом
  48. Улыбчивым
  49. Умеющим признавать в ученике право на собственное мнение
  50. Умным
  51. Хорошо владеющим предметом
  52. Целенаправленным
  53. Чутким      
  54. Честным
 
 

Личные данные:

Категория (студент, ученик, родитель)

Пол________ Возраст _______

Информация о работе Особенности формирования нравственной культуры будущих учителей