Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:53, курсовая работа
Целью исследования является изучение проблемы формирования нравственной культуры будущих учителей.
Предмет исследования – формирование нравственной культуры будущих учителей.
Объект исследования – нравственная культура.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:
- раскрыть особенности нравственной культуры будущих учителей;
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ………….………3
1.1. Особенности нравственной культуры …………….………………6
1.2. Характеристики биологических, психологических и социальных особенностей будущих учителей….................................................................14
1.3. Особенности формирования нравственной культуры будущих учителей ………..……………………………………………………………...22
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ..................................................................................25
2.1. Характеристика исследования………………………...………….25
2.2. Результаты исследования…………….………..………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………34
- школьников;
- родителей;
-
студентов педагогической
2.2. Результаты исследования
По
результатам анкетирования
Довольно интересные результаты показали такие качества, как здоровье, наблюдательность, открытость и талантливость. Школьники уделили им меньше внимания, чем их родители и студенты (рис 2.2.1).
Высоко школьники оценили в учителях такие качества, как веселый, с чувством юмора, современный, когда родители особо не проявили внимания данным качествам (рис. 2.2.2 на стр. 27). Это связано с тем, что школьники в учителе больше ценят его манеру общения, чем профессионализм.
Рис.
2.2.2 Качества, которым школьники уделили
больше внимания
Из результатов исследования видно, что родители большое значение уделяют таким качествам, как коммуникабельность, строгость и умение мотивировать и подталкивать детей, чем школьники и студенты (рис.2.2.3). Родителям важно, чтоб учитель мотивировал детей на учебу.
Рис. 2.2.3 Качества, которым родители уделили внимания больше, чем школьники
Студенты, в свою очередь высоко отметили качества учителя – креативность, общительность, стильность, терпеливость (рис. 2.2.4). Это можно обосновать современным взглядом студентов на личность учителя.
Рис.
2.2.4 Качества, которые высоко оценили
студенты
Следующие качества получили низкую оценку со стороны анкетируемых: модный, настойчивый, практичный, решительный, целенаправленный, чуткий (рис. 2.2.5).
Рис. 2.2.5 Качества, которые высоко оценили студенты
Остальные предложенные нами качества получили среднюю оценку со стороны анкетируемых.
Подводя итоги, отметим, что можно выделить основные и самые значимые качества, но самым главным качеством должно быть коммуникабельность. Современный учитель должен обладать множеством качеств и уметь совмещать в себе порой самые несовместимые несовместимы. Он должен быть строгим, но при этом веселым и любящим детей, общительным и оптимистичным, но требовательным. Учитель должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Учитель – это наше будущее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.
«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.
В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым. Как точно заметил С.Л. Соловейчик: «Рядовой учитель – не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель…Подавший заявление в педагогический институт по сути берет на себя обязанности стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников».
Учитель – это не только профессия, это – жизненное кредо. Учитель – это наше будущее.
Образовательный процесс в вузе становится не только средством передачи накопленных знаний, умений и навыков, но и способствует формированию у человека нового видения мира, характеризующегося пониманием взаимосвязи и взаимообусловленности в нем происходящего, осознанием глобальных проблем и личной ответственности за их решение. Профессиональная подготовка специалиста в вузе должна быть основана на понимании его как человека культуры; «гражданина мира», открытого для диалога культур, характеризующегося толерантным сознанием, обладающим критическим мышлением и способностью к воображению; высоконравственного, ответственного и интеллигентного.
Цель
воспитательной работы со студентами
обусловлена миссией развития
духовно-нравственных, физических
и профессиональных качеств
личности будущего специалиста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Каким должен
быть современный учитель?
Личные данные:
Категория (студент, ученик, родитель)
Пол________ Возраст _______
Информация о работе Особенности формирования нравственной культуры будущих учителей